Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"
статья на тему
Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков физической культуры,но и воспитательной работы в группе продленного дня.Статья посвящена рассмотрению темы применения здоровьесберегающих технологий на уроках по бисероплетению.Материал будет интересен воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Третьякова Елена Николаевна ГБОУ СОШ №375с углубленным изучением английского языка |
Статья на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ»
Младший школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей младшего школьника.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Педагоги могут решить проблему сохранения здоровья обучающихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей используя в своей деятельности здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Группа продленного дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берет на себя важную функцию - создать максимально возможные условия для развития личности учащихся. Она создана в целях оказания помощи семье в обучении навыкам самостоятельности, воспитании и развитии творческих способностей ребенка. Группа продленного дня, ограждая детей от негативного влияния улицы, а также от длительного просиживания дома у экранов телевизоров или компьютеров, предлагает им различные варианты заполнения своего свободного времени полезной деятельностью, которая не только способствует развитию творческих способностей личности, но и помогает сохранению и развитию здоровья учащихся.
Если педагог ГПД понимает значение сохранения здоровья своих воспитанников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность применения на своих занятиях здоровьесберегающих технологий-минуток отдыха для души и тела.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. К тому же освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Все применяемые формы помогают создать на занятиях и вне занятий доброжелательную дружескую атмосферу.
Использование здоровьесберегающих технологий способствует:
- созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, придающей и вселяющей уверенность в своих силах;
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сбережению и укреплению физического здоровья обучающихся.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Бисероплетение – это удивительное и увлекательное занятие, несущее в себе много пользы.
Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга. Возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение.
В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию. В процессе бисероплетения он творит, создает свои поделки, так же он воплощает свои задумки, создает свои шедевры.
В-четвертых, с помощью бисероплетения ребенок учится «читать» и понимать схемы, то есть развивается его образное и пространственное мышление.
В-пятых, это занятие прививает хороший вкус и чувство прекрасного - ребенок создает красивые изделия из бисера и в процессе сочетает цвета, формы бусинок.
В-шестых, занятие бисероплетением способствует развитию усидчивости и внимательности, привычки доводить дело до конца.
И, наконец, в-седьмых, это занятие способствует самовыражению детей, стремлению к их индивидуальности и пониманию, что такие украшения будут только у него, в них он выразит свой характер, настроение, свое восприятие.
Занятия бисероплетением требуют в тоже время концентрации внимания, нагрузки на зрение и опорно-двигательный аппарат.
В работе в рамках занятий по бисероплетению необходимо использовать следующие здоровьесберегающие технологии: физкультурно-оздоровительную и технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
1. Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, необходимо проводить физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений). Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Кроме того, при работе с бисером, пайетками и другим мелким материалом, необходимо проводить пальчиковую гимнастику.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, умение слушать, а также благодаря гимнастике кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, усиливается кровообращение, исчезает скованность движений, что способствует поднятию тонуса и желанию продолжить работу.
Еще одним видом физкультурно-оздоровительной работы на занятиях является гимнастика для глаз. Поскольку работа с бисером и тонкой проволокой требует напряжения глаз, необходимо для предотвращения их утомления применять упражнения, способствующие их расслаблению. Такие упражнения лучше проводить ближе к концу занятия, уже после физкультминутки и следующей за ней практической работой. Это связано с тем, что во время динамической паузы дети успевают отдохнуть, но до конца занятия остается еще много времени, и почти все это время посвящено практической работе.
Обязательное использование физкультурно-оздоровительной работы на занятиях позволяет не только сохранить здоровье детей, что, собственно, является основной целью этого вида деятельности, но и предупредить утомление, повысить работоспособность и мотивацию детей, что, в конечном итоге, дает хороший результат.
2. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этой технологии – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и педагогами в школе, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. На занятиях по бисероплетению рекомендуется использовать легкую классическую музыку, доступную для понимания детьми. Детям очень нравится Вивальди и П.И.Чайковский.
Обязательным условием совместных занятий с детьми является доброжелательное свободное общение. Дети, зная, что всегда встретят понимание и отклик, по своей инициативе охотно делятся своим опытом, переживаниями. Это позволяет еще больше укрепить степень доверия детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Применение таких здоровьесберегающих технологий воспитателем группы продленного дня, играет большую роль в физическом и духовно-нравственном развитии ребенка, пробуждает творческое начало, учит трудиться, помогает найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, наполненной смыслом жизни.
По всем вышеперечисленным видам здоровьесберегающей деятельности собираются картотеки и фонотека, а также подборки Интернет-ресурсов, которые позволяют быстро подобрать подходящий материал.
Список литературы и интернет-ресурсов.
- Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное.
- Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. - 2005. - N 3. - C. 57-58.
- Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Методическое пособие. – СПб.: «Паритет»,2006.-192с., цв. Вклейка.
- Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1984.-192с.:ил.
Интернет- ресурсы:
- http://www.openclass.ru/node/47746
- http://festival.1september.ru/articles/102680/
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-398479.html
- http://infourok.ru/material.html?mid=40862
- http:// uchportal.ru›Здоровьесберегающие технологии›…-biseropleteniem-6174
- http:// maam.ru›detskijsad…polza-biseropletenija-
- http://www.b17.ru/courses/card_index_games_self-regulation_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня"
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей....
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"
Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра - аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,...
Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня.
Здоровьесберегающие технологии используемые в ГПД....
Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня.
В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник...
здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня в начальной школе
мариал для публикации...