Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshak._dekabr.ppt | 2.73 МБ |
konspekt_marshak_dekabr.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения «Декабрь» С.Я. Маршака.
Цели:
Личностные:- проявлять интерес к новому содержанию занятия;
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- подбирать близкие по значению слова
- обогащать читательский опыт учащихся
коммуникативные:
- выполнять правила работы в группе.
Предметные:
- познакомить с произведением С.Я. Маршака, с литературными приёмами (олицетворение, метафора)
- вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами
- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с заданием.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Ребята, надеюсь ,что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
Прежде чем мы приступим к уроку, поиграем в игру. Запоминаем слова и движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто слева ,
Улыбнитесь тем, кто справа. Вместе мы одна семья.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она. Пожми руку тем, кто слева,
Пожми руку тем, кто справа. Вместе мы одна семья.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она. Помашите тем, кто слева,
Помашите тем, кто справа. Вместе мы одна семья.
Уч-ль: Думаю, настроение у вас улучшилось и от этого вам и работать
будет легче.
Снова к нам пришел сегодня (слайд 1)
Праздник елки и зимы
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы.
Ребята, я не случайно начала урок этими словами. Вспомните, как называется наш раздел по литературному чтению, который мы с вами сейчас изучаем?
«Здравствуй праздник новогодний!»
2.. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
(Работа по содержанию текста А. Гайдара «Елка в тайге»)
-Как называется произведение о двух озорных мальчиках?
-Как их звали? Кто автор?
- Найдите в тексте описание елки.
- Как ее назвал автор? (3 абзац)
-Закройте глаза, представьте себе таёжную красавицу.
-Кто желает пересказать это произведение?
-Что пожелали люди друг другу в Новый год? Прочитаем последний абзац хором. (слайд 2)
3. Проектирование и фиксация нового задания.
1) Вступление.
Уч-ль: Скоро, скоро уже постучится в наши дома Новый год.
Когда это произойдёт? (В полночь 1 января)
-А сейчас идёт месяц …. (декабрь)
-Что вы знаете об этом месяце?
Уч-ль: Декабрь- двенадцатый месяц календаря, которым мы пользуемся сейчас. А в давние времена год начинался с марта, и декабрь был десятым месяцем. Поэтому и получил название от латинского слова « децем», что значит «десять». Календарь изменился, а название декабрь осталось тем же.
-Какие пословицы вы знаете о декабре?
( Декабрь – зиме начало, году – конец)
- А ещё в народе говорят, что декабрь – хвостик года.(слайд 3)
Древнерусское название месяца-лютень, а в народе-студенец, за лютую морозную пору, за длительную стужу. Вот как говорили о декабре в народе: (слайд 4)
Леденьё пришло, зиму в дом привело,
В сани коней запрягло, в путь-дорожку вывело,
Снег заледенило, лёд на речке вымело,
Ребят в санки усадило, с горки покатило.
Но не только словами можно описать этот месяц. Великий русский композитор П.И. Чайковский в своём музыкальном альбоме «Времена года» посвятил декабрю вальс, который назвал «Декабрь. Святки»
2) Слушание музыки (Чайковский «Декабрь. Святки»), презентация зимних пейзажей.
3) Слово учителя о Маршаке..
-А кто написал это произведение, вы узнаете, расшифровав фамилию
(На доске: Кашрам). Портрет писателя.
- Сформулируйте тему урока. (Маршак «Декабрь») (слайд 5)
Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак (3.11.1887-4.06.1964) – всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.
Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах бумаги своим крупным почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для газет и журналов, письма-ответы своим читателям.
Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация. Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных увлечений.
Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни.
Маршак сам писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников и помогал организовать в нашей стране первое в мире издательство детской книги. Он говорил, что в книжке для малышей “каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и говорить”.
4) Знакомство со стихотворением
-Какое чувство вызывает это стихотворение?
