ТРИЗ Занятие 14
презентация к уроку (4 класс) на тему

Законамерности в числах и фигурах

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie_14_zakonomernosti_v_chislah_e.ya_.artemeva.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие 14

Закономерности в числах и фигурах

1. Игра на внимание «Посчитай – не ошибись» (3 мин)

Правила игры: ученики поочерёдно, цепочкой называют числа по порядку: 1, 2, 3, 4 и т. д. Если число делится на 3 или содержит в себе цифру 3, оно не произносится, а ученик говорит «Бом».

Игра проводится на выбывание: ученик, допустивший ошибку, садится, а следующий ученик начинает считать с самого начала.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Учитель зачитывает варианты алгоритмов, а дети всем классом их пробуют выполнять (по ходу отмечаются неточности в составлении алгоритма).

3. Упражнение на поиск закономерности числового ряда (6–7 мин)

Справка:

Числовые ряды с закономерностями – это такие ряды, в которых числа связаны между собой по определённому правилу.

На доске заранее написаны 4–5 числовых рядов. Учитель предлагает детям найти закономерность их построения и продолжить числовой ряд: назвать два следующих числа.

По ходу выполнения задания учитель записывает на доске правильные ответы и в скобках указывает, выполнением каких действий образован ряд (возможно несколько вариантов объяснения).

Примеры числовых рядов:

После окончания работы – обсуждение: на какие группы по способу решения можно разделить данные числовые ряды?

Например:

– каждое последующее число получается при выполнении какого-то одного постоянного арифметического действия. Например: +8,2 и т. п.;

– каждое последующее число получается при выполнении нескольких постоянных арифметических действий. Например: +4–3;:52 и т. п.;

– каждое последующее число получается при выполнении действий с числами, находящимися в определённой последовательности. Например: +1,+2,+3; – 7, – 5, – 3 и т. п.

Затем предлагается составить алгоритм, как решать числовые ряды. Например (если действие постоянное):

Шаг 1: зафиксировать разницу между двумя рядом стоящими числами.

Шаг 2: определить правило построения ряда.

Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.

Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.

4. Упражнение «Проверь себя» (5 мин)

На доске рисунки с числами, необходимо вместо вопроса поставить нужное число. Примеры рисунков:

1. «Паровоз»:

2. «Домик»:

3. «Ступеньки»:

После окончания работы – анализ правильности выполнения задания (в «домике» сумма чисел в окнах равна сумме чисел в крыше и в двери; в «паровозе» произведение чисел в колёсах равно числу в трубе; в «ступеньках» верхний кубик – утроенная сумма нижних) и составление краткого алгоритма решения подобных заданий.

5. Работа в группах «Продолжи ряд» (6–7 мин)

Каждая группа получает 3–4 рисунка на нахождение закономерности в рядах с фигурами. Необходимо продолжить закономерность. Возможен вариант, когда у всех групп могут быть одинаковые рисунки. Примеры рисунков:

Для проверки учитель открывает на доске ответы всех заданий.

6. Упражнение на нахождение закономерности в серии фигур (10 мин)

На доске серия рисунков. Необходимо выбрать недостающую фигуру из четырёх пронумерованных и объяснить свой выбор.

В конце работы – анализ: как нужно было выполнить задание.

Например:

Шаг 1. Определить, из каких частей состоит рисунок: голова, уши, усы, туловище, хвост.

Шаг 2. Определить по каждой строчке, какие части изменяются, какие – нет: уши у всех кошек одинаковые, все остальные части изменяются.

Шаг 3. Установить по каждой строчке, какими вариантами выражена каждая из изменяющихся частей: туловище: круг, квадрат, треугольник; голова: круг, квадрат, треугольник; хвост: вправо, влево, прямо; усы: одна пара, две пары, три пары.

Шаг 4. Определить, каких вариантов не хватает в 3-й строчке: круглой головы, пары усов, квадратного туловища, хвоста в правую сторону.

Шаг 5. Выбрать рисунок, подходящий под это описание: номер 3.

7. Домашнее задание (3–4 мин)

Нарисовать подобные рисунки, в которых нужно вставить недостающую фигуру.

Желательно обсудить темы рисунков: человечки, геометрические фигуры, животные, домики, машины и т. д. – т. е. любые объекты, представляющие собой совокупность отдельных частей; какими вариантами может быть представлена каждая часть: может изменяться размер, форма, цвет, количество частей, направление линий и др.

Проверка выполнения этого домашнего задания проводится на уроке математики.

8. Задание на смекалку (3–4 мин)

• Одно яйцо варится 5 мин. Сколько варятся 3 яйца? (5 мин)

• Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4 кг)

• Карета, запряжённая шестёркой лошадей, проехала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (3 км)

• Мальчик идёт до школы 10 мин. Сколько времени он потратит, если будет идти вместе с сестрой? (Неизвестно: время может остаться прежним, может уменьшиться (если сестра будет торопить мальчика) или увеличиться (если они будут увлечённо беседовать по дороге).)

• Термометр показывает 8 градусов мороза. Сколько покажут два таких термометра? (8 градусов)

• Кирпич весит 1 кг и половину кирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)

• Двое шли, сто рублей нашли. За ними трое идут, сколько они найдут? (Неизвестно, но, скорее всего, – нисколько.)

• Два мальчика играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)

• Верблюд в течение часа выдерживает ношу в 10 пудов. В течение какого времени он выдержит ношу в 1000 пудов? (Такую ношу он вообще не сможет выдержать.)

9. Подведение итогов занятия

Ресурсы:   http://www.rumvi.com/products/ebook/мир-логики 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ...

ФГОС Конспект занятия "Уроки творчества" (ТРИЗ)

Занятие проводилось на районном семинаре в МКОУ СОШ №40 по теме "Внедрение ФГОС НОО". ...

"Использование элементов ТРИЗ на занятиях по истории Санкт-Петербурга в младшей школе"

Занятия по истории Санкт-Петербурга, как показало время, более всего расположены к нетрадиционным формам учебной деятельности: уроки (занятия) - экскурсии, конкурсы и викторины, уроки (занятия) - твор...

ТРИЗ Занятие 17

Причина и следствие...

ТРИЗ Занятие 18

Причинно‑следственные цепочки...

ТРИЗ Занятие 19

Противоположные отношения между понятиями...