План по самообразованию
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Материал содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 71 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации
План по самообразованию
Баюнц Новеллы Александровны,
учителя начальных классов МКОУ СОШ №9
с. Розовка Минераловодского района, высшая категория
Образование: высшее, закончила в 1987 году Ставропольский Государственный педагогический институт по специальности – начальные классы.
Квалификационная категория – высшая.
1. Анализ работы над темой самообразования
С 2010 года работаю над проблемой школы: «Формирование умений и навыков в единстве с мотивацией».
Тема по самообразованию «Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики».
После набора детей в первый класс, познакомившись с ними, с их семьями, с результатами психологического обследования, обнаружила очень низкие результаты готовности детей к школе.
Результаты оказались низкими по следующим причинам:
1.32% детей из антисоциальных семей (дети из детского дома)
2,27% многодетные семьи
3,66% ребят из класса вообще не посещали детский сад
Наблюдения показали, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других.
Считаю, что воспитание ребенка через литературу – это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, т.к. в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства.
Нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в «личные». Данный процесс длительный, и система нравственных убеждений складывается в юности, но нравственные представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в школе. В практике школьной жизни маленький человек утверждается в правильности или, наоборот, в неправильности того чему учили его в семье. И тогда, меняются прежние взгляды под влиянием воспитания.
Поэтому цель моей работы следующая:
- Создание условий для формирования у младших школьников нравственных норм и правил на уроках литературного чтения, светской этики.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к нравственным нормам и правилам.
- Обучение умению слушать и понимать текст.
- Восприятие целостного текста через анализ литературного произведения.
39
Обучение строю на основе личностно-ориентированного подхода дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника. Корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Веду диагностику и мониторинг успеваемости знаний учащихся, составляю индивидуальные карты по пробелам знаний на каждого ученика, по результатам планирую работу по их устранению. Способствую развитию у ребят познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.
В процессе работы над этой темой:
- прошла курсы повышения квалификации по теме: «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» в объёме 72 часа. Март. 2010 год.
- «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в объёме 48 часов. Октябрь,2011г.
В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.
Нестандартные уроки – это нестандартные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною проводятся такие нестандартные уроки: уроки-сказки, уроки-путешествия, урок - аукцион, деловые игры и другие. В процессе работы над темой в период с 2009-2010у.г. по 2010-2011 у.г. получены следующие результаты:
- выше нормы читают 60 % учащихся. 35% читают в норму;
- с помощью учащихся разработали и провели серию внеклассных мероприятий и обобщающих уроков с использованием исторического материала и ИКТ, помогающего в изучении отдельных тем
- создала личную страницу на сайтах: Про Школу. ру; Социальная сеть работников образования, где опубликовала свои материалы из опыта работы.
2.Личный перспективный план по самообразованию на 2010-2014 г.г.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: «Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики».
Целевые установки:
- повышение профессионального уровня
- компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1.Усиление роли гражданской и нравственной позиции уроков литературного чтения и светской этики, как одного из условий подготовки школьников к жизни.
2.Реализация творческих возможностей учителя как основы успешной учебной деятельности учащихся. 40
3.Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по литературному чтению и светской этики.
Работа над темой начата в 2010 году
Предполагается закончить работу над темой в 2014 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по предметам и оценке их достоинств и недостатков. Изучение стандартов второго поколения.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то, прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1.Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.
2. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.
3. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. -Минск: Нац. ин-т образования, 2009. -- 120 с.
4. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997г.
5. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988. 41
6.. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
7.Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1 .Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках чтения и светской этики, предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. (Темы представлены с учетом прикладной направленности курса литературного чтения и светской этики в условиях модернизации образования)
- Правда и ложь в русских народных сказках.
- Мудрые мысли о добре.
- Этикет в нашей жизни
- Мой друг
- Герои Великой Отечественной войны
- Моя родословная
- История моего села
2.Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся.
3Опубликовывать материал на личной странице сайта Прошколу. ру
4. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам
использования ИКТ. - Творческое сотрудничество с учителем информатики Марьиной С.П. по
вопросам работы в программах: редактора электронных таблиц Microsoft Ofisse
Excel, Microsoft Ofisse PowerPoint
5. Участие в системе школьной методической работы:
- Продолжить работу в качестве руководителя МО учителей естественно -
математического цикла. - Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных
технологий. - Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по
вопросам темы самообразования. - Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях МО района по светской этике, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей
начальных классов, на занятиях школьного методического объединения ,педагогические советы школы. - Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
- Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1 - 2
раза в год; - Оказание методической помощи молодым и начинающим педагогам
Результаты самообразования на указанном этапе
- Повысить качество преподавания предмета до 80%.
- Развивать навыки работы в Microsoft Ofisse Excel, Microsoft Ofisse PowerPoint..
Научиться:
- Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.
- Определять в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом. 42
- Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы
- Научить детей пользоваться дополнительной литературой, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
- Результаты работы по теме самообразования поместить на школьном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме: «Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики».
