Обучающее сочинение по картине В.А.Тропинина "Кружевница"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Учащиеся познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина "Кружевница", учатся анализировать иллюстрацию, составлять план и строить рассказ в соответствии с планом.

Презентация содержит необходимый наглядный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.1 КБ
Файл kruzhevnitsa.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК «Школа России» 4 класс

Учитель: Кальницкая Людмила Анатоьевна

Р/р Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»

Тип урока

Развитие речи, применение знаний на практике

Педагогичес кие задачи

Создать условия для составления текста по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; способствовать развитию умений составлять предложения с однородными членами, редактировать текст, самостоятельно составлять план текста; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; научатся определять тему

и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме

(рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном

материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении

и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Образовательные ресурсы

Биография В. А. Тропинина. – Режим доступа : http://www.nearyou.ru

Предваритель ная подготовка

Учащиеся готовят сообщение о жизни и творчестве В.А.Тропинина, рассказ о плетении кружева

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится.

II. Актуализация знаний

Устный диктант (уч-ся показывают карточку с буквой в падежном окончании имени существительного)

На краю деревни (Р.п.1 скл.), появились на сирени (П.п.3 скл.), послышались в роще (П.п.1 скл.),

рассказ учителя (Р.п.2 скл.), нашёл под елью (Т.п.3 скл.), идти по улице (Д.п.1 скл.)

(САМООЦЕНКА)

III. Послушайте стихотворение (см Приложение 1)

О ком рассказывает поэт?

Кого называют кружевницами?

Что такое кружево? (Декоративные элементы из ткани и ниток. Отличительным признаком всех видов кружева являются отверстия между нитками разного размера, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды.)

С чем можно сравнить узоры на кружеве?

Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать?

Какие знания и умения нам понадобятся?

Умение определять тему картины, жанр, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение

IV. Работа по теме урока.

Мы сегодня будем работать с картиной. Посмотреть на которую увидеть мало. Нам нужно будет постараться понять художника, понять человека, рука которого творит чудо – картину.

Жизнь этого художника пришлась на эпоху крепостного права, да и сам он почти всю свою жизнь был крепостным и испытал все тяготы подневольной жизни на себе. Он был современником Пушкина, жил в эпоху, когда все мечтали о свободе и стремились к освобождению крестьян от многовекового рабства.

Познакомит нас с удивительной судьбой великого русского художника ВАСИЛИЯ АНДРЕЕВИЧА ТРОПИНИНА ..

  1. Рассказ ученика о В.А.Тропинине.
  2. Беседа по картине

Рассмотрите внимательно картину. Почему она так названа?

Всмотритесь в лицо миловидной девушки, плетущей кружева.

«Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, воспевающее человека труда. К какому жанру можно отнести эту картину?

         Портрет – изображение человека или группы людей на картине или фотографии. Слово образовано от французского глагола ПОРТРЭР – «рисовать, выставлять».

Как мы назовем художника, работающего в жанре портрета? (Портретист)

Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия. Во избежание досадных повторов в сочинении, подумайте, какими словами можно заменить в тексте данные термины. Запишите синонимические ряды (Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец)

Для того, чтобы понять картину, необходимо знать, как работали кружевницы.

  1. Рассказ ученика о кружевницах.

– Все необходимые для кружевоплетения атрибуты мы видим на картине В. А. Тропинина «Кружевница». Но главное на полотне не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого трудом, ведь труд для русского человека всегда был одной из главных ценностей.

  1. Беседа по картине (продолжение)

– Теперь мы многое знаем и о самом художнике, и о его картинах, об истории кружевоплетения в России, об отношении автора полотна к труду. Но сама картина для нас пока еще загадка, и для того чтобы разгадать ее, давайте внимательно рассмотрим это произведение живописи.

Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создается картина? Картина создается с помощью красок. Художник выбирает золотистые, коричневые, оливковые тона, которые придают задушевность этому полотну.

Какое настроение создает выбранная художником гамма красок? От нее веет каким-то теплом, спокойствием.

Чем привлекла ваше внимание кружевница?

Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд;

полулукавая, полутаинственная улыбка, освещающая лицо;

быстрый взгляд, на мгновенье оторвавшийся от работы;

темные, гладко причесанные волосы; непокорные пряди, выбивающиеся из прически.

