Рабочая программа для Обучающегося индивидуально на дому
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа для обучающегося на дому с умеренной умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kolyhalov.docx | 252.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по предметам учебного плана 4класса
Четверть | Сроки | Количество | Подпись проверяющего | ||||
Учебных недель | Учебных дней | Запланированных часов по классам | Фактически проведенных часов | ||||
Предметы | Часы | ||||||
Развитие устной речи | 4,5 | ||||||
I Четверть | 01.09-31.10 | 9 | 45 | Чтение | 18 | ||
Письмо | 18 | ||||||
Математика | 18 | ||||||
Живой мир | 4,5 | ||||||
Музыка и пение | 4,5 | ||||||
Изобразительное искусство | 4,5 | ||||||
Физическая культура | 9 | ||||||
Трудовая подготовка | 9 | ||||||
II четверть | 10.11-29.12 | 7 | 35 | Развитие устной речи | 3,5 | ||
Чтение | 14 | ||||||
Письмо | 14 | ||||||
Математика | 14 | ||||||
Живой мир | 3,5 | ||||||
Музыка и пение | 3,5 | ||||||
Физическая культура | 7 | ||||||
Трудовая подготовка | 7 | ||||||
III четверть | 12.01-23.03 | 10 | 50 | Развитие устной речи | 5 | ||
Чтение | 20 | ||||||
Письмо | 20 | ||||||
Математика | 20 | ||||||
Живой мир | 5 | ||||||
Музыка и пение | 5 | ||||||
Изобразительное искусство | 5 | ||||||
Физическая культура | 10 | ||||||
Трудовая подготовка | 10 | ||||||
IV Четверть | 01.04-29.05 | 8 | 40 | Развитие устной речи | 4 | ||
Чтение | 16 | ||||||
Письмо | 16 | ||||||
Математика | 16 | ||||||
Живой мир | 4 | ||||||
Музыка и пение | 4 | ||||||
Изобразительное искусство | 4 | ||||||
Физическая культура | 8 | ||||||
Трудовая подготовка | 8 | ||||||
ИТОГО: | 34 | 170 |
№ | Содержание | Стр. |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Кому адресована программа: тип (учебного учреждения и определение класса обучающихся, описание контингента детей) | |
1.2. | Концепция (основная идея) программы | |
1.3. | Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) | |
1.4. | Место и роль курса в обучении. | |
1.5. | Цели, задачи | |
1.6. | Сроки реализации программы | |
1.7. | Основные принципы отбора материала, логические связи данного предмета с остальными предметами учебного образовательного плана | |
1.8. | Направленность программы | |
1.9. | Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий | |
1.10. | Система оценки достижений обучающихся | |
II. | Содержание тем учебного курса | |
2.1. | Содержание учебной программы | |
2.2. | Основные программные требования | |
2.3. | Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе (базовый уровень) | |
2.4. | План коррекционно - развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников | |
2.5. | Формы контроля | |
2.6. | Примерный перечень экскурсий | |
III. | Календарно-тематический план 4 класс | |
3.1. | Календарно-тематический план по предмету «Развитие устной речи» | |
3.2. | Календарно-тематический план по предмету « Чтение» | |
3.3. | Календарно-тематический план по предмету « Письмо» | |
3.4. | Календарно-тематический план по предмету « Математика» | |
3.5. | Календарно-тематический план по предмету « Живой мир» | |
3.6 | Календарно-тематический план по предмету «Музыка и пение» | |
3.7 | Календарно-тематический план по предмету « Изобразительное искусство» | |
3.8 | Календарно-тематический план по предмету « Физическая культура» | |
3.9 | Календарно-тематический план по предмету « Трудовая подготовка» | |
IV. | Контрольно-измерительные материалы | |
V. | Перечень учебно-методического обеспечения | |
VI. | Литература, использованная при подготовке программы |
Паспорт программы
Наименование образовательного учреждения | Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
Нормативное обеспечение образовательных программ образовательного учреждения | 1.Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; 2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. №124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; 3.Конвенция о правах ребенка; 4.Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»; 5.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы; 6.Образовательная программа школы-интерната на 2014-2015 учебный год. 7.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ); 8.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.); 9.Устав казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения ХМАО- Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида». |
Цель программы | Обучающийся, воспитанник со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической, по предметам учебного плана, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | Программа реализуется в период 2014-2015г. (4год обучения) |
Объем программы | Класс: 3
|
Учебно-методическое обеспечение | Письмо :
«Русский язык» 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2012 г.
