Способы формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе
статья на тему

В данной работа автор анализирует свой опыт формирования дивергентного мышления учащихся на уроках  в начальной школе посредством работы с заданиями "Четвертый лишний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_formirovaniya_divergentnogo.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования дивергентного мышления учащихся посредством выполнения заданий на исключение

Смилянец Надежда Степановна, учитель начальных классов

Формирование дивергентного мышления учащихся – одно из важнейших направлений деятельности педагогов начальной школы «Школы дизайна «Точка» в рамках реализации проекта «Модуль инжиниринга на уроках в начальной школе».

Дивергентное мышление подразумевает творческий подход к решению поставленной задачи, умение находить множество путей ее решения, преодолевать стереотипы мышления. В рамках решения небольшой задачи на уроке учащиеся выдвигают оригинальные идеи, доказывают свою точку зрения, приводя аргументы, подтверждающие гипотезу. Такая деятельность способствует развитию как предметных, так как задачи ставятся учебные, так и метапредметных учебных действий. Особенно важными для нас становятся личностные УУД, так как дивергентность мышления является базовой чертой личности, обеспечивающей самостоятельность мышления и последующих действий, креативность и находчивость.

На сегодняшний день наша задача развивать дивергентное мышление не только в рамках уроков математики, но и во всем учебном процессе, давая возможность учащимся самостоятельно находить множественные способы решения одной и той же проблемы. Наиболее интересными для меня в этом плане оказались задания на исключение, которые можно использовать на различных предметах. Логическое действие «исключение» основано на применении таких УУД, как анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Однако зачастую эти задания основываются на одном единственно правильном ответе, который предлагается найти учащимся.

Так примером может быть стихотворение:

Тили-тели, тили-тели,

Птицы в гости прилетели.

Лебедь, грач, пингвин, ворона –

Расшумелись, как драконы.

Чтобы птицы замолчали,

Вы бы лишнюю назвали!

По условиям задания дети на основании классификации приходят к выводу, что лишняя птица – пингвин, так как это единственная нелетающая птица из ряда. Другие варианты ответа признаются как неверные. Такой пример задания формирует конвергентное – линейное решение, основанное на выработке алгоритма действий.

Рассмотрим примеры заданий на исключение, предполагающие множественность путей решения.

В рамках урока русского языка, анализируя состав слова и орфографическое правило «Разделительный Ъ и Ь», я предлагаю учащимся такое задание.

Найдите четвертое «лишнее» слово, свой выбор обоснуйте.

Семья, обезьяна, объявить, муравьи

Как показывает практика, самым первым вариантом ответа бывает «объявить», так как в нем пишется Ъ. Однако я прошу ребят подумать еще, и в рамках мозгового штурма, когда ни одна идея не отбрасывается, а фиксируется и анализируется, возникают следующие предположения:

  1. Объявить – наличие приставки;
  2. Объявить – наличие двух суффиксов.

Можно заметить, что, выдвигая эти идеи, учащиеся остаются в рамках изучаемой темы, гораздо сложнее им выйти на другие темы и проблемы курса, так как это требует преодоления сложившегося стереотипа: «Все задания на уроке относятся к одной теме». Только после долгого поиска выдвигаются  следующие идеи:

  1. Объявить – глагол, остальные имена существительные;
  2. Обезьяна – непроверяемая безударная гласная в корне слова (муравьи – проверочное слово мурашки, можно вспомнить стихотворение С. Михалкова: В лесу мурашки-муравьи//Живут своим трудом,//У них обычаи свои//И муравейник – дом);
  3. Объявить – количество звуков меньше, чем букв;
  4. Объявить – глагол спрягается, а остальные существительные склоняются.

Мы видим, что на таком примере учащиеся могут увидеть внутриязыковые связи, посмотреть на слово с различных точек зрения.

На уроках математики я предлагаю похожее по форме задание:

Найдите четвертое «лишнее», свой выбор обоснуйте.

3, 6, 9, 11

Ребята достаточно быстро определяют, что

  1. 11 – двузначное число, тогда как остальные однозначные;
  2. 6 – четное число;
  3. 11 – число 2 порядка;
  4. 11не кратно 3

Однако затем я указываю, что в задании нет определения «число», а число мы можем назвать и записать словом, поэтому ребята вспоминают, что:

  1. 11 – есть суффикс, тогда как в остальных основа состоит из одного корня;
  2. 11 – безударная гласная в корне слова и удвоенная н

Таким образом, мы видим, что у учащихся формируются и межпредметные связи.

На уроках окружающего мира задания на исключения могут иметь несколько решений.

Найдите четвертое «лишнее», свой выбор обоснуйте.

Дон, Енисей, Байкал, Лена

Изучая водные объекты нашей страны, ребята с легкостью находят первый, самый очевидный вариант решения – Байкал, так как это озеро.

Затем появляются следующие решения:

  1. Дон – находится в  Европейской части России, все остальные – в Сибири;
  2. Дон – Лена, вытекая из Байкала, и Енисей несут свои воды в Северный Ледовитый океан (на север), Дон – в Азовское море море (на юг);
  3. Лена – имеет омоним – сокращение от имени Елена;
  4. Лена – существительное женского рода, 1 склонения;
  5. Дон – состоит из одного слова

Таким образом, мы видим, что использование подобных заданий на различных уроках помогает учащимся преодолеть сложившиеся стереотипы, применять различные, порой неожиданные, основания для классификации, высказывать и отстаивать свою точку зрения, то есть формировать дивергентное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Готовность к сотрудничеству, развитие способности  к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы &nda...

«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».

laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....

«Развитие дивергентного мышления учащихся начальных классов при решении текстовых задач»

Внедрение в школьный курс нестандартных видов работы над задачей...