Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моя малая Родина", 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Данная модифицированная программа составлена на основе курса "Культура, литература и история родного края". Формирует интерес к историческим и культурным ценностям Республики Хакасия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mmr_2_kl._2.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярская средняя общеобразовательная школа
Принято: Согласовано:
На заседании ШМО ___________________
Классных руководителей Зам.директора по ВР
от 25.08.2014 г. №1.
Утверждено приказом по школе от 29 .08.2014 г. № 78/1
Рабочая программа курса внеурочной деятельности учащихся
по духовно-нравственному направлению
«Моя малая Родина»
Класс- 2
Сроки реализации- 1 год
Количество часов – 35 часов
Учитель –Гоппе Н.С.
с. Белый Яр
2014 г.
Пояснительная записка
Характеристика курса
Основания
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Белоярская СОШ;
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Актуальность
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира.
Практическая значимость
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Вид программы Данная модифицированная программа составлена на основе программы курса «Культура, литература и история родного края» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1 – 4 классы), разработанная Балгазиной А.Н., 2000 г..
Цели: Формирование интереса к историческим и культурным ценностям Хакасии, к природе, истории и культуре родного края.
Задачи:
Обучающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: создавать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
Особенности группы учащихся:
Состав группы- 12-15 человек. Группа набирается на основе заявлений родителей (законных представителей учащихся).
Формы и методы работы: на занятиях используются проекты, викторины, КВН, экскурсии, поисковые исследования, презентации, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая), праздничные мероприятия. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая. Основные методы и технологии: игровая технология, проектная технология, технология обучения в сотрудничестве, проблемно- диалогическая, коммуникативная технология.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю – 35 ч. (35 уч. нед.) по 35 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 -х классов. Программа курса помогает расширить знания учащихся в таких предметных областях, как окружающий мир и литературное чтение.
Основное содержание курса
Раздел | Количество часов | Краткое содержание |
«В гости к осени». | 1 | Экскурсия в природу. |
Географическое положение Хакасии. Природные богатства. | 2 | Работа с картой. Выявление географического положения Хакасии. |
Климат нашей местности. Сезонные изменения в природе. | 3 | Создание дневника погоды и народных примет |
Водоёмы нашего края. | 1 | Знакомство с водоёмами Хакасии. |
Заповедные места Хакасии. | 3 | Знакомство с заповедниками Хакасии. |
Растения нашего края. | 5 | Знакомство с растениями Хакасии. |
«В гости к зиме». | 1 | Экскурсия в природу. |
Птицы нашего края. | 3 | Знакомство с птицами Хакасии. |
Животные нашего края. | 2 | Знакомство с животными Хакасии. |
Сельское хозяйство нашей местности. | 2 | Знакомство с особенностями ведения сельского хозяйства в республике Хакасия. |
Писатели и художники о природе Хакасии. | 2 | Знакомство с произведениями художников и писателей Хакасии о природе. |
«Особое царство – грибы». | 1 | Знакомство с грибами. |
«В гости к весне». | 1 | Экскурсия в природу. |
Экология Хакасии. | 6 | |
«Я живу в Хакасии» | 2 | Подведение итогов изучения курса. |
Планируемые результаты и система оценки
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Моя малая Родина»:
Личностные:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Знать:
- рельеф, горы, равнины Республики Хакасия;
- климат и погоду;
- реки и озера;
- необходимость охраны природы;
- природные сообщества Хакасии;
- некоторые виды растений Хакасии;
- о растениях, которые занесены в Красную книгу Республики Хакасия;
- традиции республики, села;
Уметь:
- составлять брошюры народных примет погоды;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
- составлять рассказы о растениях Хакасии;
- составлять гербарии растений;
Система оценки планируемых результатов
Результат | Инструмент | Критерии |
Участие в школьных олимпиадах по окружающему миру | КИМы, предложенные организаторами олимпиад | Анализ рейтинга участников. Наличие призовых мест. |
Участие во всероссийских конкурсах «Политоринг –Мониторинг», «Человек и природа» | КИМы, предложенные организаторами конкурсов | Анализ рейтинга участников. Наличие призовых мест. |
Итоговое тестирование | КИМы в форме теста (15 вопросов) | От 13 до 15 баллов – высокий уровень От 10 до 12 баллов – средний уровень От 7 до 9 баллов – ниже среднего Менее 7 баллов – низкий уровень |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 | В гости к осени | Участие в экскурсии, сбор природного материала. | Проявлять знание основных моральных норм поведения. | ||
2 | Территория, границы, географическое положение Хакасии | Работа с физической картой России и полушарий, глобусом. | Формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание. | ||
3 | Богатства нашей земли. | Подбор фотографий, создание фоторепортажа. | Проявлять интерес к новому учебному материалу. | ||
4 | Климат нашего края. | Наблюдение за климатическими явлениями местности, создание дневника погоды. | Осуществлять поиск нужной информации в справочной литературе, пользоваться знаками, символами, приведенными в ней. | ||
5 | Времена года. Сезонные изменения в природе. | Участие в коллективном мини-проекте «Сезонные изменения в природе». Подготовка короткого сообщения. | Проводить сравнение, классификацию. | ||
6 | Времена года. Сезонные изменения в природе. Осень. | Наблюдение за погодой, подбор пословиц, поговорок, примет. Подготовка странички в дневник народных примет погоды. | Анализировать изучаемые факты, выделять их отличительные признаки. | ||
7 | Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища. | Просмотр и обсуждение фильма-презентации про водоёмы. | Анализировать изучаемые факты, выделять их отличительные признаки. | ||
8 | Заповедные места Хакасии. | Подготовка короткого сообщения. Обсуждение сообщений. | Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. | ||
9 | Заповедные места. Охрана животных и растений. | Подготовка короткого сообщения. | Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач. | ||
