Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Шумова Надежда Андреевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основании образовательной программы школы, авторской программы  Л.П. Анастасовой, П. В. Ижевского,  Н.В. Ивановой   «Основы безопасности жизнедеятельности», с учетом годового календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.

Цель данной программы: постоянное информирование населения; пропаганда знаний; обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Задачи программы:

  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение куса «Основы  безопасности жизнедеятельности» в 4 классе отводится  35 часов из расчета: 1 час в неделю (35 учебных недель).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

Ученик научится:

• развитию личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формированию потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитанию ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Ученик получит возможность научиться:

-определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Ученик научится:

•  формулировать личные понятия о безопасности;

анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

 выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

 • самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 выбирать средства реализации поставленных целей;

 оценивать результаты  своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

 Ученик получит возможность научиться:

• воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи;

 моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

 • приобретет опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

 •  выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 • освоит  приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формировать умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.        

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  • Делать предварительный отбор источников информации: и ориентироваться в  учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  •  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • Умению донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ученик получит возможность научиться:

  1. Учитывать  и координировать  в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  3. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  4. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  5. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:

-знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

-умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

-умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

-умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

-умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Ученик научится:

-узнавать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни;

описывать:

-водоемы зимой, меры предосторожности при движении по льду водоемов; правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и не оборудованных местах;

-правила безопасного поведения в лесу, в поле;

-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды.

-Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье.

-Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.

-Что такое неинфекционные заболевания, травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

-какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях.

-Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

-Переходить дорогу, перекрёсток;

-Различать сигналы светофора и регулировщика; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;

-оценивать скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;

-правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;

-двигаться по загородной дороге, в том числе группой;

-правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;

-разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;

-соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;

-оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;

-действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

Ученик получит возможность научиться:

-правильно перейти водоем по льду;

-правильно вести себя на пляже.

-Плавать техникой плавания «кроль на груди»;

-ориентироваться в лесу.

-Уметь вести себя на реке зимой;

-правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;

-распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;

-оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

-действовать по сигналу «Внимание всем!».

-правилам движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

-различать виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств,

-правилам движения пешеходов по загородной дороге;

-правилам поведения при возникновении пожара в общественных местах, в  общественном транспорте;

-мерам безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, правилам обеспечения сохранности личных вещей;

-особенности поведения с незнакомыми людьми;

Предметные результаты

К концу 4 класса учащиеся должны знать, уметь и применять в повседневной жизни:

правильно переходить дорогу, перекресток;

ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1-2 вида узлов, развести и погасить костер;

вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо, горло, нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;

оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата.

Основное содержание программы.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (16ч).

Безопасное поведение на улицах и дорогах (8 ч).

Безопасность пешеходов при движении на дорогах.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

Безопасное поведение на воде(2ч).

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке.

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

Безопасное поведение на природе(6ч).

Ориентирование на местности.

Понятие ориентира.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (6ч).

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.

Первая медицинская помощь.

Правила обработки ран.

Перевязка ран.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Основы здорового образа жизни (4ч).

Основы понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Пути укрепления здоровья.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях (9ч).

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

Подготовка  обучаемых к действиям в  чрезвычайных ситуациях  мирного и военного времени.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Тематическое планирование.

Тема/ Тема урока

Кол-во

часов

1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

16

1.1.Безопасное поведение на улицах и дорогах.

8

1/1

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Повторение пройденного материала

в 1-3 классах.

1

2./2

Безопасность пешеходов при движении на дорогах.

1

3/3

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

4/4

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

5/5

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

1

6./6

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

1

7/7

Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1

8/8

Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1

1.2.Безопасное поведение на воде.

2

9/1

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке.

1

10/2

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

1

1.3.Безопасное поведение на природе.

6

11/1

Ориентирование на местности.

Понятие ориентира.

Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

1

12/2

Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

1

13/3

Безопасная переправа через водную преграду.

Умение вязать узлы.

1

14/4

Безопасная переправа через водную преграду.

