Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа создана для УМК "Школа России" к учебникам М.И. Моро
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch_programma_matem_1_klass.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ___________/_________/ Протокол № _______ от «____»________2013 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР __________/_________/ «____»____________2013 г. | «Утверждено» Директор /_________/_________/ Приказ № _________ от «___»______2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Соломяной Ларисы Васильевны,
высшая категория
по учебному курсу «Математика»
1 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ______от
«__»_____________2013
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Математика» разработана на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 26.11.2010 г, №1241);
- Общеобразовательной программы ГБОУ гимназия №155;
- Программы образовательной системы «Школа России» М.И.Моро, С.И.Волкова,С.В.Степанова.
Программа по предмету «Математика» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 1 класса, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа в 1 классе рассчитана на 132 ч ,4 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Математика».
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию' с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий;
накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием.
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Учебно-тематический план
Математика 1 класс (132 ч)
Содержание курса | .Требования к уровню подготовки учащихся | ||||
Предметные умения Универсальные учебные действия | |||||
Первая четверть (36 ч) ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч) | |||||
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … « Пространственные и временные представления Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Проверочная работа | Ученик научится называть числа в порядке их следования при счете. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее) Получит возможность научиться: пользоваться терминами поядковые и количественные числительные, пользоваться термином пространственные представления, пользоваться термином временные представления, обобщению, классификации предметов, пользоваться терминами равенства , неравенства ,понятию пара предметов . | Личностные действия. Принимает новый социальный статус ученика. Регулятивные действия Умеет самостоятельно выделять учебную задачу. Планировать(определение последовательности действий). Контролировать(сличение способа действия и его результата). Познавательные действия Анализирует объекты с целью выделения существенных или несущественных признаков, синтезирует (составление целого из частей, самостоятельное достраивание недостающих компонентов), построение логической цепи рассуждений. Умеет использовать простейшие знаковые и графические модели. Умеет сопоставлять (противопоставлять) различные признаки. Коммуникативные действия Умеет слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли. Умеет слышать учебную задачу. | |||
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0 Нумерация (30ч) | |||||
Цифры и числа 1—5 Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий; простейшая вычислительная машина,которая выдаёт число следующее при счете сразу после заданного числа Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство» Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. | Ученик научиться воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.). Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства. Упорядочивать заданные числа. | Личностные действия Имеет чувство необходимости учения, познавательная мотивация, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные действия. Планирует. Контролирует. Коррекция. Оценка. Познавательные действия. Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Осознанно и произвольно строит речевоге высказывание в устной и письменной форме. Умеет строить простейшие знаковые и графические модели. Формулирует утверждение обратное данному. Коммуникативные действия Владеет вербальными и невербальными средствами речи, умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.; сотрудничает с группой сверстников. | |||
Цифры и числа 6—9. Число 0. Число 10 Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»[1]. Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения таблиц; простейшая вычислительная машина, которая работает как оператор, выполняющий арифметические действия сложение и вычитание; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…» (2 ч) Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа | Ученик научиться работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. научиться строить треугольник из счётных палочек Ученик получит возможность узнавать отрезок ,играть в игру «Лото математическое», применять знания и способы действий в измененных условиях, находить на чертеже геометрические фигуры определять пятиугольник, шестиугольник, вершина многоугольника, научиться решать задачи на смекалку, научиться играть в игру «Пифагор», разгадывать ребусы, играть в игру, «Какая фигура следующая?» решать примеры «Цепочка». | ||||
Вторая четверть (28 ч) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (54 ч) | |||||
