План по самообразованию.
материал на тему
В процессе учебной деятельности школьников, от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Сегодня вопрос о развитии познавательных способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, т.к. исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможностей усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования осуществляется через внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и применение современных образовательных технологий. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
План
по самообразованию
«Развитие познавательных способностей
младших школьников»
учителя начальных классов
Кротовой Ирины Юрьевны
г. Советский, 2016 г.
Пояснительная записка.
Научность: в процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Сегодня вопрос о развитии познавательных способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, т.к. исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможностей усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования осуществляется через внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и применение современных образовательных технологий. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.
Актуальность: Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Прогностичность: реализация системно - деятельностного подхода в процессе развития познавательных способностей в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Целостность: приоритет деятельностных целей требует: новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником.
Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.
Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность, как учителя начальных классов.
Задачи:
-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования
-изучить опыт педагогов, школы, района, округа, страны
-овладеть новыми образовательными технологиями путем внедрения их в учебно- воспитательный процесс
- сделать процесс обучения увлекательным и интересным, тем самым помочь ребёнку развить его способности.
-вести мониторинг саморазвития школьников
-обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования
Формы самообразования: все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Источники самообразования:
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Мастер-класс
• Семинары и конференции
• Мероприятия по обмену опытом
• Курсы повышения квалификации
№ п/п | План мероприятий | Примерный срок (год) реализации |
I | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
1 | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2016-2020 |
2 | Прохождение курсов профессиональной переподготовки | 2016-2020 |
3 | Аттестация | 2018 |
4 | На основе специально разработанной системы задач, заданий и упражнений и ввода современных образовательных технологий, ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся формировать и развивать продуктивное мышление и познавательные способности учащихся. | 2016-2020 |
5 | Изучение применения системно-деятельностного подхода в процессе развития познавательных способностей младших школьников в работе ведущих учителей школы, района, округа, страны в области обучения и воспитания. | 2016-2020 |
6 | Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, округа | 2016-2020 |
II | Использование современных образовательных технологий | |
1 | Использование возможностей системно-деятельностной технологии на уроке | систематически |
2 | Составление и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий с использованием новых образовательных технологий | систематически |
3 | Составление собственных авторских разработок | систематически |
4 | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику | систематически |
III | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | |
1 | Выступление перед коллегами на занятиях ММО, РМО, конференции | 2016-2020 |
2 | Проведение мастер-класса | 2016-2020 |
3 | Проведение творческого отчета на занятии РМО учителей | 2016-2020 |
4 | Профессиональные публикации | 2016-2020 |
5 | Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования | 2016-2020 |
IV | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | 2016-2020 |
1 | Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиаде | 2016-2020 |
2 | Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предметам | 2016-2020 |
3 | Вовлекать больше учащихся в проектную деятельность для участия в конкурсах различного уровня | 2016-2020 |
4 | Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий | 2016-2020 |
Основное содержание работы учителя по теме самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | 1.Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по теме. | Первый год работы над темой |
2. Прогностический | 4. Определение цели и задач работы над темой. 5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 6. Прогнозирование результатов. | Второй год работы |
3. Практический | 7. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. 8. Формирование методического комплекса. 9. Отслеживание текущих и промежуточных результатов. | Третий год работы |
4. Обобщающий | 10. Подведение итогов. 11. Оформление результатов работы по теме самообразования. 12. Представление материалов. | Четвёртый год работы |
5. Внедренческий | 13. Использование опыта самим педагогом в процессе работы. 14. Распространение опыта. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Результат самообразования:
• повышение качества преподавания предмета
• разработанные или изданные методические статьи, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов
• выработка методических рекомендаций по применению новых технологий
• разработка и проведение открытых уроков
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта
Оценка эффективности программы:
качество знаний и умений учителя в области образовательных технологий
уровень обученности школьников
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом
качество учебно-методического обеспечения
качественное и количественное размещение информации на веб-сайте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию
Как спланировать работу по самообразованию...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
План по самообразованию
План по самообразованию учителя начальной школы...
План по самообразованию
Материал содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...
План по самообразованию учителя начальных классов
Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...