Уроки ИЗО как способ формирования творческого мышления. Доклад подготовила Рогудеева Лилия Анатольевна, учитель начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3.
статья
Доклад подготовила Рогудеева Лилия Анатольевна,
учитель начальных классов
МОБУ Новобурейской СОШ № 3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rogudeeva_doklad_2017uroki_izo_kak_sposob_formirovaniya_tvorcheskogo_myshleniya.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки ИЗО как способ формирования творческого мышления.
Доклад подготовила Рогудеева Лилия Анатольевна,
учитель начальных классов
МОБУ Новобурейской СОШ № 3.
Современное общество уже не представляет свое существование без техники и новых научных разработок, потому что они прочно внедрились в нашу жизнь, делая ее комфортнее и проще. Поступление же в наш обиход технических новинок, гаджетов обеспечивает развитие научно технического прогресса.
Таким образом, возникает потребность в активной, самостоятельной, творчески направленной личности. Способность к адаптации и творчеству — главные качества, которые руководят жизнедеятельностью человека, хотя и не осознаются им, уходя в глубины бессознательного [2, с. 21]
С детства нас приучают соблюдать множество правил и придерживаться законов. Часть из них выполняются автоматически. Шаблонность действий превращается в ежедневную рутину, которая противоречит с данной человеку способностью творить, создавать новое. Человек по, своей природе, стремится разрешить любое противоречие. Общество разрешает это противоречие путем подавления способности к творчеству, создавая таким образом не личность, а «машину» для выполнения чужой воли, само того не замечая. Поэтому, чтобы развить творческий потенциал необходимо научить человека видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы их применения.
Стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самостоятельной, творческой деятельности является доказательством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания. Творчество формируется в процессе взаимодействия с миром, через овладение духовной и материальной культуры и искусства. Наиболее эффективными для развития творческого мышления младших школьников являются уроки изобразительного искусства, которые включают в себя не только рисование, но и множество других видов деятельности: аппликация, художественная лепка, батик, роспись по дереву и многое другое. На уроках дети знакомятся с произведениями искусства, которые способствуют появлению вдохновения для создания собственного произведения. На уроках изобразительного искусства большое внимание необходимо уделить развитию воображения. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. При создании художественного произведения особое значение имеет наглядно — образное мышление, особенностью которого является становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. Основой наглядно — образного мышления является воображение. Одним из обязательных условий творческой деятельности является фантазия. Еще одним условием создания художественного произведения, как результата творческой деятельности, является наличие мечты.
Этапы творческого воображения:
- возникновение творческой идеи;
- «вынашивание» замысла;
- реализация замысла [4, с. 49].
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что для развития творческого мышления учащихся, мы должны способствовать формированию воображения через развитие фантазии и создание мечты ребенка. Мы всеми силами должны развивать практические умения ребенка, но не в качестве исполнителя, а в качестве создателя. Для решения этой задачи в педагогической системе внедряются прогрессивные технологии, творческие проекты, новые идеи, ориентированные на самостоятельность — самообразование, саморазвитие, самореализацию детей в практической деятельности. Основной сутью творческого мышления является новизна.
Как показала практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования.
Для того чтобы понять какую роль играет изобразительное творчество в развитии младших школьников, рассмотрим его в трёх аспектах:
ИЗО как средство достижения какой – то цели (вспомогательный, побочный, дающий подспорье для уроков чтения, природоведения, математики, русского языка и т. д.).
Собственно, предмет (дающий графические навыки, умения видеть, наблюдать, воспроизводить в памяти, фантазировать).
Дополнительный, развивающий аспект (внеклассная работа по ИЗО, участие в конкурсах и выставках).
Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире. Графический язык не так нормирован, пластические образы формируются более спонтанно. Каждый ребёнок от природы художник. Рисование доставляет им удовольствие. Именно рисование, по мнению Л. В. Выготского, является «ведущим видом творчества в детстве» [6]. Дети неистощимы в своей потребности реализовать свои впечатления на бумаге. Они обращаются к рисунку как к наглядной живой форме выражения впечатлений и чувств. Подобно игре, рисунок является действенным способом освоения мира и искусства. Пока ребёнок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нём рассказывал. Это всегда «рассказ для себя» о том, в чём автор непосредственно участвует. Для детей рисование – это, прежде всего, развитие многих важнейших способностей:
•координация движения «рука – глаз»;
•сенсорика (чувственное восприятие: цвета, текстуры красок, бумаги); •мелкая моторика («интеллект на кончиках пальцев») – которая включает в работу важные отделы головного мозга, в том числе и речевой центр, а следовательно – развивается речь!