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2 Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2 Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению Повторение пройденного Сложение и вычитание вида □ ± 3 Приёмы вычислений Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач[2]. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: классификация объектов по заданному условию; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», логические задачи Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Ученик научиться моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок. Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Выполнять сложение ми вычитание вида □ ± 3. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Контролировать и оценивать свою работу. | Личностные действия Осознаёт себя как ученика, положительно относится е к школе, познавательная мотивация, интерес к новому. Регулятивные действия. Планирует. Контролирует. Корректирует. Оценивает. Познавательные действия. Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Ищет и выделяет необходимую информацию. Выбирает основание и критерии для сравнения и классификации объектов. Подводит под понятие. Выводит следствия. Умеет строить простейшие знаковые и графические модели. Формулирует утверждение обратное данному. Коммуникативные действия Вступает в диалог. Выбирает средства речи в зависимости от речевой ситуацию Участвует в коллективном обсуждении проблем. сотрудничество с группой сверстников; участвует в коллективном обсуждении проблем; понимает возможности различных точек зрения на предмет; уважает к другую точку зрения. | |||
Третья четверть (36 ч) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (продолжение) | |||||
Повторение пройденного (вычисления вида □ ± 1, 2, 3; решение текстовых задач (3 ч) Сложение и вычитание вида □ ± 4 (4 ч) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Связь между суммой и слагаемыми Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10 Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач Единица вместимости литр Повторение пройденного «Что узнали. Чему Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов | Ученик научиться выполнять вычисления вида: □± 4.Решать задачи на разностное сравнение чисел.Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.Проверять правильность выполнения сложения, используядругой приём сложения, например приём прибавления по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3).Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Взвешивать предметы с точностью до килограмма.Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы.Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.Контролировать и оценивать свою работу и её результат Получит возможность научиться разгадывать магический квадрат ,играть в игру « Продолжи узор», решать задачи на смекалку и разгадывать ребусы, играть в игру в слова, играть в игру «Пифагор», разгадывать ребусы, играть в игру, «Какая фигура следующая?» решать примеры «Цепочка». | Личностные действия Развивает познавательную мотивацию, интерес к новому; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. Регулятивные действия. Планирует. Контролирует. Корректирует. Оценивает. Познавательные действия. Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Ищет и выделяет необходимую информацию. Подведит под понятие. Выводит следствия. Умеет строить простейшие знаковые и графические модели. Формулирует утверждение обратное данному. Коммуникативные действия Владеет вербальными и невербальными средствами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли; сотрудничает с группой сверстников; участвует в коллективном обсуждении проблем; понимает возможности различных точек зрения на предмет; уважает к другой точку зрения. | |||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Сложение и вычитание. 33 часа. | |||||
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Контроль и учёт знаний | Ученик научитьсяобразовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.Составлять план решения задачи в два действия.Решать задачи в два действия. Выполнять задания творческого и поискового характера,применять знания и способы действий в измененных условиях | ||||
Четвертая четверть (32 ч) | |||||
Табличное сложение Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; задания с продолжением узоров; работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочки Повторение пройденного «Что узнали. Чему Табличное вычитание Общие приёмы вычитания с переходом через десяток: 1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); 2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Повторение пройденного «Что узнали. Чему Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов | Ученик научиться моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.Контролировать и оценивать свою работу, её результат,делать выводы на будущее Получит возможность научиться решать логические задачи, решать занимательные рамки, играть в математические игры. | Личностные действия Адекватно предпочитает социальный способ оценки своих знаний – отметке дошкольным способам; самооценивает; стремится к самоизменению, сформирует учебные мотивы; познавательную мотивацию, интерес к новому. Регулятивные действия. Планиррует. Контролирует. Корректирует. Оценивает Познавательные действия. Умеет сравнивать, группировать и упорядочивать объекты, называя, описывая признак по которому ведется сравнение. Ставит и формулирует проблему. Подводит под понятие. Выводит следствия. Самостоятельное создаёт алгоритм при творческих и поисковых работах. Ищет и выделяет необходимую информацию. Выбирает основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Умеет строить простейшие знаковые и графические модели. Коммуникативные действия Вступает в диалог. Выбирает средства речи в зависимости от речевой ситуацию Участвует в коллективном обсуждении проблем. Сотрудничает с группой сверстников; участвует в коллективном обсуждении проблем; понимает возможности различных точек зрения на предмет; уважает к другую точку зрения. | |||
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» 7 ч |
Содержание рабочей программы.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.)
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных документов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).
Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики)
Сбор и представление информации, связанной со счетом,
измерением величин; фиксирование результатов сбора.
