Конспект занятия в группе продленного дня на тему «Пасхальные традиции. Символы праздника». (4 класс)
план-конспект занятия (4 класс)
«Праздников – праздник и торжество из торжеств» называют этот светлый день.
Пасха, воскресение Христово – один из самых больших христианских праздников в году. Назвать этот день праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Христос воскрес из мертвых, победив своею смертью смерть, искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти.
Праздник Пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до Пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесёт вам настоящую радость!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие в ГПД "Пасхальные традиции. Символы праздника" | 83.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в группе продленного дня на тему
«Пасхальные традиции. Символы праздника».
(4 класс)
Цель:
Пробудить интерес у детей к православным христианским традициям празднования Светлой Пасхи.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся об истоках традиций праздника;
- приобщить детей к родной культуре,
- познакомить с техникой декорирования «Декупаж».
Развивающие:
Развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа.
Оборудование:
- презентация «Светлое Христово Воскресение»;
- карточки со словами;
- конверты с заданиями;
- набор для выполнения техники «Декупаж».
Эпиграф:
«Праздников – праздник и торжество из торжеств!»
Литературный ряд: подборка стихотворений, легенд, загадок.
Музыкальный ряд: аудиозапись колокольного звона.
Этапы организации занятия:
1. Организационный момент и введение.
2. Совместное целеполагание.
3. Беседа.
4. Физминутка.
5. Выполнение творческой работы.
6. Подведение итогов.
7. Заключительное слово.
Предполагаемые конечные результаты:
- понимание смысла праздника, особенностей традиций его празднования и смысла символов: «кулич», «пасхальное яйцо», «творожная пасха»;
- пополнение словарного запаса учащихся;
- навык определения даты празднования Пасхи;
- осознание своей роли в семье на основе представлений о нравственных нормах христианской православной семьи;
- развитие художественный вкус и интерес к традициям русской народной культуры
Ход занятия:
1.Организационный момент и введение.
-Здравствуйте! Я рада приветствовать вас.
- Давайте поприветствуем друг друга такими словами:
«Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!».
- Вы почувствовали поддержку товарищей? Тогда мы начинаем!
2. Совместное целеполагание.
- Какое сейчас время года?
- Какие изменения происходят весной в природе? (ответы детей)
Обновляется все вокруг не только в природе, но и у человека появляются новые чувства, мысли. Мы ждем что-то новое и радостное в жизни.
Сегодня мы с Вами поговорим о весеннем дне, о Светлом празднике.
В этом году этот день наступит 16 апреля. Как называется этот праздничный день, вы догадаетесь, прослушав стихотворение:
«…Малиновый звон над рекою плывет.
Служба пасхальная в храмах идет.
Слышно везде, раздается окрест:
«Христос воскрес!»
- Дорогие дети! Вы, наверное, догадались о теме нашего сегодняшнего занятия? (ответы детей)
Тема нашего занятия – Светлый праздник Пасхи. “Праздников праздник”, “Торжество торжеств”, “Святой день”, “Великий день”, “Светлый день” - так называют этот христианский весенний праздник.
3. Беседа.
Показ презентации
Демонстрация презентации во время беседы.
Зимой мы с вами отмечаем также много праздников, но есть среди них особый, который наступает после Нового года, 7 января.
- Что это за праздник? (Рождество Христово).
Это было очень давно. Прошло более двадцати столетий. В далекой стране иудейской на Востоке в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился Сын Божий Иисус Христос.
Когда Иисус жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. А главное, он учил любить и помогать близким людям. Народ любил Иисуса и был ему за все благодарен. Но злые, завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Иисуса и приговорили к казни, распятию на кресте. Он умер. Иисуса похоронили в пещере. Но прошло три дня, и он воскрес.
- Что значит « воскрес»? (ответы детей). Ожил, был мертвым, стал живым.
Это и было настоящее чудо. И радость людей была безмерной, ведь к ним вернулся Бог. Поэтому Светлое Христово Воскресение – это древний и важнейший христианский праздник, который отмечается в честь воскрешения Иисуса Христа, праздник в честь возвращения его к людям. Это праздник, дающий надежду, веру в чудо.
- Можем ли мы назвать точную дату этого праздника? (ответы детей)
История не донесла до нас точной даты Воскресения Иисуса Христа. Мы знаем лишь, что это было весной, в воскресенье, когда иудеи праздновали Песах (иудейский праздник Пасхи).
Время христианского праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия (21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Таким образом, в настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху праздником «передвижным» — в рамках временного периода с 4 апреля по 8 мая.
- А какие существуют символы этого праздника, вы узнаете, если отгадаете загадки и выполните задания.
Загадка 1.
Изюмчатые, пышные,
С глазурью белоснежной,
Они не будут лишние,
Съедят их безмятежно.
Они бывают в праздник,
От радости кричи,
Вкуснейшие, прекрасные,
Чудо — ... (куличи)
- Выполните задание в конверте №1.
