План по самообразованию.
материал на тему

Кротова Ирина Юрьевна

В процессе учебной деятельности школьников, от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Сегодня вопрос о развитии познавательных способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, т.к. исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможностей усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования осуществляется через внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и применение современных образовательных технологий. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

План

по самообразованию

«Развитие познавательных способностей

младших школьников»

учителя начальных классов

Кротовой Ирины Юрьевны

г. Советский, 2016 г.

Пояснительная записка.

Научность:  в процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Сегодня вопрос о развитии познавательных способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, т.к. исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможностей усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования осуществляется через внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и применение современных образовательных технологий. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Актуальность: Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Прогностичность: реализация системно - деятельностного подхода в процессе развития познавательных способностей в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются  возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

Целостность: приоритет деятельностных целей требует: новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока,  новой системы взаимодействия между учителем и учеником.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность, как учителя начальных классов.

Задачи:

-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования

-изучить опыт педагогов, школы, района, округа, страны

-овладеть новыми образовательными технологиями путем внедрения их в учебно-         воспитательный процесс

- сделать процесс обучения увлекательным и интересным, тем самым помочь ребёнку развить его способности.

-вести мониторинг саморазвития школьников

-обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования

Формы самообразования: все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Источники самообразования:

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Мастер-класс

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Курсы повышения квалификации

п/п

План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

I

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2016-2020

2

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

2016-2020

3

Аттестация

2018

4

На основе специально разработанной системы задач, заданий и упражнений и ввода современных образовательных технологий, ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся формировать и развивать продуктивное мышление и познавательные способности учащихся.

2016-2020

5

Изучение применения системно-деятельностного подхода в процессе развития познавательных способностей младших школьников в работе ведущих учителей школы, района, округа, страны в области обучения и воспитания.

2016-2020

6

Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, округа

2016-2020

II

Использование современных образовательных технологий

1

Использование возможностей системно-деятельностной технологии на уроке

систематически

2

Составление и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий с использованием новых образовательных технологий

систематически

3

Составление собственных авторских разработок

систематически

4

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику

систематически

III

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1

Выступление перед коллегами на занятиях ММО, РМО, конференции

2016-2020

2

Проведение мастер-класса

2016-2020

3

Проведение творческого отчета на занятии РМО учителей

2016-2020

4

Профессиональные публикации

2016-2020

5

Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования

2016-2020

IV

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

2016-2020

1

Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиаде

2016-2020

2

Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предметам

2016-2020

3

Вовлекать больше учащихся в проектную деятельность для участия в конкурсах различного уровня

2016-2020

4

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий

2016-2020

Основное содержание работы учителя по теме самообразования:

Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

1.Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по теме.

Первый год работы над темой

2. Прогностический

4. Определение цели и задач работы над темой.

5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

6. Прогнозирование результатов.

Второй год работы

3. Практический

7. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

8. Формирование методического комплекса.

9. Отслеживание текущих и промежуточных результатов.

Третий год работы

4. Обобщающий

10. Подведение итогов.

11. Оформление результатов работы по теме самообразования.

12. Представление материалов.

Четвёртый год работы

5. Внедренческий

13. Использование опыта самим педагогом в процессе работы.

14. Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Результат самообразования:

• повышение качества преподавания предмета

• разработанные или изданные методические  статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов

• выработка методических рекомендаций по применению новых  технологий

• разработка и проведение открытых уроков

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта

Оценка эффективности программы:

качество знаний и умений учителя в области  образовательных технологий

уровень  обученности школьников

степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом

качество учебно-методического обеспечения

качественное и количественное размещение информации на веб-сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

План по самообразованию

План по самообразованию учителя начальной школы...

План по самообразованию

Материал  содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"...

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...

План по самообразованию учителя начальных классов

Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...