Статья на тему "Чтение вслух на занятиях в группе продленного дня как культурная традиция"
статья по теме
В данной статье описана роль чтения вслух в группе продленного дня для детей с тяжелыми нарушениями речи. Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтением книг очень сильно изменилась. В наш век научно-технического прогресса дети потеряли интерес к чтению. Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_vsluh_na_zanyatiyah_v_gpd_kak_kulturnaya_traditsiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Чтение вслух на занятиях в ГПД, как культурная традиция»
«Без высокой культуры чтения нет ни школы,
ни подлинного умственного труда»
В.А.Сухомлинский
Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтением книг очень сильно изменилась. В наш век научно-технического прогресса дети потеряли интерес к чтению.
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать.
Широко распространена практика коллективного чтения вслух была уже в Пушкинские времена. Читали вслух не только в дворянских, но и в мещанских, купеческих, священнических семьях и школах.
Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.
Чтение вслух – это приятное, эффективное, простое в исполнении, доступное и отличное упражнение для ума.
Руководство детским чтением вслух — это одно из самых ценных занятий в группе продленного дня, которые позволяют решить многообразие задач по развитию речи и мышления у детей с ТНР.
Продолжительность чтения 15-30 минут в день – отличное время тренировки.
Роль чтения вслух для детей с нарушениями речи на занятиях в группе продленного дня очень велика:
- Совершенствование дикции и артикуляции.
Особенно полезно чтение вслух детям, страдающим косноязычием и дефектами речи. Читая вслух, ребенок целиком проговаривает все слова, заставляем себя звучать членораздельно и четко. Чтение вслух сопровождается напряженной работой лицевой мускулатуры, что позволяет укреплять мышцы речевого аппарата.
- Совершенствование навыков выразительного чтения.
Выразительность - одно из качеств навыка чтения, которое основывается на техники чтения, правильности, беглости, осознанности прочитанного материала.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы, делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию. Все это совершенствуется у детей именно в прочтении произведений вслух.
Выразительное чтение произведений вслух способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение и отрабатывает умение их передать.
- Совершенствование техники речи.
Чтение произведений вслух позволяет совершенствовать технику речи:
- правильное дыхание - экономное, равномерное расходование воздуха: на счет 1-3 вдох, пауза, 1-5 выдох- реберно-диафрагменное;
- голос- это звук, который издает выдыхаемый воздух, проходит через гортань, где смыкаются и размыкаются голосовые связки. Свойства голоса: сила (энергия), высота, длительность (темп), палетность, громкость(полнозвучность), качество( окраска, тембр);
- дикция - это ясное, отчетливое произнесение слов, достигается подвижностью речевого аппарата (артикуляция);
- орфоэпическое произношение - в соответствии с литературными нормами (правильное ударение, отсутствие диалектных ударений, правильное сочетание слов);
- интонация - совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи (динамика (сила) речи, мелодика(движение голоса по высоте), скорость, ритм, длительность звучания, остановки(паузы), фразовое логическое ударение, тембр (оттенок), характер звучания или эмоциональная окраска речи.
- Обогащения словаря и формирование грамотной речи.
Чтение вслух произведений разных жанров позволяет обогащать словарь ребенка новыми словами и фразами, речевыми оборотами. Дело в том, что в процессе чтения вслух ребенок слышит себя, что позволяет ему вычленять из текста уже знакомые слова и запоминать новые. А в дальнейшем употреблять их в самостоятельной речи, понимать, как надо произносить то, или иное слово, где поставить речевое ударение и с каким еще словами можно его употреблять.
Таким образом, с одной стороны мы актуализируем пассивный запас – вспоминаем звучную лексику, вводим ее в речь. А с другой– выучиваем новые слова, обогащаем «арсенал».
Чтение произведений вслух позволяет искоренить из своей речи пустые обороты и слова – паразиты, делать речь более грамотной. Так как текст сталкивает детей с естественными паузами и не дает заполнить пространство паразитами речи. При прочтении произведения ребенок вынужден слышать «свою тишину», потом привыкает и видит красоту и силу паузы.
Обогащенный словарный запас и грамотно поставленная речь школьника позволяет лучше выражать мысли, грамотнее выстраивать свои фразы и излагать их как устно, так и письменно, помогает наладить полноценное общение с собеседником. Развивается у детей умение анализировать, логически мыслить и выбирать из текста самое важное и интересное.
Прочитанный вслух материал лучше усваивается. Дело в том, что в процессе чтения вслух, читатель подсознательно полностью погружается в материал и перестает отвлекаться на внешние раздражители. Читая «про себя», читатель невольно может отвлечься на посторонние шумы и обращать внимание на разговоры за соседней партой.
Раньше считалось, что чтение вслух необходимо только на ранних этапах обучения, хотя даже взрослым в порядке гимнастики ума не помешает регулярно читать вслух хотя бы по полчаса в день.
Читая вслух с выражением, дети учатся распознавать смысловые акценты текста и совершенствуют навыки управления дикцией и интонацией. Школьники, регулярно читающие вслух, говорят более уверенно и допускают намного меньше речевых ошибок, в результате чего их воспринимают как более авторитетных и заслуживающих доверия. Речь очищается от слов-паразитов, становится богаче и точнее.
Таким образом, чтение вслух позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
В помощь молодым специалистам....
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
Для молодых специалистов...
Статья "Организация занятий в группе продленного дня в начальных классах"
Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны шко...
Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"
Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков фи...
Статья «Организация групповой работы на занятии в группе продленного дня»
Цель статьи: показать, что групповая работа обучающихся является эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях ГПД....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»
Разработка праздника Масленица для воспитателя группы продленного дня в нвчальной школе....
Конспект занятия в группе продленного дня на тему «Пасхальные традиции. Символы праздника». (4 класс)
laquo;Праздников – праздник и торжество из торжеств» называют этот светлый день.Пасха, воскресение Христово – один из самых больших христианских праздников в году. Назвать этот...