Таблица: чтение и заполнение таблицы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 1КЛАСС
*В ПЕРВОМ КЛАССЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НЕТ
№ п/п | Тема урока | Дом. Зад.* | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия | Виды деятельности обучающихся | Формы контроля | Оборудование, наглядность** | Дата проведения План/ факт | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
1 четверть 36 уроков | |||||||||||||||
1 | Счёт предметов с использованием количественного и порядкового числительных. | Комбинированный | Счёт предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т.д.) | Научится сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер Получит возможность научиться: пользоваться терминами порядковые и количественные числительные Характеризовать явления и события с использованием чисел. Сравнивать предметы и группы предметов. | Текущий |
И.д программа «КиМ» | |||||||||
2 | Пространственные представления «вверху», «внизу», «слева», «справа» | Урок - путешествие | Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо | Научится: Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа) Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Получит возможность научиться: пользоваться термином пространственные представлени | Текущий | Электронный носитель к учебнику | |||||||||
3 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Комбинированный | Взаимное расположение предметов в пространстве | Узнает, как пользоваться порядковыми числительными Получит возможность научиться: пользоваться термином временные представления Разрешать житейские ситуации, требующие умения ориентироваться в пространстве, описывать расположение объектов | Текущий | Электронный носитель к учебнику | |||||||||
4 | Отношения «столько же», «больше», «меньше» | Комбинированный | Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же | Научится сравнивать две группы предметов с помощью установления взаимно однозначного соответствия, т.е. путём образования пар Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов. | Текущий | ||||||||||
5 | Сравнение групп предметов. (На сколько больше? На сколько меньше?) | Комбинированный | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на…». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же | Научится сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности Получит возможность научиться: обобщению, классификации предметов Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов | Текущий опрос | Тетради на печатной основе, ИД | |||||||||
6 | Уравнение предметов и групп предметов | Комбинированный | Уравнение предметов. Сравнение групп предметов | Научится уравнивать предметы Получит возможность научиться: пользоваться терминами равенства , неравенства Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов | Фронтальный опрос | Программа «КиМ» на ИД | |||||||||
7-8 | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов». Закрепление знаний по теме « Пространственные и временные представления» | Закрепление изученного | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на…». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди – сзади, перед, после, между и другие | Научится использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнения предметов Получит возможность научиться: понятию пара предметов Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Исследовать и создавать ситуации, требующие пересчёта и сравнения групп предметов | Индопрос. Пр раб | ||||||||||
9 | Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натурального числа 1 | Научится воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа Составлять модель числа. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения | Текущий | Наглядное пособие, элктронное сопровождение к учебнику | |||||||||
10 | Числа 1, 2. Цифра 2. Письмо цифры 2 | Комбинированный | Название и запись цифрой натурального числа 2 | Узнает какое место занимает каждое из десяти чисел в этой последовательности (последующие, предыдущие числа, между какими числами находится) Получит возможность научиться, что такое пара предметов, склонять числительные | Текущий | Тетрадь на печатной основе | |||||||||
11 | Числа 1, 2, 3. Цифра 3. Письмо цифры 3 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 3 | Узнает место числа 3 в числовом ряду Получит возможность научиться строить треугольник из счётных палочек | Текущий | . | |||||||||
12 | Знаки: +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получиться» | Урок-путешествие | Знаки: + (плюс), – (минус), = (равно) | Уметь пользоваться математической терминологией Получит возможность научиться группировать предметы Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию Прогнозировать результат вычисления. | Текущий | Игровые технологии на электронном носителе ИД | |||||||||
13 | Число 1,2,3, 4. ЦИФРА 4 Письмо цифры 4 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4 | Узнает место числа 4 в числовом ряду Получит возможность научиться строить квадрат из счётных палочек Составлять модель числа. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами | Текущий | ||||||||||
14 | Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» | Комбинированный | Сравнение предметов по размерам (длиннее – короче) | Научится сравнивать длины отрезков на глаз Получит возможность научиться узнавать отрезок Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. | Текущий | Игровые технологии с использованиепрограммы «КиМ» | |||||||||
15 | Число 5. Письмо цифры 5 | Урок-игра | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5 | Научится сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки | Текущий | Электронное сопровождение к учебнику | |||||||||
16 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых | Комбинированный | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу | Узнает состав числа 5 из двух слагаемых. Научится сравнивать любые два числа, от 1 до 5 Получит возможность научиться играть в игру «Лото математическое» | Самостоятельная работа (10 мин) | ||||||||||
