Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"
методическая разработка (4 класс)

Ершова Алла Вячеславовна

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьников

Практика описания работы по формированию  условий для развития творческих способностей  младших школьников   через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx153.1 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

по теме

"Развитие творческих способностей младших школьников

 посредством проектной деятельности"

Содержание

Введение ………………………………………………………………………    3

Глава  1

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьников

§ 1.1 Понятие «творческие  способности»  младших школьников. ……....... 7

§ 1.2 Реализация проектной деятельности в начальной школе……………  12

Выводы по первой главе ……………………………………………………….15

Глава  2

Практика описания работы по формированию  условий для развития творческих способностей  младших школьников   через проектную деятельность

§ 2.1 Описание процесса развития творческих способностей  младших школьников………………………………………………………………………16

§ 2.2 Диагностические методики, выявляющие творческие способности младших школьников…………………………………………………………    22

Выводы  по второй главе ………………………………………………………..31

Заключение ………………………………………………………………………32

Список используемой литературы ……………………………………………..34


Введение

Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний. Мы знаем, что  большинство учащихся в процессе обучения занимают пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

В ФГОС  второго поколения заявлено, что в  настоящее время  актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые «формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения». ( ФГОС второго поколения 2010г.)

В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. (Полат Е.С., 2010г.)

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время всё более наиважнейшим становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частые методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Общая динамика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Приоритетной целью обучения в соответствии с ФГОС  начального общего образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться»

Актуальность определяется необходимостью разрешения следующих  противоречий:

  • между тенденциями инновационного образовательного процесса (включения каждого учащегося в практическую деятельность) и традиционными формами обучения
  • между необходимостью учёта индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся и массовым характером обучения.

Эти противоречия определяют главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные компетенции.

 Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Творческий человек в любой сфере жизнедеятельности будет проявлять свою креативность и творческий подход.

 Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование целостной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

          Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

          Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

          Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

У современных младших школьников важно сформировать пытливость и любознательность, способность с головой уходить в интересующие их занятия, работу; быть изобретательными  в играх, в использовании материалов и идей; умение высказывать много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способность по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов; способность продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.

«Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В. Давыдов).

В последнее время эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной технологии. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. (Полат Е.С., 2010г. )

Объективно существующая потребность социума в самореализующейся творческой личности и определили выбор данной темы: «Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности».

 Цель педагогической деятельности:

- создание условий  для формирования творческой личности, активной и самостоятельной через проектную деятельность

Задачи: 

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме;
  • показать разнообразие проектов и продуктов проектной деятельности, требующих от ребёнка творческого подхода;
  • продемонстрировать способы работы с детьми по развитию творческих способностей при написании сочинений, инсценировок сказок; при создании классных газет, журналов; составлении презентаций;
  • определение  эффективности педагогической деятельности   в отношении развития творческих способностей детей

Мы исходили из гипотезы, согласно которой процесс развития творческих способностей младшего школьника будет наиболее эффективным, если:

- реализация его творческих способностей будет осуществляться в рамках личностно – значимой творческой деятельности;

- в качестве реализуемого условия будет выступать проектная технология
       
Ведущая педагогическая идея:

- создание оптимальных условий  для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника посредством проектной деятельности.

База исследования : 1,2,3 «В» класс МБОУ "Школа № 101"

г. Нижнего Новгорода, где обучение ведётся по УМК «Школа 2100»

Ожидаемые результаты:        

  • умение мыслить творчески;
  • умение проявлять пытливость, любознательность и изобретательность;
  • умение применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  • умение высказывать разные соображения по поводу конкретной ситуации;
  • умение находить источники информации, извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • умение ориентироваться в интересующих их областях знаний;
  • умение использовать новые способы работы;
  • умение планировать работу над проектом;
  • умение стремится к достижению цели;
  • умение находить оригинальный результат

Посредством наблюдения можно судить, что самореализация творческих способностей находится на недостаточном уровне. На основании этого, считаю, главным условием для достижения высокого уровня данной проблемы является внедрение проектных технологий не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Глава  1

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьников  

§ 1.1 Понятие "творческие способности" младших школьников

       Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом  саморазвитии, их потребности в творческой самореализации.

       Что же такое творческие способности?

        Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.  

         Итак, под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

         Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы ( в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).

          Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциями.

         Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.

          Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все, ни перед чем не остановится.

      В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.

     В “Педагогической энциклопедии” способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психо – физиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.

     В “Философском словаре” способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющими у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.

     В истории философии способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

    В учебнике “Психология” (по редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей:

1.Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.

2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.

3.Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

    Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.

     В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые.

      В педагогике творческие способности рассматриваются как индивидуальные психологические особенности личности, проявляющиеся в способности познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.                    

      Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, но так называемым сензитивным периодом для развития творческих способностей является младший школьный возраст (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская и др.).

       Формирование творчески мыслящей личности является одной из важнейших задач современного образования. Потребность понять природу творчества и пути ее развития возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения ее эффективности. Один из путей решения этой проблемы – усиление творческого потенциала личности посредством развития творческих способностей.

Важность творческого компонента именно для будущего человечества подчеркивал  Выготский Л.С. В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.  Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.» Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы заключает в себе гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию Ш.А. Амонашвили.

        Проблемой творческих способностей занимались многие ученые, такие как Л. Н. Коган, , Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, О. И. Мотков, В. А. Разумный и др.

       Определению фундаментальных механизмов функционирования творческих способностей и мышления, их уровней и процессов развития посвящены исследования А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, O. K. Тихомирова Б. М. Теплова и др.