Умение вязать узлы.

1

15/5

Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1

16/6

Повторение изученного

1

2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

6

17/1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.

Первая медицинская помощь.  

1

18/2

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.  Первая медицинская помощь.

1

19/3

Правила обработки ран.

Перевязка ран.

1

20/4

Правила обработки ран.

Перевязка ран.

1

21/5

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

22/6

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

3.Основы здорового образа жизни.

4

23/1

Основы понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

24/2

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

1

25/3

Пути укрепления здоровья.

1

26/4

Пути укрепления здоровья.

1

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

9

27/1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

1

28/2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

1

29./3

Подготовка  обучаемых  к действиям в  чрезвычайных ситуациях  мирного и военного времени.

1

30/4

Презентация проектов «Мы за безопасность!»

1

31/5

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей»

1

32/6

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей».

1

33/7

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей».

1

34/8

 Праздник «День защиты детей».

1

35/9

Повторение изученного за год.

1

Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Анастасова Л.П. «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие для 3-4 классов / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: « Просвещение», 2018г.

  1. Анастасова Л.П.» Основы безопасности жизнедеятельности»: рабочая тетрадь для 4 класса / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: « Просвещение», 2018 .

  1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 1-4 классы» - М.: «Просвещение», 2018г.

  1. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»: 1-4 классы: / под ред. А.Т. Смирнова. – М.:  «Просвещение», 2018г.

 Приложение № 1

к рабочей программе

по  внеурочной деятельности

« Основы  безопасности жизнедеятельности»

4 класс

Календарно - тематическое планирование

 курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тема/ Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

16

1.1.Безопасное поведение на улицах и дорогах.

8

1/1

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Повторение пройденного материала

в 1-3 классах.

1

2./2

Безопасность пешеходов при движении на дорогах.

1

3/3

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

4/4

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

5/5

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

1

6./6

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

1

7/7

Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1

8/8

Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1

1.2.Безопасное поведение на воде.

2

9/1

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке.

1

10/2

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

1

1.3.Безопасное поведение на природе.

6

11/1

Ориентирование на местности.

Понятие ориентира.

Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

1

12/2

Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

1

13/3

Безопасная переправа через водную преграду.

Умение вязать узлы.

1

14/4

Безопасная переправа через водную преграду.

Умение вязать узлы.

1

15/5

Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1

16/6

Повторение изученного

1

2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

6

17/1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.

Первая медицинская помощь.  

1

18/2

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.  Первая медицинская помощь.

1

19/3

Правила обработки ран.

Перевязка ран.

1

20/4

Правила обработки ран.

Перевязка ран.

1

21/5

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

22/6

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

3.Основы здорового образа жизни.

4

23/1

Основы понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

24/2

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

1

25/3

Пути укрепления здоровья.

1

26/4

Пути укрепления здоровья.

1

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

9

27/1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

1

28/2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

1

29./3

Подготовка обучаемых к действиям в  чрезвычайных ситуациях  мирного и военного времени.

1

30/4

Презентация проектов «Мы за безопасность!»

1

31/5

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей»

1

32/6

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей».

1

33/7

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей».

1

34/8

 Праздник «День защиты детей».

1

35/9

Повторение изученного за год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс

Основы безопасности жизнедеятельности4  класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРазвернутое тематическое планирование составлено на основе:- Федерального закона России «Об образовании», «О защите населе...

Внеурочная деятельность в 1 классе. Предметный кружок "Основы безопасности жизнедеятельности"

Программа внеурочной деятельности в 1 классе по предметному кружку с использованием УМК "Перспектива"...

Основы безопасности жизнедеятельности. Программа, планирование занятий для учащихся 1-2 классов.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают младшие школьники. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. В основе работы с детьми по воспитан...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...

Основы безопасности жизнедеятельности программа 1 – 4 класс.

Основной задачей обучения в начальных классах является получение первоначального представления о системе «Природа-Человек-Общество», о том, что такое жизнедеятельность и что лю­бая деятельность потенц...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...