ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
статья по теме
Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускникам школы. Воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества – приоритетная задача образования на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lysenko_o.a._statya.docx | 35.27 КБ |
rabota_v_gruppah_dlya_sayta.pptx | 994.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
О.А.Лысенко
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 села Прасковея»
Будённовского района
Ни для кого не секрет, что во многих профессиях успех общего дела зависит умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Но, к сожалению, многие дети не умеют слушать и слышать своих сверстников и взрослых, грамотно возражать и доказывать свои доводы в коллективном обсуждении проблем. Сложившаяся ситуация свидетельствует об отсутствии даже начальных коммуникативных навыков у детей, поступающих в 1 класс. Поэтому, развитие коммуникативной компетенции человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой.
Коммуникативная направленность процесса обучения – одно из требований гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускникам школы. Воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества – приоритетная задача образования на современном этапе.
Инновационные подходы к начальному образованию, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте, задают новое содержание и характеристику учебной деятельности ребенка.
Учебно- методический комплект «Перспективная начальная школа» рассматривает образовательный процесс как способ познавательного и личностного развития обучающегося. Работая четвёртый год по данному УМК, убедилась, что он даёт возможность не только для обучения детей, но и для развития их социально-коммуникативных компетенций.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой учебников и диалоговым характером учебных текстов. С первых страниц учебников учащиеся поставлены в ситуацию необходимости слышать, слушать, принимать решения и действовать.
Одна из особенностей всех учебников УМК «Перспективная начальная школа» - наличие в них друзей-героев Миши и Маши, которые ведут виртуальный диалог с ребятами, увлекая их в мир знаний и помогая добывать эти знания добывать. Следя за развитием сюжетной интриги, школьники учатся соотносить свои поступки и поступки героев с принятыми этическими нормами, выделять нравственный аспект поведения того или иного героя, оценивать высказывания персонажей и т.д. Дети учатся деловому общению через нестандартные ситуации, вынесенные на обсуждение: «Прав ли Миша? Помоги Маше и Мише. А как ты думаешь? С кем ты соглашаешься? Маша и Миша догадались, что делать. А ты? Маша и Миша растерялись. Помоги им, пожалуйста! »
Методический аппарат УМК помогает мне организовать учебный диалог через широкий спектр заданий, направленных на организацию парной и групповой работы учащихся:
- задания, требующие распределения работы с соседом по парте, в группе («Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил», «Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ», «Сверьте решения своих задач» ; «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать» , «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»;
- чтение по цепочке и ролям;
- проведение самостоятельных и групповых наблюдений во время экскурсии.
С первых дней обучения детей в школе я приучаю их к сотрудничеству, уделяя большое внимание формированию умения работать в парах. Дети приучаются планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга. При работе парами дети внимательно слушают ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время урока не разрешается – свободно общаться с товарищем. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
Обучение работе в группе начинается во 2 классе, со знакомства с ролями и функциями каждого участника в группе. Вводя форму групповой работы, мы вместе с детьми выработали правила работы в группе:
- быть внимательными друг к другу;
- терпимость, дружелюбие;
- работать по плану;
- прийти к единому решению;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, каждый имеет право на ошибку;
- все члены группы отвечают за результат работы.
На начальном этапе мы анализируем не содержательную ошибку, а ход взаимодействия работы группы. Например: «Ваша группа работала терпеливо, доброжелательно», « Для выяснения причин низкого результата проанализируйте, все ли пункты алгоритма работы в группе вы соблюдали?»
В нашем классе приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:
- сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку;
- сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками;
- сигнал «Готовы» - все участники группы берутся за руки.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой робкие или слабые ученики вообще не могут включиться в общую работу класса. Немаловажно и то, что групповая работа и работа в парах представляют собой динамическую паузу, не прерывающую структуру урока.
Нередко перед учителями встает вопрос: «Когда, и на каких уроках можно использовать групповую работу?» У меня такой проблемы не возникает, потому что учебники УМК “Перспективная начальная школа” с помощью пиктограмм нацеливают на работу в паре, группе: предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями и т.д.
В таблице представлены некоторые варианты заданий для групповой работы на различных предметах УМК «Перспективная начальная школа»:
Таблица 1.
Математика | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир |
Составление и решение задач по схеме | Составление слов по звуковой схеме | Составление плана | Составление плана сообщения на заданную тему |
Составление равенств из данных числовых выражений | Составление предложений по схеме | Чтение по ролям | Проведение опытов и наблюдений |
Составление и решение уравнений | Деление текста на логические части | Составление вопросов по содержанию текста | Работа над проектами |
Работа с деформированным предложение, текстом | Выразительное чтение произведения по цепочке |
Функции учителя во время организации групповой работы сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а с побуждением к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Проанализировав результат своей работы за четыре года, я могу утверждать, что грамотно организованная работа в группе:
- работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- группа сделает больше, чем один человек;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться робким ученикам, задействованы в работе все;
- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Благодаря богатому арсеналу средств УМК «Перспективная начальная школа» для организации групповой работы, у учащихся отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- не только слушать, но и слышать партнёра по общению;
- уважать чужие ошибки, вежливо объясняя свое мнение;
- не бояться переспрашивать и уточнять, чтобы быть уверенным, что его поняли правильно;
- умение вести беседу в паре, группе, участвовать в дискуссиях, дебатах, деловых играх.
Я уверена, что навыки сотрудничества, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им, и когда они станут взрослыми. Ведь коммуникативная компетентность учащихся в образовательном процессе - это не только условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Список литературы:
- К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста./ Арефьева О.М Журнал «Начальное образование».- 2010г. № 3,с. 52.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
- Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспективная начальная школа» /Чуракова Р.Г., Каленчук М.Л., Байкова Т.А., Захарова О.А. и др. - М.: Академкнига/Учебник, 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
- Что включает в себя коммуникативная компетенция?/ О.А. Сальникова , Журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2012. -№ 7. – С. 1-5.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приоритетная задача образования -воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества 2
3
4 к о м м у н и к а т и в н ы е д е й с т в и я
5
Правила работы в группе 6
7 «Внимание» « Вопрос от группы» «Готовы»
8
«Мозговой штурм» 9
« Снежный ком» 10 Индивидуальная работа Работа в парах Р абота в группах по 4 человека
«Лови ошибку» 11
12 «Пресс- конференция»
13 « Пазлы »
14
Роль учителя во время групповой работы 15
16 вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею для решения большинства задач необходима работа всей группы улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению не дает возможности спрятаться робким ученикам, задействованы в работе все
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Презентация "Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»...
Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
В статье даётся определение понятию "смысловое чтение", раскрываются срособы смыслового чтения, виды чтения. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов ...
Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»"
Статья содержит определение понятия "смысловое чтение". Раскрывает способысмыслового чтения, типы чтения. Определяет проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов при обучении смысловому...
Формирование познавательных УУД средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, читать и слушать, извлекая нужную информацию,...
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как у...
Формирование познавательных УУД средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Выступление на ШМО...