17 | «Странички для любознательных» — | Комбинированный | задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи | Научится выполнять задания творческого и поискового характера, Научится применять знания и способы действий в измененных условиях. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью и самостоятельно); интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы). Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин | Текущий | Наглядные демонстрационные пособия | |||||||||
18 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок Луч | Урок – конструирования. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка луча | Узнает понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок». «луч». Научится находить на чертеже геометрические фигуры Получит возможность научиться находить кривую Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. | Текущий | Программа ИД | |||||||||
19 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. Ломаная замкнутая, незамкнутая | Урок моделирования. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка, ломаной. | Узнает понятия «линия», «точка», «прямая», отрезок». Научится находить на чертеже геометрические фигуры Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. | Текущий | . Индивидуальные пособия | |||||||||
20 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 2 до 5 | Узнает правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел Получит возможность научиться играть в игру « Математическое домино», «Один лишний» Составлять модель числа. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу | Текущий | Электронное сопровождение к учебнику | |||||||||
21 | Знаки: < (больше), > (меньше), = (равно) | Комбинированный | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: < (больше), > (меньше), = (равно) | Научится сравнивать числа первого десятка Моделировать ситуации, иллюстрирующие сравнение чисел. Использовать математическую терминологию | Текущий |
| |||||||||
22 | «Равенство», «неравенство» | Комбинированный | Научится сравнивать выражения | Текущий | |||||||||||
23 | Многоугольники | Урок-сказка | Распознавание геометрических фигур: многоугольники | Узнает все случаи образования чисел первого десятка в результате сложения двух чисел; все случаи состава чисел 3 – 5 из двух слагаемых, а по отношению к числам 6 – 10 знать, что каждое из них может быть получено не только прибавлением (вычитанием) 1, но и другим способом Получит возможность научиться определять пятиугольник, шестиугольник, вершина многоугольника | Текущий | Электронное сопровождение к учебнику | |||||||||
24 | Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 5. Состав чисел 2 – 5» | Обобщение и проверка знаний | Последовательность натуральных чисел от 2 до 5 | Составлять модель числа. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Использовать математическую терминологию Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью и самостоятельно); интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы). | Самостоятельная работа (10 мин) | ||||||||||
25 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют) | Текущий | |||||||||||
26 | Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Письмо цифры 7 | Научится записывать в виде примера (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их | Текущий | ||||||||||||
27 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | Урок -игра | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8 | Узнает состав чисел 8 и 9 Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | Текущий | ||||||||||
28 | Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Письмо цифры 9 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9 | Узнает случаи образования изученных чисел Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | Текущий | ||||||||||
29 | Число 10. Запись числа 10 | Урок-игра | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10 | Узнает правило образования числа 10, случаи состава чисел 10 Получит возможность научиться распознавать и называть виды многоугольников | Текущий | ||||||||||
30 | Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10» | Урок-игра | Научится сравнивать число первого десятка. Узнает состав чисел от 2 до 10 | Текущий | |||||||||||
31 | Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10» | Обобщение знаний | Последовательность натуральных чисел от 1 до 10 | Научится различать понятия «число», «цифра» Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | Проверочная работа (10 мин) | ||||||||||
32 | Сантиметр – единица измерения длины | Изучение нового материала. | Единицы измерения длины: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу | Узнает единицу длины, правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1 Получит возможность научиться играть в игру «Пифагор», разгадывать ребусы. | Текущий | Демонстрационная игра «Пифагор» | |||||||||
2 четверть 28 уроков. | |||||||||||||||
33 | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки | Комбинированный | Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте | Научится записывать в виде примера (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их Получит возможность научиться играть в игру, «Какая фигура следующая?» | Текущий | Индивидуальные пособия | |||||||||
34 | Число 0. Цифра 0 | Урок-сказка | Сложение и вычитание с числом 0 | Узнает место числа 0 в числовом ряду Получит возможность научиться решать круговые примеры | Текущий | Электронное сопровождение к учебнику | |||||||||
35 36 | Сложение с нулём. Вычитание нуля | Комбинированный | Счёт предметов | Научится решать примеры с числом 0 Получит возможность научиться решать задачи на смекалку Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию Прогнозировать результат вычисления | Текущий | . Программа ИД | |||||||||
38 | Проверка знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | Контроль и учёт знаний | Счёт предметов. Запись чисел первого десятка | Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения | Проверочная работа (35 мин) | ||||||||||