•развитие воображения, фантазии.
•если рисовать двумя руками (как обычно и делают дети – и не стоит им в этом мешать) – то это позволяет одномоментно развивать и синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и логического.
Так закладываются начало детской одаренности. В характере ребенка, регулярно занимающегося рисованием, постепенно и естественным образом воспитываются такие проявления как: внимание, тщательность, терпение, планирование процесса работы. Если с самого раннего возраста с любовью научить ребенка видеть законы смешения красок, их различную интенсивность, выражающую сдержанность, или, наоборот, утверждение, то ему в будущем будет легче проявить соответствующие свойства характера в общении с другими людьми и социальной сфере в общем. Этот неосознанный, но реально пережитый, чувственный опыт, сформированный на уровне подсознания, обязательно пригодится ребенку в жизни и принесет потом пользу, которую трудно переоценить. Креативные способы рисования способствуют взрослению, потому что позволяют без страха, не боясь последствий, пробовать и рисковать, исследуя собственные возможности, познавая себя. Кроме того, у детей формируется умение справляться с чувствами и переживаниями. Новинка открытий – необычные формы рисования, могут стать ключом, отпирающим двери в мир радости, вдохновения, удовольствия. Креативные способы рисования – это не только рисование, но так же и игры с красками и различными другими необычными материалами. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у школьников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными. Важно создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке и при проведении занятия. Школьники с большим удовольствием погружаются в процесс созидания и с самого начала делают это с большим удовольствием.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) выделяют следующие способности:
1. Способность рисковать
2. Дивергентное мышление
3. Гибкость в мышлении и действиях
4. Скорость мышления
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые
6. Богатое воображение
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений
8. Высокие эстетические ценности
9. Развитая интуиция Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности.
Не обошли они стороной и изобразительное творчество. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и в планирование по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность во внеурочное время.
Необходимо использование ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения).
1. Антропоморфизм- очеловечивание природных объектов. Например, используется такой вариант рисования: «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далекое непрекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, ребята, есть возможность расколдовать их, но с условием: нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил». Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы [3]. Существуют еще некоторые варианты данных ТПФ: «Оживление времён года», как «Образ Весны», «4 сестрицы».
2.Рисование мятой бумагой. Бумажный комочек - штампик ребенок способен изготовить своими руками, заодно развивается самостоятельность и тренируется мелкая моторика. А как детям нравится мять бумагу! Получаются неожиданные результаты.
3. Рисование одним росчерком, при котором ребенок не отрывает карандаша от поверхности листа – это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также мелкой моторики рук. Почти ничего для себя не требуя, оно способствует очень важному делу - развитию одаренности. А кроме этого, ручки у детей прекрасно готовятся к безотрывному письму[2].
4. Техника рисования «Кляксография» – это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.
Рассмотрим вариант из таких уроков.
Тема урока: «Волшебная клякса»
- Блок мотивации.
Мотивация представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Мы сегодня побываем в гостях у сказки. А, чтобы определить, что именно мы будем сегодня рисовать, послушайте сказку про кляксу.
Сказка «Про Кляксу»
Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый своим долгом считал воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и окрасилась в яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ее встречал, в ужасе говорил: «Какая желтая Клякса!». Тогда она зашла в магазин, купила красной краски и покрасила свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и этого никто не оценил. И она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!». Очень обиделась Клякса. Взяла она остаток синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась так, что размазала краску вокруг себя, и все дупло стало очень уютным и красивым. В это время пролетала Сова – мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса, «Здравствуй, прекрасная незнакомка! – сказала Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. - Как вы думаете, почему мы начали урок именно с такой сказки?
- Блок интеллектуальной разминки.
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем рисовать, применяя нетрадиционную технику рисования «Клясография», но сначала выполним задание для интеллектуального развития, которое называется «Волшебник». Ваша задача – нарисовать какой – либо обычный предмет. Волшебство заключается в том, что его нужно нарисовать с увеличенной или уменьшенной частью. Например, муха с большими глазами, в которых отражается мир. Необходимо на занятиях по изобразительному искусству применять данные задания для развития творческих способностей детей, так как учитель должен не только обучать ребенка, но и понимать и раскрывать его внутренний мир, который перенасыщен разными эмоциями, зачастую не только положительными. Следовательно, работа, направленная на развитие творческих способностей принесёт положительный результат. Использованная методика достаточно эффективна и, имеет большое будущее, так как способствует развитию и становлению тех необходимых качеств: активность, мобильность, самостоятельность, творчество, нетрадиционное мышление, поиск решений разными путями, которые диктует нам новая образовательная парадигма на современном этапе развития.