часть 1, часть 2. Издательство: Москва, «Просвещение» 2013 г. Чтение:
Математика:
Живой мир:
Трудовая подготовка
Развитие устной речи
Музыка и пение
|
Ожидаемые результаты | Обучающийся, воспитанник со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья |
Участник программы | Обучающийся, воспитанник 4 класса Колыхалов Алексей Павлович |
Руководитель программы | Иванова Мария Ивановна, директор Коновалова Наталья Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Разработчик программы | Учитель индивидуального обучения на дому Титова Наталья Алексеевна |
Контактная информация образовательного учреждения | Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru |
I Пояснительная записка
- Кому адресована программа: тип (учебного учреждения и определение класса обучающихся, описание контингента детей)
Рабочая программа содержит учебный материал по предметам: письмо, чтение, математика, живой мир, развитие устной речи, лепка, рисование и конструирование для обучающегося индивидуально на дому ученика 4 класса «Нефтеюганской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида» Колыхалова Алексея Павловича. Образовательная программа по предметам составлена на основе программы специальных коррекционных учреждений VIII вида: подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией Воронковой В.В. Программа переработана, дополнена и адаптирована учителем индивидуального обучения на дому Титовой Н.А.
Описание контингента.
Общие сведения.К. А. П., 22.01.2003 года рождения, проживает по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 1, дом 12, квартира 6а., обучается в КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида». По состоянию здоровья выведен на домашнее обучение с 08.04.2013 года.
Сведения о семье. Алексей воспитывается в неполной семье, состоящей из трех человек: мамы и бабушки. Отношение к ребенку доброжелательное. Мать регулярно интересуется успеваемостью и поведением сына, обеспечивает всем необходимым для успешного обучения, выполняет рекомендации педагогов.
Общая осведомлённость и социально - бытовая ориентировка. Навыки самообслуживания не сформированы, одевается и раздевается с помощью и под контролем взрослого. Культурно-гигиенические навыки сформированы на уровне умений- пищу принимает аккуратно, правила личной гигиены соблюдает под контролем взрослых, внешне мальчик опрятен. Алексей не может определить свой возраст, дату рождения не называет. Домашнего адреса и телефона не знает, самостоятельно пользоваться городским транспортом не умеет. Не сформированы пространственные представления « лево-право».
Общая успеваемость. Общеобразовательную программу школ VIII вида для обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью Алексей усваивает не в полном объёме.
Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют, пропускает только по болезни.
Владение письменной речью. Навки письма в стадии формирования. Силу нажима ручки не регулирует, не удерживается направленность движения руки, рука дрожит. Слабо развита общая и мелкая моторика. Раскрашивает рисунки неравномерно, выходит за границы контура.
Чтение. Предметы окружающей действительности узнает, называет, но обобщать не может. Узнает и называет все буквы русского алфавита. Слушает небольшую сказку, сопровождающуюся картинками. На вопросы по содержанию прочитанного отвечает односложно: « да» или «нет».
Развитие устной речи. Фразовая речь не сформирована. При обращении использует звуки, жесты. Словарный запас очень беден. Нарушено звукопроизношение, нечетко произносит начало слова. Наблюдается замедление темпа речи в связи с затруднениями артикуляции. Алексей путает фонемы , близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении. Обращенную речь понимает в малом объеме, после многократных повторений.