Числа от 1 до 10 . Сложение и вычитание 54 часа | |||||||||||||||
39 | Прибавить и вычесть число 1 | Изучение нового материала. | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу | Научится применять навыки прибавления и вычитания 1, к предыдущему числу Получит возможность научиться решать круговые примеры Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ими самостоятельно выбранному правилу. Использовать математическую терминологию Моделировать изученные арифметические зависимости | Текущий | .Электронное сопровождение к учебнику | |||||||||
40 | Прибавить число 1 | Комбинированный | Текущий | ||||||||||||
41 | Вычесть число 1 | Комбинированный | Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте | Научится представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3 Получит возможность научиться решать круговые примеры | Текущий | ||||||||||
42 | Прибавить и вычесть число 2 | Комбинированный | Арифметические действия с числами | Научиться пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма» | Текущий | ||||||||||
43 | Слагаемые. Сумма. (Использование этих терминов при чтении записей) |
| Урок-игра | Название компонентов и результата сложения | Текущий | ||||||||||
44 | Задача (условие, вопрос) | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Получит представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ) Получит возможность научиться решать примеры «Цепочка» | Текущий | Программа «КиМ» | |||||||||
45 | Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному рисунку | Урок-игра | Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решений. Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). | Текущий | ||||||||||
46 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел | Научится применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10 Получит возможность научиться разгадывать магический квадрат | Текущий | ||||||||||
47 | Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2» | Комбинированный | Текущий | ||||||||||||
48 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится прибавлять и вычитать число 2 | Текущий | ||||||||||
49-50 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметом) | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Счёт предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на» | Научится пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма» | Текущий | ||||||||||
51 -52 | Закрепление пройденного | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится применять навык прибавления и вычитания 1, 2 к любому числу в пределах 10 Получит возможность научиться разгадывать магический квадрат | |||||||||||
53 | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений | Комбинированный | Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами | Научится прибавлять и вычитать число 3 по частям Получит возможность научиться играть в игру « Продолжи узор» | Текущий | ||||||||||
54 | Закрепление по теме «прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач | Урок-игра | Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом | Узнает состав числа чисел от 3 до 10. Научится выполнять вычисления вида … +/- 3 | Текущий | ||||||||||
55 | Закрепление по теме «прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом | Научится применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах 10 | Текущий | ||||||||||
56 | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц | Обобщение знаний | Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел | Научится прибавлять и вычитать число 3 Получит возможность научиться решать задачи на смекалку и разгадывать ребусы | Текущий | Работа в тетрадях на печатной основе | |||||||||
57 | Сложение и соответствующие случаи вычитания чисел | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 2 до 10. название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Научится представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3 | Текущий | ||||||||||
58 | Решение текстовых задач | Комбинированный | Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами | Узнает математические термины: «задача», «условия», «решение», «вопрос», «ответ» | Текущий | Тренажер на электронном носителе | |||||||||
59 | Прибавить и вычесть число 3. Решение задач | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом | Узнает таблицу сложения и вычитания числа 3 Получит возможность научиться играть в игру в слова, задания на смекалку | Текущий | ||||||||||
60 | Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел | Текущий | |||||||||||
61 | Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел | ||||||||||||
62 | Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Прибавить и вычесть число 3» | Обобщение знаний | Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов | Проверочная работа (10 мин) | |||||||||||
63 | Решение задач изученных видов | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится решать текстовые задачи арифметическим способом Получит возможность научиться решать ребусы, равенства , неравенства | Самостоятельная работа (10 мин) | ||||||||||
3 четверть 36 уроков | |||||||||||||||
64 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10 | Текущий | Программа ИД | |||||||||
65 | Решение задач изученных видов. | Комбинированный | Решение задач арифметическим способом. | Научится решать текстовые задачи арифметическим способом | |||||||||||
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | Урок-игра | Решение текстовых задач арифметическим способом. «Увеличить на». «Уменьшить на» | Научится представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3 Получит возможность научиться разгадывать математические ребусы | Текущий | ||||||||||
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | Комбинированный | Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами | Научится пользоваться математической терминологией: «прибавит», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма» | Текущий | ||||||||||
