Способы формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе
статья на тему
В данной работа автор анализирует свой опыт формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе посредством работы с заданиями "Четвертый лишний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_divergentnogo.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы формирования дивергентного мышления учащихся посредством выполнения заданий на исключение
Смилянец Надежда Степановна, учитель начальных классов
Формирование дивергентного мышления учащихся – одно из важнейших направлений деятельности педагогов начальной школы «Школы дизайна «Точка» в рамках реализации проекта «Модуль инжиниринга на уроках в начальной школе».
Дивергентное мышление подразумевает творческий подход к решению поставленной задачи, умение находить множество путей ее решения, преодолевать стереотипы мышления. В рамках решения небольшой задачи на уроке учащиеся выдвигают оригинальные идеи, доказывают свою точку зрения, приводя аргументы, подтверждающие гипотезу. Такая деятельность способствует развитию как предметных, так как задачи ставятся учебные, так и метапредметных учебных действий. Особенно важными для нас становятся личностные УУД, так как дивергентность мышления является базовой чертой личности, обеспечивающей самостоятельность мышления и последующих действий, креативность и находчивость.
На сегодняшний день наша задача развивать дивергентное мышление не только в рамках уроков математики, но и во всем учебном процессе, давая возможность учащимся самостоятельно находить множественные способы решения одной и той же проблемы. Наиболее интересными для меня в этом плане оказались задания на исключение, которые можно использовать на различных предметах. Логическое действие «исключение» основано на применении таких УУД, как анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Однако зачастую эти задания основываются на одном единственно правильном ответе, который предлагается найти учащимся.
Так примером может быть стихотворение:
Тили-тели, тили-тели,
Птицы в гости прилетели.
Лебедь, грач, пингвин, ворона –
Расшумелись, как драконы.
Чтобы птицы замолчали,
Вы бы лишнюю назвали!
По условиям задания дети на основании классификации приходят к выводу, что лишняя птица – пингвин, так как это единственная нелетающая птица из ряда. Другие варианты ответа признаются как неверные. Такой пример задания формирует конвергентное – линейное решение, основанное на выработке алгоритма действий.
Рассмотрим примеры заданий на исключение, предполагающие множественность путей решения.
В рамках урока русского языка, анализируя состав слова и орфографическое правило «Разделительный Ъ и Ь», я предлагаю учащимся такое задание.
Найдите четвертое «лишнее» слово, свой выбор обоснуйте.
Семья, обезьяна, объявить, муравьи
Как показывает практика, самым первым вариантом ответа бывает «объявить», так как в нем пишется Ъ. Однако я прошу ребят подумать еще, и в рамках мозгового штурма, когда ни одна идея не отбрасывается, а фиксируется и анализируется, возникают следующие предположения:
- Объявить – наличие приставки;
- Объявить – наличие двух суффиксов.
Можно заметить, что, выдвигая эти идеи, учащиеся остаются в рамках изучаемой темы, гораздо сложнее им выйти на другие темы и проблемы курса, так как это требует преодоления сложившегося стереотипа: «Все задания на уроке относятся к одной теме». Только после долгого поиска выдвигаются следующие идеи:
- Объявить – глагол, остальные имена существительные;
- Обезьяна – непроверяемая безударная гласная в корне слова (муравьи – проверочное слово мурашки, можно вспомнить стихотворение С. Михалкова: В лесу мурашки-муравьи//Живут своим трудом,//У них обычаи свои//И муравейник – дом);
- Объявить – количество звуков меньше, чем букв;
- Объявить – глагол спрягается, а остальные существительные склоняются.
Мы видим, что на таком примере учащиеся могут увидеть внутриязыковые связи, посмотреть на слово с различных точек зрения.
На уроках математики я предлагаю похожее по форме задание:
Найдите четвертое «лишнее», свой выбор обоснуйте.
3, 6, 9, 11
Ребята достаточно быстро определяют, что
- 11 – двузначное число, тогда как остальные однозначные;
- 6 – четное число;
- 11 – число 2 порядка;
- 11не кратно 3
Однако затем я указываю, что в задании нет определения «число», а число мы можем назвать и записать словом, поэтому ребята вспоминают, что:
- 11 – есть суффикс, тогда как в остальных основа состоит из одного корня;
- 11 – безударная гласная в корне слова и удвоенная н
Таким образом, мы видим, что у учащихся формируются и межпредметные связи.
На уроках окружающего мира задания на исключения могут иметь несколько решений.
Найдите четвертое «лишнее», свой выбор обоснуйте.
Дон, Енисей, Байкал, Лена
Изучая водные объекты нашей страны, ребята с легкостью находят первый, самый очевидный вариант решения – Байкал, так как это озеро.
Затем появляются следующие решения:
- Дон – находится в Европейской части России, все остальные – в Сибири;
- Дон – Лена, вытекая из Байкала, и Енисей несут свои воды в Северный Ледовитый океан (на север), Дон – в Азовское море море (на юг);
- Лена – имеет омоним – сокращение от имени Елена;
- Лена – существительное женского рода, 1 склонения;
- Дон – состоит из одного слова
Таким образом, мы видим, что использование подобных заданий на различных уроках помогает учащимся преодолеть сложившиеся стереотипы, применять различные, порой неожиданные, основания для классификации, высказывать и отстаивать свою точку зрения, то есть формировать дивергентное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование дивергентного мышления как условие развития потенциала личности младшего школьника
из опыта работы...
ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы &nda...
Уроки ИЗО как способ формирования творческого мышления. Доклад подготовила Рогудеева Лилия Анатольевна, учитель начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3.
Доклад подготовила Рогудеева Лилия Анатольевна,учитель начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3....
«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».
laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....
«Развитие дивергентного мышления учащихся начальных классов при решении текстовых задач»
Внедрение в школьный курс нестандартных видов работы над задачей...