Сформированность учебных навыков по математике. Различает предметы по цвету. Знает прямой счет до 10. Умеет соотносить количество предметов с числом с направляющей помощью взрослого. Основные цвета спектра, формы геометрических фигур называет. Размеры предметов сравнивать затрудняется.
Сформированность школьно - значимых умений. Выполняет штриховку с помощью взрослого, пространственная ориентация не развита. Рабочее место самостоятельно к уроку не готовит. Учебные задания выполняет с помощью взрослого, свои ошибки не видит и дать самооценку своей работе не может. На замечания не реагирует .
Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Чаще всего Алексей находится в спокойном состоянии, на замечания педагога не реагирует .При похвале реагирует уравновешенно, эмоций нет.
Развитие волевых качеств. Не умеет управлять своими чувствами, эмоциями и поведением.
Общие впечатления о ребёнке. Алексей нуждается в коррекции и развитии эмоционально- волевой сферы, мелкой моторики, обогащении словарного запаса. Обучающемуся следует продолжать обучение по программе для общеобразовательных школ VIII вида с умеренной умственной отсталостью.
Задачи индивидуального образовательного маршрута
на 2014-2015 учебный год
Колыхалов Алексей
Учебно – коррекционная задача: Сформировать у обучающегося 4 класса необходимый уровень знаний, умений, навыков по предметам учебного плана.
Коррекционно – воспитательная задача: учить соблюдать субординацию по отношению к взрослым.
Коррекционно — развивающая: Развивать крупную и мелкую моторику.
1.2 Концепция (основная идея) программы
Концепция программы заключается в достижении образовательного результата конкретным учеником. Основывается на составляющей структуры дефекта обучающегося, на знании его психофизических возможностей, на осуществлении межпредметных связей, на скоординированности практических действий учителя, специалистов школы, родителей, на применение индивидуального подхода. Реализация задач осуществляется на основе потенциальных возможностях обучающегося. Обучающийся усваивает определённый объём знаний, умений, навыков, что способствует его дальнейшей адаптации в общеобразовательном пространстве.
1.3 Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Предлагаемая программа создает условия для реализации компенсаторного потенциала обучающегося, воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программ предполагает тематическую взаимосвязь, практическую направленность, дозированную поэтапную подачу материала, учёт особенностей обучающегося. Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах. Все учебные предметы имеют практическую направленность. Обучение направлено, прежде всего, на формирование ключевых компетенций: общекультурной, допрофессиональной, методологической. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию ребенка в общество.
1.4. Место и роль курса в обучении.
Программа обучения составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающегося, воспитанника. Программа содержит учебный материал помогающий обучающемуся, воспитаннику достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы для социальной адаптации и реабилитации.
Конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками. Обучение носит воспитывающий характер. Большое внимание уделяется коррекции речи и мышления, формированию навыков самообслуживания и хозяйственно бытового труда. Ограниченные возможности здоровья ребенка, затрудняют решение задач воспитания, но не снимают этих задач. При отборе учебного материала усилена идейно-нравственная направленность, у обучающейся формируются такие черты (в поведении, в трудовой деятельности), которые способствуют обучающимся стать более адекватными в своих поступках, что способствует быстрейшей социальной адаптации и реабилитации.
1.5 . Цели, задачи
Программа направлена на реализацию целей и задач школы-интерната:
Тема школы на 2014-2015 учебный год
Тема: Социально - трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций (общекультурной, допрофессиональной, методологической).
Цель: Обучающийся, воспитанник компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
- Сформировать умение организовывать свою деятельность социально- приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
- Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда), психологической коррекции и практической деятельности.
- Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально- технические, финансово-экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.
Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетенция» и «компетентность»
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека.
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
В соответствии с образовательной программой школы - интерната данная программа предполагает формирование у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья следующие компетенции (см. таблицу).