68 | Сравнение групп предметов. (На сколько больше? На сколько меньше?) | Комбинированный | Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами | Научится пользоваться математической терминологией: «прибавит», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма» Получит возможность научиться решать задачи - шутки | Текущий | ||||||||||
69 | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений | Комбинированный | Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел | Научится применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3,4 к любому числу в пределах 10 | Текущий | Индивидуальные карточки | |||||||||
70-71 | Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9 | Комбинированный | Переместительное свойство сложения. Группировка слагаемых. | Научится пользоваться переместительным свойством сложения. | Текущий | ||||||||||
72 | Решение задач и выражений | Урок-игра | Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Научится правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос | Тест (7 мин) | ||||||||||
73 | Задачи на разностное сравнение чисел | Комбинированный | Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте | Научится решать текстовые задачи арифметическим способом Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | Текущий | ||||||||||
74 | Сравнение чисел. Решение задач на сравнение | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится сравнивать числа Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | Текущий | ||||||||||
75 | Решение задач. Составления геометрических фигур. | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится решать текстовые задачи арифметическим способом Получит возможность научиться играть в игру «Продолжи узор» | |||||||||||
76 - 77 | Закрепление пройденного | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел | Научится решать задачи, примеры. Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | |||||||||||
78 - 79 | Связь между суммой и слагаемыми. | Комбинированный | Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Научится правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и е Узнает таблицу сложения и вычитания однозначных чисел ё вопрос. Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | Текущий | ||||||||||
80 | Решение задач изученных видов. | Решение текстовых задач арифметическим способом Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначны чисел | Научится правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и е Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | ||||||||||||
81 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей | Урок-игра | Называние компонентов и результата действия вычитания | Научится пользоваться математической терминологией: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» | Текущий | ||||||||||
82 | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Приёмы вычислений: вычитание числа по частям | Узнает состав чисел 6, Получит возможность научиться решать задачи на смекалку. | Текущий | ||||||||||
83 | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания | Комбинированный | Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Научится пользоваться изученной математической терминологией Получит возможность научиться решать примеры «Цепочка» | Текущий | ||||||||||
84 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия | Комбинированный | Использование соответствующих терминов | Научится пользоваться изученной математической терминологией Получит возможность научиться игре « Какой пример следующий ?» | Текущий | ||||||||||
85 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия | Комбинированный | Приёмы вычислений: вычитание числа по частям. Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10 | Текущий | ||||||||||
86 | Вычитание из числа 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания | Комбинированный | Приёмы вычислений: вычитание числа по частям | Научится представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно их которых равно 1, 2 и 3 | Текущий | ||||||||||
87 | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания | Обобщение знаний | Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Научится пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма» Получит возможность научиться игре « Продолжи узор» | Текущий | ||||||||||
88 | Килограмм | Практическое занятие | Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между величинами | Узнает единицы массы. Будет иметь представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ) | Текущий | Электронный носитель к учебнику | |||||||||
89 | Литр | Практическое занятие | Единица измерения вместимости: литр. Установление зависимости между величинами | Узнает единицы объёма. Научится правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос Получит возможность научиться решать логические задачи | Текущий | Электронный носитель к учебнику | |||||||||
90-91 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка» | Обобщение знаний | Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Узнает таблицу сложения однозначных чисел Получит возможность научиться решать логические задачи Прогнозировать результат вычисления. | Математический диктант (5 мин) | Тетради на печатной основе | |||||||||
92 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка» | Контроль и учёт знаний | Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения Самостоятельно выбирать способ решения задачи. | Контрольная работа (35 мин) | . . | |||||||||
93 | Названия и последовательность чисел | Урок-игра | Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления | Узнает порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте Составлять модель числа. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения | Текущий | . Программа «КиМ2 с использованием ИД | |||||||||
94 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | Комбинированный | Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел | Научится воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания, называть предыдущее и последующее числа | Текущий | ||||||||||