- Назовите, какие пасхальные угощения изображены на фото 1 и фото 2.
Для пасхального стола обязательно готовят куличи и творожные пасхи – это Пасхальные угощения.
Кулич – праздничный хлеб, испеченный из сдобного дрожжевого теста, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.
Творожную пасху обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ».
- А какие ещё существуют символы христианского православного праздника?
Загадка 2.
Знают все, на Пасху мы,
Светить ходим куличи.
А еще красим его,
Символ Пасхи ведь...(яйцо)
- Простое куриное яйцо?
Главным символом Пасхи являются Пасхальные яйца. Яйцо - символ жизни.
- А знаете ли вы, откуда появился обычай красить яйца на Пасху?
Первым человеком, связавшим Пасху с красным яйцом, была Мария Магдалина, ученица Иисуса Христа, восприемница его заветов. По легенде, когда Мария пришла в Рим к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это невозможно! «Также невозможно, как если бы куриное яйцо, которое я держу в руке, стало красным». И свершилось чудо! После его слов куриное яйцо покраснело !
Впоследствии употребление и дарение крашеных яиц на Пасху стало всеобщим христианским обычаем.
В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в различные цвета: ярко- жёлтый (золотой) цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный - цвет крови Бога, пролитой за нас.
Яйца, окрашенные любым способом, называли «крашенками».
- Выполните задание в конверте №2.
- Назовите, какие пасхальные угощения изображены на фото 1 и фото 2.
Позже сложилась традиция художественно оформлять пасхальные яйца. Люди с фантазией украшали скорлупу пейзажами, знаками, выводили изречения. Эти украшения называли «писанками».
Потом появились шоколадные, деревянные, серебряные, золотые яйца и яйца, украшенные драгоценными камнями.
- Расскажу вам один интересный факт…про киндер-сюрприз!
Православная церковь празднует Пасху особенно торжественно. В России на Пасху во всех храмах звонят колокола. Звонить в колокола разрешается всем желающим, поэтому в этот день звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
- Сейчас вы прослушаете пасхальный Благовест, это праздничный колокольный звон.
Звучит звон церковных колоколов (аудиозапись).
- А знаете ли вы, какими словами приветствуют друг друга в праздник Пасхи?
- На первой пасхальной службе очень часто звучит возглас священника: «Христос воскрес!» При этом все должны отвечать: «Воистину воскрес!» В этот праздник все православные люди делятся друг с другом радостью и троекратно целуются в знак любви, христосуются и при этом произносят: «Христос воскрес!», отвечая: «Воистину воскрес!» - и дарят крашеные яйца. Освященные крашенки дарят близким и друзьям, при этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения.
4. Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Выполнение творческой работы: художественное оформление «крашенки»
- Ребята! Предлагаю вам самим попробовать задекорировать пасхальное яйцо в технике «Декупаж». Для выполнения задания Вам следует пользоваться набором из корзины.
Дети выполняют работу.
Все поделки укладываем в подставки, заранее заготовленные детьми.
Демонстрация получившихся композиций.
6. Подведение итогов:
Игра “Назови пасхальное слово”
Воспитатель предлагает назвать все пасхальные слова, которые прозвучали на занятии.
- Вот и подошло к концу наше знакомство с Великим, Светлым , Святым днем - Светлым Христовым Воскресением. Это праздник СВЕТА и ДОБРА!!! Пусть в ваших сердцах СВЕТ И ДОБРО живут вечно!!!
7.Заключительное слово:
- Ребята, если вам на занятии было интересно, положите в корзинку красное яйцо, если хотите узнать ещё больше про праздник Пасхи и традиционные пасхальные игры, в которые играли всей семьёй - жёлтое.
Спасибо всем за занятие!
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 509
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ № 509)
Конспект занятия в группе продленного дня на тему:
«Пасхальные традиции.
Символы праздника»
Воспитатель: Кочка Светлана Васильевна
Санкт-Петербург
2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе.
тема: "Наши привычки"...
Конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе по теме: "Органы чувств человека"
Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований кохране органов чувств.Развивающие: раз...
Конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе по теме: "Привычки человека"
ответить на вопрос что такое привычки ;узнать, на какие группы делятся привычки;определить, как влияют привычки на человека ....
Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса по теме «Вежливые слова».
раскрыть перед детьми сущность понятия вежливость; - содействовать развитию культуры речи...
Технологическая карта. План-конспект занятия в группе продленного дня (4 класс) на тему: "Замок из картона"
Данное занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из картона, картонных втулок,- закрепление навыков работы с цветной бумагой, ножницами, циркулем,- формирование умения анализировать го...
Технологическая карта.План-конспект занятия в группе продленного дня (3 класс) на тему: "Изготовление розы из гофрированной бумаги".
Это занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из гофрированной бумаги;- закрепление умения вырезания по шаблону и навыков работы с бумагой;- ознакомление со свойствами и способами рабо...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»
Разработка праздника Масленица для воспитателя группы продленного дня в нвчальной школе....