Компетенция | Основные характеристики |
Методологическая - самостоятельное решение задач прикладного характера |
|
-навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении с запланированным образцом) | |
-навыки самостоятельного приобретения знаний | |
навыки применения знаний на уроке из других образовательных областей и предметов | |
Допрофессиональная — достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО | - активность обучающегося в образовательном процессе |
-сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии | |
-адекватная самооценка, в т.ч. самооценка своих профессиональных возможностей | |
- умение ориентироваться на рынке труда | |
- мотивация к профессиональной деятельности | |
-умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству, ответственность и способность принимать решения при выполнении практических задач. | |
Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей. | - научные представления об окружающем мире (культурно значимые факты, проблемы) |
- владеет способами деятельности | |
-навыки ЗОЖ | |
- знания культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций | |
-демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье |
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Под общекультурной компетенцией в 4 классе мы понимаем сформированность ОУУН по предметам учебного плана и выполнение требований, предъявляемых к учебному труду: готовиться к уроку, распознавать школьные принадлежности, поднимать руку при ответе, содержать в порядке школьные принадлежности, соблюдать правила поведения на уроке, перемене под контролем взрослого
Допрофессиональную компетенцию в 4 классе понимаем, как ознакомление с элементарными видами труда (работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с бумагой) и овладение двигательными приёмами труда (резать ножницами, склеивать бумагу, размечать материал по шаблону и с помощью линейки, раскатывать и скатывать пластилин
Методологическую компетенцию в 4 классе мы понимаем, как усвоение ЗУН по предметам и умение применять их в заданиях прикладного характера (вычерчивание линий, решение задач).
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
на разных этапах обучения
в начальной школе
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
4 | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Письмо», «Чтение»,«Математика», «Живой мир», «Развитие устной речи», «Трудовая подготовка», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Каждый из предметов, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
- Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
- Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий
Смысловые акценты УУД | Письмо | Чтение | Математика | Развитие устной речи | Физическая культура | Трудовая подготовка | ||
Личностные | жизненное само- определение | нравственно-этическая ориентация | Смысло образование | нравственно-этическая ориентация | ||||
Регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, письмо, живой мир, развитие устной речи, физическая культура,трудовая подготовка) | |||||||
познавательные общеучебные | моделирование (перевод устной речи в письменную) | смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания | Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | широкий спектр источников информации | ||||
Познавательные логические | формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | ||||||
Коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
1.6Сроки реализации программы;
Сроки реализации данной программы, количество часов по четвертям учебного года
Данная программа рассчитана на 1 год. По учебному плану на изучаемый материал отводится :
Предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Развитие устной речи | 4,5 часа | 3,5 часа | 5 часов | 4 часа | 17 часов (0,5 ч. в неделю) |
Чтение | 18 часов | 14 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов (2 ч. в неделю) |
Письмо | 18 часов | 14 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов (2 ч. в неделю) |
Математика | 18 часов | 14 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов (2 ч. в неделю) |
Живой мир | 4,5 часа | 3,5часа | 5 часов | 4 часа | 17 часов (0,5ч. в неделю) |
Музыка и пение | 4,5 часа | 3,5 часа | 5 часов | 4 часа | 17 часов ( 0,5 ч. в неделю) |
Изобразительное искусство | 4,5 часа | 3,5 часа | 5 часов | 4 часа | 17 часов ( 0,5 ч. в неделю) |
Физкультура | 9 часов | 7 часов | 10 часов | 8 часов | 34 часа ( 1 ч. в неделю) |
Трудовая подготовка | 9 часов | 7 часов | 10 часов | 8 часов | 34 часа ( 1ч. в неделю) |
1.7. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Основные принципы отбора программного материала это – коррекционная и практическая направленность. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающегося. В программе реализуются межпредметные связи. Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Соблюдая принцип систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала используется опыт обучающегося как базу для расширения и совершенствования имеющихся у него знаний, умений и навыков. В программе выделяем пропедевтический период, в течение которого у обучающегося корригируются недостатки прошлого опыта, подготавливается к усвоению последующего раздела программы.