-Радость, грусть, веселье, гордость…
5) Физминутка
Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши)
Ели-ёлки-ёлочки (руки вверх- в стороны - вниз)
Лежат на елях небеса (руки вверх)
На ёлках птичьи голоса (руки в стороны)
Внизу на ёлочках роса (руки вниз, присели)
6)Смысловая работа.
-Давайте разделим стихотворение на смысловые части.
-Кто выделит 1 часть – О чём в ней говорится? (о зиме)
-2 часть – об ёлке;
- 3 часть – об огоньках
- Прочитайте 1 часть
- Какие картины природы рисует поэт? Прочитайте (выбрать на интерактивной доске подходящие картины природы). - «Все деревья в серебре»… (прием – мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)).
-А как вы понимаете выражение «речку вымостил мороз», «обновил коньки, салазки»?
-Прочитайте 2 часть.
- Докажите, что о елке поэт говорит так же, как о человеке?
- Как называется этот прием в литературе? (олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые)
- Подумай почему елка «плакала сначала». (Это простое природное явление – когда хвойное дерево заносишь в тепло, то из него начинает выделяться смола и идти резкий хвойный запах.)
-Прочитайте описание уже нарядной ёлки.
Какое возникает настроение?
-А у кого появилось желание рассказать стихотворение?
8) Упражнение в выразительном чтении
-Давайте вспомним, что значит читать выразительно: (слайд 6)
Памятка:
1.Соблюдение знаков препинания.
2. Интонация (восклицательная, повествовательная, вопросительная). 3.Громкость.
4. Темп чтения чтение ( плавное, целыми словами, соблюдение ударений в словах)
-Пользуясь памяткой ,прочитайте стихотворение про себя.
Чтение стихотворения учащимися.
4.Самоконтроль с самопроверкой.
9) Работа в тетради. с.75 №2 ( работа в парах.)
Теперь поработайте вместе, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. Придите к общему решению. Используйте слова – помощники: (слайд 7)
Я думаю. Что…..
Я думаю иначе…..
Я согласен и тоже считаю, что …..
Я с тобой согласен, потому что ….
(слайд 8)
Елка ___________ сначала
От домашнего __________,
Утром плакать _________,
Задышала, ______________.
- В учебнике найдите такое же четверостишие, отметьте его карандашом, вставьте пропущенные слова.
- Найдите рифмующиеся слова. (декабре – серебре. Сказке – салазки, мороз – привёз. Сначала – перестала, тепла – ожила. Зажглись – высь. Хлопушки – верхушки, зажёг – огонёк) (слайд 9)
5.Включение в систему знаний и повторения .
10) Орфографическая работа (межпредметная связь).
-Попробуйте найти в тексте словарные слова:
(мороз, декабрь, коньки)
-Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова
Сала…ки , де…кабрь, м…ро…. К…ньки. Д..ревья, ёлку из лесу привё…., от д..машнего т…пла, ог…ньки., хл…пушки, зв…зду, доб…жавший до в…рхушки.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
Смоделируйте обложку произведения с которым работали.
(Треугольник зелёного цвета)
-Ребята, а что является символом Нового года?
Я тоже нарисовала ёлочку, но она у меня непраздничная.
Вот вы мне и сейчас и поможете. Если вы довольны своей работой на уроке, у вас радостное настроение вы приклеите красный или жёлтый шарик; а если не довольны, вам не понравилось сегодня - синий.
7.Итог урока.
С каким произведением работали? Кто автор? Что запомнили? Какая работа понравилась больше? Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?
8. Домашнее задание.
Учебник с.168 наизусть стихотворение «Декабрь».
-А теперь послушаем песню о маленькой ёлочке. (Презентация)
Прочитайте загадку глазами (текст на интерактивной доске и на каждой парте).
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
(Что это?) допишите загадку. - По каким признакам догадались, что это елка? Подчеркните волнистой линией эти слова. – Найдите рифмующиеся слова (подарками - яркими, забавная – главная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"
На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....
Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....
Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...
Конспект урока математики 3 класс
Урок математики 3 класс по теме "Чтение и запись трёхзначных чисел"УМК "Планета знаний" авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова...
Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"
Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...