3. Блок содержательной части
1. Главная задача этого блока – систематизировать знания учащихся о цвете и помочь сделать новые открытия в области цветоведения. Техника рисования «Кляксография» (рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) – это очередное волшебство среди наших уроков рисования. На первый взгляд – она непонятна и вроде браться за нее не хочется, но стоит только начать. Рисунок словно сам рождается! Да, капельки краски расставляет Художник, по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Рисуя, Вы будете наслаждаться красотой этого действа! Вы научитесь использовать случайные эффекты в качестве основы для творчества!
Рис. 1. Раздувание кляксы
Рис. 2. Раздувание кляксы
- Блок психологической разгрузки. Ребёнок должен научиться завершать работу. Для этого нам помогут разные психологические тренинги, внушения, игра. Иначе, как научить детей творческой деятельности? Как организовать детей и прийти к успеху? Можно с детьми дружно спеть песню, сыграть в игру пантомиму, в театр, поиграть в слова и т. д.
Игра «Радуга». Дети проговаривают стихотворение вместе с учителем. Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На жёлтенький песок.
Под это стихотворение дети закрывают глаза, мысленно представляют летний пейзаж и покачивают туловищем из стороны в сторону, держа руки над головой. Затем открывают глаза и снова закрывают, садятся за столы и расслабляются. Учитель показывает цвет; играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» его. Через 3-5 секунд учитель просит одного из игроков охарактеризовать то, что он увидел. Учитель должен помнить, что созерцание и представление различных цветов радуги оказывают благоприятное воздействие на организм ребёнка. Например, синий цвет положительно влияет на зрение и слух, жёлтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление, зелёный – на сердечно-сосудистую систему.
5. Блок музыкальной интеллектуальной поддержки Прослушивание фоновой музыки во время творческой деятельности. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития ребёнка. Музыка воздействует на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, является великолепным фоном для создания детских работ.
6. Блок содержательной части 2. Ребята, а зачем же мы начинали урок со сказки? Правильно, ваши кляксы теперь должны превратиться в сказочных героев! Посмотрите внимательно на ваши рисунки и найдите в них сказку! Можете дополнить образ, подрисовав своим кляксам недостающие детали. Рис. 3. Превращение кляксы в сказочного героя
Рис. 4. Превращение кляксы в сказочного героя
7. Блок рефлексии. - Ребята, а сейчас я попрошу прикрепить все ваши работы на доску (дети выносят работы и крепят их).
–С помощью какой нетрадиционной техники рисования вы выполнили свои работы? – Как вы выполняли?
– Ребята расскажите о своей кляксе. На какого сказочного персонажа она похожа? Данный заключительный этап урока обеспечивает обратную связь с учащимися и предусматривает качественную и эмоциональную оценку ими самого урока, просмотр творческих работ учащихся. Конечно, не все ребята успевают завершить работу к концу урока. Причины разные: кто-то работает медленно, а кто-то быстрее, кому-то надо больше времени на «обдумывание» будущей композиции. Поэтому очень важно, не оставлять без внимания и незавершенные работы, находить в них интересные творческие моменты.
Техника «Ленивый рисунок» вроде бы с первого взгляда проста, но при этом выходит волшебная картина – ведь в основном она рисуется сама.
Ход работы – всего в три шага: Не жалея краски, капаем ею на лист бумаги. В эти крупные капли добавляем еще и другой цвет (желательно в соответствии с законами смешения красок), так будет интереснее. Мелкие брызги не помешают, а даже добавят «красоты». Не позволяем краске высыхать: поднимаем лист в вертикальное положение плоскости - и наблюдаем - как краска стекает вниз, этот момент очень нравится детям. Если Вам покажется, что чего-то не хватает: то можно добавить еще другого цвета краски, пририсовать травинки, бабочек – на которых можно закрепить еще раз основы смешивания цветов. Цель наших «Ленивых рисунков» – получить шедевр, смешивая два закона физики: - закон цветовосприятия – смешения красок (как можно получить новый цвет из двух-трех других); - закон всемирного тяготения – Земля притягивает жидкую краску, когда держишь рисунок вертикально. Техника «Пальцевой живописи» – интересный процесс создания изображений с помощью рук на основе активного восприятия, помогающий создать мотивацию для формирования изобразительных умений в рисовании и лучше скоординировать движения рук для уверенной передачи формы, пропорции в изображении. Рисование в технике «Пальцевой живописи» увлекательная деятельность, удивляющая и восхищающая детей, и один из самых занимательных нетрадиционных способов рисования. Наукой доказано терапевтическое действие нетрадиционной техники рисования «Пальцевой живописи», так как дети легче справляются со стрессовыми ситуациями, трансформируя негативные мысли и эмоции в созидательные чувства. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения, дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей [1].