Так как обучающийся изучал в 3 классе программу 1 класса , то в 2014-2015 учебном году планируется обучение по программе 2 класса.
Основные принципы:
- Принцип доступности учебной информации.
- Принцип практической направленности.
- Принцип системности.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
1.8. Направленность программы
рабочая программа направлена на:
- коррекцию и развитие основных психофизических возможностей обучающегося;
охрану здоровья;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, чтения, письма;
- коррекцию познавательной деятельности;
- развитие мышления .
1.9. Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий
Программа построена с учетом общепедагогических методов обучения, с учётом коррекционной направленности образовательного процесса обучающегося, воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
В дидактике выделяют группы технологий:
Технология объяснительно иллюстри-рованного обучения - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений. | Технология личностно – ориентирован-ного обучения - направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.) |
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
Технологии | Содержание |
| При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. |
| Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач (в начале урока ученику предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. |
| Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много. |
Урок – организационная форма учебной работы в образовательном учреждении (организации) при котором педагог занимается в рамках точно установленного времени, с определенным составом класса, в соответствии с расписанием, используя разнообразные методы и приёмы для достижения практических задач в соответствии с требованиями учебной программы по предмету.
Урок определяется целью и задачами. При этом цель одна, задач может быть несколько. Формулировка задач, зависит от типа урока.
Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, каждый из которых определяются исходя из дидактической цели, цели организации занятия, содержания и способов содержания урока, основных этапов, задач, методов обучения и способов организации. Существует много классификаций типов урока. В основе общего подхода к организации урока лежит: характер содержания изучаемого материала и уровень обученности.
В соответствии с этим выделяют следующие типы уроков:
- Пропедевтические уроки.
- Уроки изучения нового материала (далее УИНМ).
- Уроки совершенствования знаний умений и навыков (далее УСЗУиН).
- Уроки обобщения и систематизации знаний умений и навыков (далее УОиСЗУиН).
- Комбинированные уроки.
- Уроки контроля и коррекции знаний умений и навыков (УКиКЗУиН).
- Практические уроки.
При реализации программы были использованы следующие общепедагогические и коррекционные методы и приёмы:
- Репродуктивный (суть его состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию учителя).
- Объяснительно-иллюстративный (суть обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).
- Проблемный (суть в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь её решения, вскрывая возникающие противоречия).
- Частично-поисковый (постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем).
- Интерактивные (творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог).
Формы учебной работы:
- индивидуальная работа
В работе используются технология развивающегося обучения и технология учебно-игровой деятельности. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и обучающегося.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, учебная игра
1.10 Система оценки достижений обучающегося;
В соответствии с Уставом КУ Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа — интернат IIIV вида по предметам «чтение», «письмо», «математика» — зачетная система оценивания:
Зачёт по чтению - ставится ученику, если он:
по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова;
допускает одну - две ошибки при чтении, соблюдении синтаксических пауз;
допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении стихотворения наизусть одну - две самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Зачёт по письму – ставится:
если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4—5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Зачёт по математике - ставится ученику, если он:
при незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
По предметам изобразительное искусство, физическая культура, трудовая подготовка— пятибалльная система оценивания.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимся знаниями, умениями и навыка по предмету.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи;
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценки «2» и «1» не ставятся.
II. Содержание тем учебного курса
2.1 Содержание учебной программы
Развитие устной речи(17 часов)
Примерная тематика
Разучивание чистоговорок и потешек
Составление рассказа по картинам « Ежи», « Куры», « Зайцы»
Моделирование речевых ситуаций « Добро пожаловать!», « С днем рождения!», « Теремок», « Колобок».
Разучивание стихотворений к праздникам( Новый год, День Победы, 8 марта)
Чтение (68 часов)
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед учителем и родителями.