95 | Чтение и запись чисел | Комбинированный | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления | Научится записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи Получит возможность научиться решать логические задачи | Текущий | ||||||||||
96 | Дециметр | Практическое занятие | Единицы измерения длины: дециметр. Установление зависимости между величинами. Соотношение между единицами длины (см, дм) | Научится применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 12 – 10, 12 – 2. Узнает новую единицу измерения – дециметр Сравнивать длины предметов Работать с информацией Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим | Текущий | Демонстрационные пособия | |||||||||
97 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | Комбинированный | Арифметические действия с числами | Узнает порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте Получит возможность научиться решать логические задачи | Индивидуальный | Тренажер на ИД | |||||||||
4 четверть 28 уроков | |||||||||||||||
98 | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20 | Комбинированный | Сложение и вычитание без перехода через десяток. Разряды двузначных чисел | Научится воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания, называть предыдущее и последующее числа | Индивидуальный опрос | ||||||||||
99 | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. Решение задач | Комбинированный | Таблица сложения. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись | Научится записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, представлять их в виде суммы десятка и отдельных единиц, усвоить термины «однозначное число» и «двузначное число» | Текущий | ||||||||||
100 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | Обобщение знаний | Разряды двузначных чисел. Установление зависимости между величинами | Тест (15 мин) | |||||||||||
101-102 | Подготовка к введению задач в два действия | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись | Научится применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 12 – 10, 12 – 2 Получит возможность научиться решать задачи на смекалку | Текущий | Электронный носитель к учебнику | |||||||||
103-105 | Подготовка к введению задач в два действия. Ознакомление с задачей в два действия | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись | Узнает способ решения задач в два действия Получит возможность научиться решать ребусы | Текущий | ||||||||||
106 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | Урок-игра | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений | Узнает приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Научится читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20 | |||||||||||
107 | Случаи сложения … + 2, … + 3 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Текущий | |||||||||||
108 | Случаи сложения … + 4 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Узнает приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Научится читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20 | Текущий | ||||||||||
109 | Случаи сложения … + 5 | Комбинированный | Текущий | ||||||||||||
110 | Случаи сложения … + 6 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | ||||||||||||
111 | Случаи сложения … + 7 | Комбинированный | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений | Текущий | |||||||||||
112 | Случаи сложения … +8, … + 9 | Комбинированный | Текущий | ||||||||||||
113 | Таблица сложения | Урок-игра | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Узнает таблицу сложения однозначных чисел Получит возможность научиться решать занимательные рамки | Текущий | ||||||||||
114 | Решение задач и выражений | Урок-соревнование | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зависимости между величинами | Научится решать текстовые задачи арифметическим способом Получит возможность научиться решать занимательные рамки | Текущий | Программа «КиМ» | |||||||||
115-116 | Закрепление пройденного. | Комбинированный | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зависимости между величинами | ||||||||||||
117 | Проверочная работа по теме «Табличное сложение в пределах 20» | Контроль и учёт знаний | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений | Научится представлять числа в пределах 20 в виде суммы десятка и отдельных единиц | Тест (15 мин) | Тренажер на ИД | |||||||||
118 | Прим вычитания числа по частям | Комбинированный | Приём вычитания числа по частям | Узнает приём вычитания по частям Получит возможность научиться решать ребусы | Текущий | ||||||||||
119 | Случаи вычитания 11 – … | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Узнает приём вычитания по частям Получит возможность научиться решать ребусы | Текущий | ||||||||||
120 | Случаи вычитания 12 – … | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему | Узнает и научится выполнять случаи вычитания 12 – … | Самостоят работа (15 мин) | ||||||||||
121 | Случаи вычитания 13 – … | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Узнает таблицу сложения однозначных чисел Получит возможность научиться определять ломаную | Текущий | ||||||||||
122 | Случаи вычитания 14 – … | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям | Узнает и научится выполнять случаи вычитания 14 – … | Текущий | ||||||||||
123 | Случаи вычитания 15 – … | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Узнает термины: «однозначное число», «двузначное число» Получит возможность научиться играть в игру « Слова» | Текущий | ||||||||||
124 | Случаи вычитания 16 – … | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям | Научится решать текстовые задачи арифметическим способом | Текущий | ||||||||||
125 | Случаи вычитания 17 – …, 18 – … | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Узнает названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания | Текущий | ||||||||||
Закрепление пройденного за год | |||||||||||||||
