Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир экскурсий" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир экскурсий" предназначена для тех учителей, кто посещает с детьми музеи, выставки, театры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ekskursionnyy_mir_dlya_1_klasa.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экскурсионный мир» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности», Горский В. А. - М.: Просвещение, 2011 и пособия для учителя Григорьева Д. В., Степанова П. В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». – М.: Просвещение, 2010 г.
Цель: создание условий, способствующих привитию культуры учащимся средствами экскурсионной работы.
Задачи:
- развивать познавательный интерес;
- формировать мировоззрение учащихся, нравственную и эстетическую культуру;
- обогащать активный словарный запас детей;
- воспитывать устойчивый интерес к истории России и развивать патриотические чувства;
- воспитывать активную жизненную позицию, способствующую социальной адаптации;
- содействовать всестороннему развитию личности;
- приобщать учащихся к культуре, через развитие потребности в посещении музеев, театров, выставок и других учреждений;
- обучать умениям и навыкам добывать информацию через культурные учреждения.
Общая характеристика курса
Необходимость в создании данной программы определяется тем, что большое количество учащихся мало читают, не посещают музеи, выставки, театры и другие учреждения культуры. Знакомство и посещение культурных центров даёт возможность получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах экспонатах, экспозициях, театральных постановках.
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение школьников, и направлена на развитие их образовательной культуры. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по городам Московской области и Москве. Программа направлена на социализацию обучающихся, «на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Работа над экскурсией начинается задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания. По окончании экскурсии и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа в 1 классе рассчитана на 33 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
- расширение знаний в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- приобщение к культурному наследию нашей страны;
- интерес к знакомым объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- понимание уникальности, неповторимости нашей страны;
Учащиеся научатся:
- находить информацию о городе, памятниках наследия, традициях, а также о различных культурных учреждениях (центрах развлечений, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними.
Содержание курса
№ | Раздел | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1 | Учреждения культуры | 2 | 1 | 3 |
2 | Экскурсии в учреждения культуры г. Протвино | 4 | 5 | 9 |
3 | Экскурсия в цирк | 2 | 5 | 7 |
4 | Экскурсия в театр | 2 | 5 | 7 |
5 | Экскурсия в музей | 2 | 5 | 7 |
Итого | 10 | 24 | 33 |
Учреждения культуры
Вводное занятие. Основные цели и задачи экскурсионной деятельности. Правила безопасности во время экскурсий. Учреждения культуры. Итоговое занятие. Творческая мастерская.
Экскурсии в учреждения культуры г. Протвино.
Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в Детскую библиотеку г. Протвино. Музейный комплекс «Наследие» МБОУ СОШ №3 г. Протвино. Экскурсия в школьный музей. Историко-краеведческий музей г. Протвино. Экскурсия в городской музей. Экскурсия в Выставочный центр. Впечатления учащихся.
Экскурсия в цирк
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Поездка в цирк Никулина на Цветном бульваре. Впечатления учащихся.
Экскурсия в театр
Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой — учреждение культуры города Москвы. Поездка в театр. Впечатления учащихся.
Экскурсия в музей
Из истории художественного МУзея МУсора «МУ МУ». Экскурсия в МУзей МУсора «Му Му» . Впечатления учащихся.
Формы организации
· круглые столы, презентации,
· встречи с интересными людьми,
· видео-уроки, работа с историческими документами,
· экскурсии по музеям, памятным местам,
· посещение выставочных залов и музеев;
· поездки в цирк, театр.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Печатная литература:
Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В. А. Горский.- М.,2011г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://pwpt.ru/presentation/detskie/
Оборудование:
Телевизор.
Компьютер.
Презентации.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Вводное занятие. | Учащиеся осваивают умения: задавать вопросы; вступать в диалог; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы. Понимать цель и задачи занятия, стремиться их выполнить. | ||
2 | Учреждения культуры. | Различать учреждения культуры. Приводить примеры учреждений культуры, в том числе в своём регионе. | ||
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии. | ||
4 | Экскурсия в Детскую библиотеку г. Протвино. | Извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии. | ||
5 | Мои впечатления. | Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | ||
6 | Музейный комплекс «Наследие» МБОУ СОШ №3 г. Протвино. | Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. | ||
7 | Экскурсия в школьный музей. | Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить. Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии. | ||
8 | Мои впечатления. | Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | ||
9 | Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. | Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. | ||
10-14 | Поездка в цирк Никулина на Цветном бульваре. | Смотреть цирковое представление, извлекать нужную информацию. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
15 | Мои впечатления. | Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | ||
16 | Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой — учреждение культуры города Москвы. | Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. | ||
17-21 | Поездка в театр на Серпуховке. | Смотреть спектакль, извлекать нужную информацию. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
22 | Мои впечатления. | Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | ||
23 | Экскурсия в Выставочный центр г. Протвино. | Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии. | ||
24 | Мои впечатления. | Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | ||
25 | Из истории художественного МУзея МУсора «МУ МУ». | Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. | ||
26-29 | Экскурсия в МУзей МУсора «Му Му» | Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии. | ||
30 | Мои впечатления. | Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | ||
31 | Историко-краеведческий музей г. Протвино | Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать нужную информацию из рассказа учителя. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. | ||
32 | Экскурсия в Историко-краеведческий музей г. Протвино | Рассматривать экспонаты, извлекать нужную информацию из рассказа экскурсовода. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии. | ||
33 | Итоговое занятие. | Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунки, фотографии, слайды. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...