Фрагмент занятия: Техника «Пальцевой живописи»
Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо холста и бумаги в его распоряжении целый мир. (Краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки-розетки, ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Рис. 5. Пальцевая живопись
Рис. 6. Пальцевая живопись
Техника «Рисование крупой».
Виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.
Работа техники «Рисование крупой» стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Рисование необычным материалом (крупой) позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Фрагмент занятия: «Техника рисования крупой»
Рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея.
Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа. Работа проводится в группах по 4-5 человек. Помочь выбрать лист картона с заготовкой, нанести клей (по возможности это делает сам ребенок), учить набирать крупу щепотью и аккуратно ссыпать на силуэт данного рисунка с нанесенным клеем. Когда будет засыпан рисунок полностью, учить прижимать лист бумаги к рисунку. Аккуратно стряхнуть лишнюю крупу. Рис. 7. Рисование крупой
Рис. 8. Рисование крупой
Задачами внеклассных занятий по ИЗО становится совершенствование изобразительных способностей, развитие художественного вкуса, наблюдательности, творческого воображения и мышления учащихся, расширение изобразительных способностей учащихся путём включения заданий, направленных на практическое воплощение замыслов учащихся, знакомство с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства, не вошедшими в школьную программу. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить и о его восприятии окружающей действительности. Об особенностях памяти, воображения, мышления. Анализируя представленную выше точку зрения по вопросу о составляющих креативных способностей можно сделать вывод, что исследователи выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их креативных способностей. С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творчества, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, экспериментировать. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо, чем мышление взрослых детей. А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития креативных способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. К сожалению, возможности детей развивать творческие способности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка;
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.
5. Доброжелательная помощь (но не подсказка) взрослых;
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями, со стремлением к познавательной деятельности [7].
Мы пришли к выводам, что необходима усиленная работа по развитию творческого потенциала у детей. Креативное рисование на уроках по изобразительному искусству способствует развитию креативного мышления. Вместо шаблонов порождаются необычные идеи, дети становятся более раскованными, умеют отстоять свое мнение, появляются новые оригинальные способы решения, в первую очередь потому, что дети перестают панически бояться ошибок.
Список литературы
1. Светлана Маликова, Ольга Феофанова «Раз, два, три, четыре, пять – я умею рисовать! Пошаговые уроки для маленьких художников. – СПб. Питер, 2013. – 64 с. : ил.
2. Вагнер-Вебер Р. Моя первая школа рисования. Рисую как взрослый! / Пер. с нем. И. Кочневой – СПб. Питер 2014. – 64 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
3. Сьюзен Швейк Художественная мастерская для детей (Art Lab). – СПб. Питер, 2014. – 144 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
4. Теплов Б.М. «Психология. Способность и одарённость». М. -1966. -52 с.
5. Неменский Б.М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительный художественный труд»». Лекции 1-4. – М.: «Первое сентября 2007. -124 с.
6. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. 1967. – 96 с.
7. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. – 2015. – № 08 (август). – ART 15257. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. – ISSN 2304-120X.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm.
2.
Литература: 1. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
2. Ермолаева — Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 304 с.
3. Лейбин В. Н. Словарь — справочник по психоанализу. — 2-е изд. — М.: Аст, 2010. — 1219 с.
4. Мельникова А. С. Значение и развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 122-124.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 736 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уроках изобразительного искусства, творческого мышления, творческой деятельности, творческого воображения, развитие творческого мышления, творческого мышления младших, сутью творческого мышления, Этапы творческого воображения, умением творческого человека, способности к творчеству, вид творческого воображения, окружающего мира, младших школьников, диагностике творческого потенциала, 2-е изд. —, ребенка творчеством большую, большую роль, художественного произведения, наглядно — образного мышления, Учебное пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.
Статья о роли эксперимента в развитии творческого мышления младших школьников....
Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.
Презентация к статье....
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики, как способ развития творческих способностей учащихся начальной школы.
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин...
Способы формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе
В данной работа автор анализирует свой опыт формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе посредством работы с заданиями "Четвертый лишний"....
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....
Формирование творческого мышления у учащихся начальных классов средствами художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии
Когда мы говорим об особенностях формировании творческого мышления учащихся начальных классов, то имеем в виду о потенциальных возможностях учащихся, о тех функциях и способностях еще не приобретенных...