Разделы учебника:
- Зазвенел звонок-начался урок
- Осенние страницы
- Сказка за сказкой
- Мир животных
- Птицы-наши друзья
- Зимние страницы
- Все мы сделаем сами и своими руками
- Буду делать хорошо и не буду плохо
- Ежели вы вежливы…
- Весенние страницы
- Посмеемся, улыбнемся
- Летние страницы
- Как хорошо уметь читать!
Письмо ( 68 часов)
ПОВТОРЕНИЕ
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Математика(68 часов)
СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 20
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Живой мир( 17 часов)
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Музыка и пение(17 часов)
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки.
Развитие элементарных представлений о разнообразии прослушиваемой
музыки: песня, марш, танец; элементы музыкального изображения природы,
сказок, игр.
Ознакомление с силой звучания: громкое, тихое.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием:
фортепиано (рояль, пианино), скрипка.
“Песенка про кузнечика” - муз. В.
Шаинского, сл. Н. Носова.
“Веселые гуси” – украинская
народная песня
“Во поле береза стояла” –
русская народная песня.
Сказка в музыке.
“Жили-были” - муз. А.
Пахмутовой, сл. Ю. Черных.
“Бременские музыканты”
Изобразительное искусство(17 часов)
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.
Обведение по шаблону
Дорисовывание линий( « Светит солнышко»)
Рассматривание картинок в детских книжках В. Сутеева, сказки « Колобок», « Три медведя»
Физическая культура(34 часа)
Упражнения на дыхание . Понятие о вдохе и выдохе с движением рук.
Упражнения для кистей рук, плечевого пояса. Сгибать и разгибать пальцы, хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица и над головой.
Упражнения для ног. Приседание на двух ногах; стоя на коленях , садиться на пятки и подниматься. Из положения сидя шевелить пальцами ног.
Упражнения с предметами( мячи, кубики, кегли). Катание мяча двумя и одной рукой. Бросание мяча руками снизу и из-за головы. Отведение и приведение кисти с кеглями в руке. Поднимание рук в стороны, вперед, вверх с кеглями в руках.
Трудовая подготовка( 34 часа)
Работа с природными материалами ( наклеивание листьев на подложку, аппликации из листьев, поделки из шишек)
Работа с бумагой и клеем( изготовление аппликации из бумаги « Осеннее дерево», гирлянда к Новому году)
2.2 Основные программные требования
2.3 Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе (базовый уровень):
способность обучающегося решать следующие практические задачи:
- организовывать рабочее место;
- оформлять записи в тетрадях в соответствии с требованиями орфографического режима (писать по образцу, соблюдать установленный порядок клеток и строчек);
- умение работать с учебником (находить заданную страницу по закладке, ориентироваться на странице учебника (вверху, внизу, в середине, под, над), отличать печатные задания от письменных .
освоение обучающимся коммуникативных компетенций
- умение понять своё состояние и рассказать о нём;
- умение вступить в контакт ( попросить о помощи, установить дружеские отношения, рассказать о происшедшем).
овладение обучающимся общетрудовыми и специальными умениями:
- знать и уметь применять правила обеспечивающие безопасность жизнедеятельности в учебе, быту ( правильно пользоваться ножницами, кисточкой .клеем, карандашом, ручкой ,застёгивать одежду, правильно завязывать шнурки, шарф)
- создания продуктов труда (поделки из пластилина, природного материала, бумаги, картона).