43
Предварительный просмотр:
Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации
План по самообразованию
Баюнц Новеллы Александровны,
учителя начальных классов МКОУ СОШ №9
с. Розовка Минераловодского района, высшая категория
Образование: высшее, закончила в 1987 году Ставропольский Государственный педагогический институт по специальности – начальные классы.
Квалификационная категория – высшая.
1. Анализ работы над темой самообразования
С 2010 года работаю над проблемой школы: «Формирование умений и навыков в единстве с мотивацией».
Тема по самообразованию «Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики».
После набора детей в первый класс, познакомившись с ними, с их семьями, с результатами психологического обследования, обнаружила очень низкие результаты готовности детей к школе.
Результаты оказались низкими по следующим причинам:
1.32% детей из антисоциальных семей (дети из детского дома)
2,27% многодетные семьи
3,66% ребят из класса вообще не посещали детский сад
Наблюдения показали, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других.
Считаю, что воспитание ребенка через литературу – это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, т.к. в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства.
Нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в «личные». Данный процесс длительный, и система нравственных убеждений складывается в юности, но нравственные представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в школе. В практике школьной жизни маленький человек утверждается в правильности или, наоборот, в неправильности того чему учили его в семье. И тогда, меняются прежние взгляды под влиянием воспитания.
Поэтому цель моей работы следующая:
- Создание условий для формирования у младших школьников нравственных норм и правил на уроках литературного чтения, светской этики.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к нравственным нормам и правилам.
- Обучение умению слушать и понимать текст.
- Восприятие целостного текста через анализ литературного произведения.
39
Обучение строю на основе личностно-ориентированного подхода дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника. Корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Веду диагностику и мониторинг успеваемости знаний учащихся, составляю индивидуальные карты по пробелам знаний на каждого ученика, по результатам планирую работу по их устранению. Способствую развитию у ребят познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.
В процессе работы над этой темой:
- прошла курсы повышения квалификации по теме: «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» в объёме 72 часа. Март. 2010 год.
- «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в объёме 48 часов. Октябрь,2011г.
В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.
Нестандартные уроки – это нестандартные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною проводятся такие нестандартные уроки: уроки-сказки, уроки-путешествия, урок - аукцион, деловые игры и другие. В процессе работы над темой в период с 2009-2010у.г. по 2010-2011 у.г. получены следующие результаты:
- выше нормы читают 60 % учащихся. 35% читают в норму;
- с помощью учащихся разработали и провели серию внеклассных мероприятий и обобщающих уроков с использованием исторического материала и ИКТ, помогающего в изучении отдельных тем
- создала личную страницу на сайтах: Про Школу. ру; Социальная сеть работников образования, где опубликовала свои материалы из опыта работы.
2.Личный перспективный план по самообразованию на 2010-2014 г.г.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: «Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики».
Целевые установки:
- повышение профессионального уровня
- компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1.Усиление роли гражданской и нравственной позиции уроков литературного чтения и светской этики, как одного из условий подготовки школьников к жизни.
2.Реализация творческих возможностей учителя как основы успешной учебной деятельности учащихся. 40
3.Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по литературному чтению и светской этики.
Работа над темой начата в 2010 году
Предполагается закончить работу над темой в 2014 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по предметам и оценке их достоинств и недостатков. Изучение стандартов второго поколения.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то, прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1.Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.
2. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.
3. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. -Минск: Нац. ин-т образования, 2009. -- 120 с.
4. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997г.
5. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988. 41
6.. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
7.Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1 .Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках чтения и светской этики, предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. (Темы представлены с учетом прикладной направленности курса литературного чтения и светской этики в условиях модернизации образования)
- Правда и ложь в русских народных сказках.
- Мудрые мысли о добре.
- Этикет в нашей жизни
- Мой друг
- Герои Великой Отечественной войны
- Моя родословная
- История моего села
2.Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся.
3Опубликовывать материал на личной странице сайта Прошколу. ру
4. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам
использования ИКТ. - Творческое сотрудничество с учителем информатики Марьиной С.П. по
вопросам работы в программах: редактора электронных таблиц Microsoft Ofisse
Excel, Microsoft Ofisse PowerPoint
5. Участие в системе школьной методической работы:
- Продолжить работу в качестве руководителя МО учителей естественно -
математического цикла. - Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных
технологий. - Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по
вопросам темы самообразования. - Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях МО района по светской этике, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей
начальных классов, на занятиях школьного методического объединения ,педагогические советы школы. - Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
- Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1 - 2
раза в год; - Оказание методической помощи молодым и начинающим педагогам
Результаты самообразования на указанном этапе
- Повысить качество преподавания предмета до 80%.
- Развивать навыки работы в Microsoft Ofisse Excel, Microsoft Ofisse PowerPoint..
Научиться:
- Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.
- Определять в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом. 42
- Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы
- Научить детей пользоваться дополнительной литературой, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
- Результаты работы по теме самообразования поместить на школьном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме: «Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики».
43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию
Как спланировать работу по самообразованию...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
План по самообразованию
План по самообразованию учителя начальной школы...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...
План по самообразованию учителя начальных классов
Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...
план по самообразованию
план по самообразованию учителя начальных классов на 2011 - 2015 учебные года...