126 - 127 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел» | Обобщение знаний | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям | Текущий | |||||||||||
128 | Срезовая работа за год | проверка знаний | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел | Итоговый мониторинг | |||||||||||
129 | Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | Урок-соревнование | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Научится читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного | Индивидуальный опрос | Электронное приложение к учебнику | |||||||||
130 | Решение задач | Комбинированный | Тематический | ||||||||||||
131 | Путешествие по таблице «Сложение и вычитание в пределах первого десятка» | Урок-путешествие | Текущий | ||||||||||||
132 | Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины» | Обобщение знаний. Урок-игра | Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами | Научится распознавать геометрические фигуры, изображать их на бумаге, разлинованной в клетку | Текущий | Программа ИД |
**ИД-интерактивная доска
** КиМ-программа мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 1 класс»
**Электронное приложение к учебнику -интерактивный мультимедийный компонент УМК «Математика 1 класс»
6. Требования к уровню подготовки учащихся
В 1 классе формируются:
- представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел;
- умения, важные для практико-ориентированной математической деятельности, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных;
- общие учебные умения и способы познавательной деятельности;
- речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл;
- развиваются организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
- осуществляется знакомство с математическим языком;
- обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами в пределах 100, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным на примере простых уравнений, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения простых арифметических задач на сложение и вычитание;
- знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают практическими способами измерения длины, массы и объема, пользоваться общепринятыми единицами измерения;
- выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений);
- используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы (не более трех строк и трех столбцов), строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи);
- учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда;
- учатся участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Контроль уровня обученности.
.Видами контроля результатов обучения в 1классе являются:
-текущий контроль;
-тематический контроль;
-итоговый контроль
В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:
-устный опрос;
-письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
-тестовые диагностические задания;
-графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т. д.
-административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени ( полугодие, год).
.В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.
используются дифференцированная оценка(вычленение в работе отдельных
аспектов), например сформированности вычислительных умений, выразительности
чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать
предположение и т.д., а также самоанализ и самооценка обучающихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание в 1 классе происходит в конце учебного года в
форме комплексной письменной работы, которая позволяет выявить и оценить как
уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и
компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.
С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал учителя..Для формирования действий самоконтроля и самооценки учителями первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков учащихся.
Нормы оценки знаний
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
- Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
- Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
- Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса
Учащиеся должны знать:
названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно;
названия и обозначение действий сложения и вычитания;
наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
практически измерять величины: длину, массу, вместимость;
чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.
Учащиеся должны различать:
текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Ресурсное обеспечение
Литература
Для учителя:
Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» / Бантова М. А - М.: Просвещение, 2007.
«Поурочное и тематическое планирование по математике» / Узорова О.В., Е.А. Нефёдова- М.: АСТ*Астрель, 2007.
«Контрольные и проверочные работы по математике»./ О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. М.,2004.
Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе. Методическое пособие. / В.Н. Рудницкая. М. «Дрофа», 2012г.
Тесты по математике. Учебное пособие для начальной школы / Глушакова О.Б. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2012.
Для учащихся:
Математика. Учебник для 1 класса начальной школы, в 2 ч. / Моро М. И. и др. - М.: Просвещение, 2012.
Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы, в 2 ч. / Моро М. И., Волкова С. И. - М.: Просвещение, 2013.
- Интернет-ресурсы- http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/
- Учебные мультимедийные пособия:
1. Электронное приложение к учебнику «Математика. 1класс»
2. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
3. Сборник интерактивных обучающих программ «Скоро в школу» CD-ROM
-Презентации, подготовленные учителем:
1. Счет предметов
2. Геометрия в 1 классе
3. Величины
4. Веселый счет
5 Задачи
- Информационно-техническая оснащенность учебного кабинета
1. Интерактивная доска.
2. Мультимедийный проектор
3. Компьютер
4. Музыкальный центр
5 демонстрационные карты и атласы
6. демонстрационный глобус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....