10 | Заочная экскурсия в заповедник «Хакасский» | Просмотр и обсуждение фильма-презентации про заповедник. Участие в виртуальной экскурсии. | Адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | ||
11 | Растения нашего края. Лекарственные растения. | Практическая деятельность по созданию презентаций (5-8 слайдов). Творческий отчет. | Проявлять интерес к новому учебному материалу. | ||
12 | Лекарственные растения, их виды, правила сбора. | Исследова- тельская работа: подготовка сообщений, просмотр и обсуждение презентации. | Осуществлять поиск нужной информации в справочной литературе. | ||
13 | Леса нашего края. | Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Ответы на вопросы викторины. | Строить понятное для партнера высказывание. | ||
14 | Парк села Белый Яр | Участие в экскурсии, сбор природного материала. Создание отчёта по результатам экскурсии. | Допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; | ||
15 | Берёзка – символ родины моей. | Участие в празднике «Русской берёзки»: просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи, чтение стихов, ответы на вопросы викторины. | Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. | ||
16 | В гости к зиме. | Участие в экскурсии, сбор природного материала. Создание отчёта по результатам экскурсии. | Проявлять знание основных моральных норм поведения на природе. | ||
17 | Акция «Кормушка» | Обсуждение темы «Как следует помогать птицам» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в парк. Создание макетов кормушек. Изготовление кормушек | Создавать свои собственные проекты. | ||
18 | Птицы зимой. | Участие в игре- беседе: ответы на загадки, вопросы викторины. Создание рисунков птиц. | Активизировать словарь при общении, при работе с информацией. | ||
19 | Редкие птицы | Участие в коллективном мини-проекте: создание странички «Любимая птица нашей местности». | Создавать свои собственные проекты. | ||
20 | Животные нашего края. | Подбор фотографий, создание фоторепортажа. | Создавать свои собственные проекты. | ||
21 | Редкие животные нашего края. | Подготовка коротких сообщений, рисование животных, участие в конкурсе рисунков. | Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости. | ||
22 | Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди на селе. | Экскурсия в районный краеведческий музей. | Проявлять интерес к новому материалу. | ||
23 | Что растет на полях республики. Значение сельского хозяйства. | Подготовка сообщений из сказок из рассказов о природе Хакасии. | Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. | ||
24 | «Писатели о природе Хакасии» | Участие в работе литературной гостиной: чтение рассказов, стихов, изображение содержания в виде рисунков. | Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. | ||
25 | «Художники о природе Хакасии» | Виртуальная экскурсия в художественную галерею: знакомство с презентацией, обсуждение. Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. | Видеть красоту хакасской природы, изображённую в произведениях художников. | ||
26 | Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен. | Подготовка кратких сообщений. Отгадывание загадок, рисование грибов. | Осуществлять поиск нужной информации в справочной литературе | ||
27 | В гости к весне. | Участие в экскурсии в парк. Участие в играх на свежем воздухе. | Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости. | ||
28 | Как природа залечивает раны. | Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест (ландшафтный дизайн). | Активизировать словарь при общении, при работе с информацией. | ||
29 | Экология Хакасии. | Создание экологических знаков. | Проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций. | ||
30 | Будь природе другом. | Анализ экологического состояния своей местности: выявление источников загрязнения природы. | |||
31 | Красная книга Хакасии. | Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Подготовка индивидуальных сообщений. | Формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании. | ||
32 | “Край, в котором я живу” | Подготовка вопросов для команд-соперниц к игре «Что? Где? Когда?» (работа в группах). Составление кроссворда «Земля – наш общий дом». | Выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. | ||
33 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу. | Создание памяток «Правила поведения в лесу» для дошкольников | Проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций. | ||
34 | Итоговое занятие “Я живу в Хакасии”. | Участие в тестировании: ответы на вопросы теста. | Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. | ||
35 | Подведём итоги | Ответы на вопросы викторины, подготовка индивидуального отчёта по результатам изучения курса. | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. |
Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия:
а) натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;
б) изобразительные:
- муляжи плодов.
- таблицы групп растений и животных;
- физический глобус Земли, компас;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Политическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира»;
- рисунки;
3. Медиаресурсы:
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
6. Программа «Окружающий мир» из серии «Наглядная школа» для интерактивной доски.
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Список литературы:
- Учебник «Моя Хакасия». Книга для чтения по программе «Культура, литература, история родного края»./Под ред. А.Н. Балгазиной. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001г.
2. Программа курса «Культура, литература и история родного края» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1 – 4 классы).
Автор: Балгазина А.Н. – Абакан: Отдел издательской деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 2000. – 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1- 4 класс "Моя малая родина" ФГОС
Цель программы «Моя малая Родина» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; в...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1 - 4 класс "Этика" ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования), Основной обра...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Русский язык. За страницами учебника"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Математический калейдоскоп"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Музеи. Парки. Усадьбы"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Риторика" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень полезный курс, хорошая
Очень полезный курс, хорошая программа, прививающая детям интерес к культурному наследию малой Родины.