2.4 План коррекционно - развивающих упражнений, направленных на реализа-
цию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающегося
Письмо
П№ | Коррекционно - развивающие методики | Четверти | Примечания | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Развитие пространственных представлений | =+ | + + | ++ | ++ |
Чтение
№ № | Коррекционно- развивающие методики | Четверти | Примечания | |||
I | II | III | IV | |||
11 | Упражнения на слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур | + | + | + + | ++ | |
22 | Выполнение упражнений на звукобуквенный анализ слова | ++ | + | + |
Математика
№ | Коррекционно- развивающие методики | Четверти | Примечания | |||
II | III | III | IV | |||
11 | Формирование счетных операций с опорой на конкретные предметы | + ++ | + + | + + + | + | |
22 | Отыскивание чисел в таблице Шульте. | ++ | ++ |
Живой мир
№ | Коррекционно-развивающие методики | Четверти | примечания | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Упражнение на формирование представлений о временах года | + | + | + | + | |
2 | Отгадывание загадок | + | + |
Трудовая подготовка
№ | Коррекционно-развивающие методики | Четверти | примечания | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Упражнение на развитие умения пользоваться ножницами( вырезание по шаблону) | + | + | + | + | |
2 | Упражнения на развитие мелкой моторики(шнуровка,пазлы, конструктор) | + | + |
Изобразительное искусство
№ | Коррекционно-развивающие методики | Четверти | примечания | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Пальчиковая гимнастика « Пальчики здороваются», « Мой мизинчик, где ты был?» | + | + | + | + | |
2 | Упражнения на развитие мелкой моторики(шнуровка,пазлы, конструктор) | + | + |
Физическая культура
№ | Коррекционно-развивающие методики | Четверти | примечания | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Упражнения на ориентировку в пространстве; выполнение поворотов направо и налево. | + | + | + | + | |
2 | Упражнения на коррекцию осанки | + | + |
2.5 Формы контроля.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
Он позволяет обучающемуся усвоить последовательность грамматических, математических, технологических операций; - рубежный, который проводится после завершения изучения каждой темы. Он закрепляет знания и умения, связанные грамматической, математической, технологической характеристикой темы;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам используются индивидуальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также тестовые задания.
2.6. Перечень практических работ обучающегося, воспитанника
Письмо
Составление словаря
- Работа с магнитной азбукой
- Пальчиковое рисование букв
- Лепка букв из пластилина
Математика.
- Построение квадрата, прямоугольника
- Работа со счетным материалом
- Изготовление объемных геометрических фигур
- Вырезание счетного материала
Чтение.
- Пересказ текста
- Заучивание стихотворения наизусть
- Разгадывание кроссворда
2.7 Примерный перечень экскурсий
Чтение.
1. Экскурсия в библиотеку семейного чтения (ознакомление)
2 Экскурсия в городскую библиотеку (ознакомление)
Математика.
1. Экскурсия в продовольственный магазин или магазин канцелярских товаров
(ознакомление с ценами на товары)
Живой мир
Экскурсия во дворе школы
III Календарно-тематический план 4 класс
3.1.Календарно-тематический план по предмету «Развитие устной речи» |
3.2. Календарно-тематический план по предмету «Чтение» |
3.3. Календарно-тематический план по предмету «Письмо» |
3.4. Календарно-тематический план по предмету «Математика»
3.5 Календарно-тематический план по предмету «Живой мир»
3.5 Календарно-тематический план по предмету «Музыка и пение»
3.5 Календарно-тематический план по предмету «Изобразительное искусство»
3.5 Календарно-тематический план по предмету «Физическая культура»
3.5 Календарно-тематический план по предмету «Трудовая подготовка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для Обучающегося индивидуально на дому
Программа для обучающегося на дому с умеренной умственной отсталостью...
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающейся индивидуально на дому
Данная рабочая программа индивидуального обучения соответствует целям и задачам образовательной организации, и основным требованиям федерального образовательного стандартаобразования для обучающихся с...
Рабочая программа учебного предмета Иностранный язык для обучающихся индивидуально на дому по состоянию здоровья 2 класс на 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа разработана к учебнику "Английский в фокусе. 2 класс." Программа рассчитана на обучающихся индивидуально на дому по медицинским показаниям при условии, что учебный п...
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающейся индивидуально на дому
Программа 7 класса...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 8 класс, II вариант/рецензия
Специальная индивидуальная программа........
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 12 класс, II вариант
РП 12 кл.......
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» 1 класс, для обучающегося индивидуально (на дому)
Рабочая программа разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант), утвержденной...