Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»
методическая разработка (1 класс)
Разработка праздника Масленица для воспитателя группы продленного дня в нвчальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка | 11.68 КБ |
Презентация | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»
Цель: приобщение детей к традиционному наследию русской народной культуры;
Задачи:
- дать детям представление о народных праздничных гуляньях.;
- познакомить детей с народными традициями русской культуры;
- создать условия для активизации детей в русских народных играх;
- прививать уважение к русским традициям;
- развивать воображение и творческие способности детей на основе русской народной культуры;
Ход занятия
- Организационный момент
Стулья в классе расставлены по кругу (на некоторых стульях лежат буквы из слова МАСЛЕНИЦА)
В центре круга стоит чучело Зимы, рядом имитация костра из картона.
На столе стопка нарисованных блинов.
Дети заходят в класс под русскую народную песню "Едет Масленица"
- Формулирование темы занятия.
Доскажи словечко:
1) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (СОЛНЦЕ)
2) Лежит передо мною,
Сметаною полит!
Люблю его, не скрою!
Как солнышко блестит!
Скажу я только маме:
“Есть буду — не один! —
А поделю с друзьями
Свой самый вкусный … .”(БЛИН)
ВОСПИТАТЕЛЬ :
- Назовите, какие сходства есть у солнца и блина? (ответы детей)
- Кто догадался, о каком русском народном празднике мы сегодня будем с вами говорить?
Правильно, дети, к нам в гости пришла Масленица. А её приход всегда сопровождается какими-либо традициями русского народа.
Масленица - славянский традиционный праздник проводов зимы и встречи весны, отмечаемый в течение недели.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
- Выйдете к доске те, у кого на стуле лежала буква и составьте на доске слово МАСЛЕНИЦА (работа детей)
- Основная часть
Просмотр презентации “Масленица пришла”.
- Игры с детьми на основе русских народных игр на масленицу
- «Золотые ворота» (Два игрока берутся за руки, встают друг напротив друга и поднимают руки вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки и проходят под «воротами». При этом напевают:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз - прощается, второй раз - запрещается,
А на третий раз - не пропустим вас!
На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Пойманные, образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.)
- «Горелки» (Дети выстраиваются парами друг за другом в одну колонну. «Горящий» становится на 5-6 шагов впереди первой пары, спиной к ним. Дети поют.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песни первая пара разбегается в разные стороны, а горящий старается догнать одного из них. Если ему это удаётся то, он берёт за руку игрока, которого поймать не удалось и встаёт с ним вместе в колонну, а пойманный становится горящим. А если игроками удаётся взять друг друга за руки и перепрыгнуть вместе через костер, прежде чем горящий поймает кого-либо из них, они опять встают в колонну, а горящий опять ловит другую пару после приговорки.)
- Петухи. (Очерчивается круг. В круг становятся двое играющих.. Они стоят на одной ноге и пытаются сбить друг друга)
- Перетягивание каната. (Две команды перетягивают канат, стоя либо лицом, либо спиной друг к другу.)
- Обобщение.
Воспитатель подводит итог и предлагает детям:
- Творческую работа. На листах А 4 детям предлагается выполнить рисунок по теме “Масленица”.
- Организацию выставки рисунков
- Хоровод вокруг чучела со словами заклички:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Чтобы птицы пели,травы зеленели,
Небеса синели и колосья зрели.
- Рефлексия
Дети подходят к столу, берут с тарелки нарисованный блинчик, читают начало предложения, продолжают самостоятельно :
- сегодня я узнал...
- мне понравилось…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Широкая Масленица – это традиционный славянский праздник, который отмечается целую неделю и символизирует конец зимы и наступление настоящей весны.
Широкая масленица – это достаточно известный праздник у славян. С давних времен он считался одним из самых любимых, так как весь народ мог не думать о домашних заботах всю праздничную неделю. Каждый день торжества имел свое значение, и все семьи обязательно выполняли обязанности в определенный день недели.
Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших.
Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством. Во вторник проводили смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.
Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей. По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла. У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
Четверг — разгул. В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.
Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа.
Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды. Главное событие Масленицы в этот день — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни.
Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: поедание на время блинов, катания на санях, игры с медведем, штурм снежной крепости, сжигание чучела, купание в прорубях, прыгание через костер, кулачные бои.
Одной из самых древних забав, которая популярна и по сегодняшний день, является ледяной столб с подарками. Конкурс предназначен для смелых мужчин, которые готовы показать свою силу и терпение всем окружающим. Заключается игра в том, чтобы мужчина по скользкому деревянному столбу залез до самого верха и снял с крючка подарок. Задание засчитывается только тогда, когда мешок будет не сорван, а аккуратно снят с крючка. Сюрприз может быть самым разным. Нередко мужчины выигрывают предметы, необходимые в быту, а бывали случаи, когда участники доставали настоящего живого поросенка. Каждый мужчина может хвалиться своей удалью в различных поединках. Для детей же существует своя программа, в которой каждый желающий может проявить свою удаль и получить сладкий подарок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия в группе продленного дня.Тема занятия: «Природа и мы".
Занятие в группе продленного дня.«Природа и мы». Цель: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру. Задачи:- развитие познавательной активности дете...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему: "Основные понятия ПДД" во 2 классе
Методическая разработка занятия во 2 классе на тему: "Основные понятия ПДД" и презентация к нему....
Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему: "Помни правила дорожного движения!" во 2 классе
Тема: Занятие по правилам дорожного движения «Помни правила дорожного движения»Цель: Закрепить у младших школьников знания правил дорожного движения, с целью предупреждения детского дорожн...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему «Путешествие по сказкам» (с применением игровых педагогических технологий) для учащихся 1 класса.
Методическая разработка предназначена для учащихся 1-2 классов во внеурочное время. Разработка может быть полезна как воспитателям ГПД, учителям начальных классов, так и педагогам дополнительног...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему «Дружба» для учащихся 3 класса.
Рекомендовано для занятий группы продленного дня 2-4 кл , по программе "Школа России"...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему "Секреты дружбы" для учащихся 3класса.
Занятие "Секреты дружбы" способствует воспитанию толерантного отношения воспитанников друг к другу; желание жить в мире и согласии с ближними ; формированию нравственны...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме: Этика о воспитании самого себя
Реализация программы духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивает их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, соци...
Комментарии
Спасибо
Спасибо
Интересный материал!
Интересный материал!