Волосы собраны в пучок, чтобы не мешали работе.

Обратим внимание на одежду девушки. Она одета в простое, но чистое платье, на плечах светлая косынка.

Опишите одежду кружевницы, выбрав правильный вариант из предложенных:

на ней (одето, надето) платье;

на плечи (накинута, наброшена) косынка

Движения маленьких рук кружевницы грациозны и изящны.

Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы в реальной жизни был каторжным, но художник изображает свою героиню так, что зрителю понятно: девушке нравится то, что она делает.

Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кружевница, мастерица, работница, труженица)

  1. Составим примерный план, по которому мы будем описывать картину.
  1. Творчество В.А.Тропинина

Откуда мы возьмем материал для вступления ( Можно рассказать о самом художнике и его творчестве)

  1. Колорит картины.

Рабочие материалы

  1. Описание девушки: её лицо, взгляд, волосы, светлая одежда, руки, труд мастерицы.

Рабочие материалы

  1. Моё впечатление.

V. Написание сочинения на черновике

VI. Рефлексия

Чтение и анализ нескольких работ

Оцените свою работу на уроке

Продолжают высказывания:

•  Своей работой на уроке я…

•  Материал урока мне был…

•  Мне больше всего удалось…

•  Могу похвалить своих одноклассников…

VII. Подведение итогов урока.

С творчеством какого художника вы познакомились на уроке?

Какие его картины вам запомнились?

Что означает слово портрет в живописи?

Как называют художника, работающего в жанре портрета?

VIII. Определение дом. задания

Переписать сочинение в тетрадь. Записать в словарик слово портрет.



Приложение 1.

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы …

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников потаённых …

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Кружева – к узелку узелок –

Нам родные рисуют картины:

Полевой расцветает цветок,

И качает ветвями рябина.

Словно сказка, они хороши!

В них умелой работы прилежность,

Красота нашей русской души,

Терпеливая женская нежность.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Л.Юдников

Приложение 2.  Рабочие материалы

  1. Цветовая гамма

Краски тёплые

Тона спокойные, гармоничные

Нет резких контрастов

Используются мягкие золотисто-

коричневые тона

Краски холодные

Тона кричащие, привлекающие внимание

Используется приём контраста

Яркие тона

  1. Описание девушки

Удивительно женственное, миловидное __________, сразу привлекающее взгляд; полулукавая, полутаинственная ________________, освещающая лицо;

быстрый ______________ девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы;

темные, гладко причесанные _____________;

непокорные ____________, выбивающиеся из прически.

Опишите одежду девушки, выбрав правильный вариант:

На ней (одето, надето) платье;
На плечи (накинута, наброшена) косынка.

Самостоятельно опишите руки девушки, выбрав и дополнив предложения. (  Как ловко и умело проворные пальчики плетут кружево.  У девушки на картине маленькая изящная рука. Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны и изящны. )

Девушка изображена за работой – плетением кружев. Труд кружевницы очень тяжёлый, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем: ей нравиться то, что она делает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка УМК «Школа России» Учитель: Кальницкая Людмила Анатольевна

Слайд 3

Вологодские кружевные изделия

Слайд 4

Вологодские кружевные изделия

Слайд 5

Василий Андреевич Тропинин

Слайд 13

Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, — самые популярные материалы для легких коклюшек.

Слайд 14

Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Рисунок кружева наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Слайд 15

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки .

Слайд 18

Своей работой на уроке я … Материал урока мне был … Мне больше всего удалось … Могу похвалить своих одноклассников …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее сочинение по картине. 4 класс

Презентация разработана для учащихся 4 класса. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка".Цели: Формировать умения строить описание человека (персонажа)Формировать умения использовать пр...

Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова "Лоси"

Матеиал содержит презентацию и конспект урока. Урок  разработан для 2 класса по учебнику Канакиной В.П....

Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"

Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень" для учащихся 2 класса, УМК "Школа России". В ресурсе представлен конспект урока, две карточки для учащихся (одна с картиной, другая б...

Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Планируемые результаты:Предметные:  научатся составлять текст  по  репродукции  картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать...

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

Разработка урока русского языка по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. УМК  "Школа Росии"...

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

Урок развития речи познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство». Научит детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для ...