        Б. М. Теплов творческие способности рассматривает как определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

         В. Д. Шадриковым творческие способности определяются как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.

         Л. А. Большакова творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

        О. И. Мотков под творческими способностями понимает способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

        Все виды УУД интегрируются в процессе обучения в целостный и гармоничный процесс воспитания и обучения целостной  и гармоничной творческой личности

         «Личность строит себя сама. Отсюда роль педагогики - не формирование, а помощь в нем»  (Слободчиков В.И., 1986 год)

        Творчество – это способность,  включающая  в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).

 В понятии «способность» заключены три идеи:

  • индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;
  • не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека  (Б.М.Теплов)

       Творческие способности –создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

      «Творческая самореализация»  рассматривается нами как динамическое саморазвертывающееся взаимодействие школьника со своим внутренним миром и внешним - образовательным пространством в деятельностной форме активности, при котором происходит переход его потенциальных  возможностей в актуальные, а результативность характеризуется достижением учеником совокупного образовательного продукта, сопровождаемого востребованностью внутреннего потенциала и ощущением успеха. (Дьюи Дж., 2000).

        Самореализация – это «раскрытие человеческой природы»  (Газман О.С.). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений. Творческая самореализация учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно – познавательной деятельности. Творческая самореализация младших школьников рассматривается нами как целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности. Она проявляется в самостоятельном достижении намеченной цели, критичности мышления, исследовательских умениях, самостоятельном управлении собственной деятельностью и самооценке. Структура творческой самореализации младших школьников представлена следующими компонентами:

  • мотивационный (способность к целеполаганию);
  • интеллектуально-коммуникативный (интеллектуально-коммуникативные способности);
  • содержательно-операционный (способность к преобразующей деятельности);
  • рефлексивный (способность к самооценке и самоуправлению в творческой деятельности).

       Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств (Б.М.Теплов)

         Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

§ 1.2 Реализация проектной деятельности в начальной школе

Метод проекта – явление не новое, исторический характер метода отмечают современные исследователи, такие как Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, А. С. Макаренко, Е. Паркхерст, С. Т. Щацкий, Е. С. Поллат, И. С. Сергеев, Д. С. Ермаков, Л. М. Федоряк, М. В. Хохлова и др.

Общепринято, что метод проекта зародился во второй половине XIX в. в США. Его основоположником был американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. В результате учащиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. (Сергеев, 2008г.)

Постепенно метод проекта эволюционировал. Затем идею проектной деятельности реализовал в практике последователь Д. Дьюи  -  Уильям Херд Килпатрик.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале  ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.  

Метод проекта в современном российском образовании активно используется вновь. В российском образовании он - компонент вполне разработанной структурированной системы образования  и,  как и прежде призван «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную технологию предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний (Даутова, 2006г.)

Метод проектов – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные  связи (Ермаков, 2005г.)

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению (Бычков, 2000г.).

По типологическим  признакам проекты бывают:

- доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и т.д;

- предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

-  характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

- количество участников проекта;

-  продолжительность выполнения проекта. (Полат, 2000г.)

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

– цель проекта, его актуальность.

– источники информации.

– обработка информации.

– результат.

– презентация.

–практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.

Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. 

Типы проектов: литературно-творческие, естественно – научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные.

Межпредметные – как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, парные, групповые.

По продолжительности выполнения проекты бывают: краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочными. (Сергеев, 2008).

При оценке проектной технологии  школьника учитываются: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения применяемыми методиками; оригинальность идеи и способа решения проблемы; осмысление проблемы и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

 «Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений, становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности». Значимым средством в  творческой реализации   младших школьников  является развитие  креативных способностей  через проектную технологию. ( Морозова Н.Г.,1979г.)

Участвуя в проектной технологии, ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями.

Метод проектов позволяет создавать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Участвуя в проектной деятельности, ребята учатся: находить источники информации,  извлекать информацию, относящуюся к теме, планировать работу над проектами, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, в результате, расширяют  читательский  кругозор.


Выводы по 1 главе

В данной главе нами рассмотрено понятие «творческие способности» младших школьников,  целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности. Она проявляется в самостоятельном достижении намеченной цели, критичности мышления, исследовательских умениях, самостоятельном управлении собственной деятельностью и самооценке.

Проектная  деятельность  — это совместная познавательная, творческая деятельность, направленная на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта. Она создает необходимые условия для активизации творческой самореализации: является личностно-значимой, свободно выбранной творческой деятельностью, в которой дети становятся ее субъектами, где в ее рамках осуществляется их саморазвитие и становление рефлексивной позиции.

Младший школьный возраст является «началом»  для вхождения ребенка в проекты, так как в этом возрасте акценты смещаются на обучение школьников умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла, рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности.


Глава  2

Практика описания работы  по формированию  условий для развития творческих способностей  младших школьников   через проектную деятельность

§ 2.1 Описание процесса развития творческих способностей  младших школьников

Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести  мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности. Термин «способности» неоднозначен. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов  проектных технологий». (Немов Р.С. ) 

Предпосылкой для достижения положительной динамики творческих способностей младших школьников являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков, таких как творческая активность, развитость творческого мышления, познавательная самостоятельность.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее,  таланты каждого человека можно развивать.

Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения определили выбор темы «Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности»

Ведущая педагогическая идея -
создание оптимальных условий  для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника посредством проектной деятельности.

       Для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии творческих способностей младших школьников  наиболее эффективным является применение таких инновационных технологий,  в основе которых лежит принцип предоставления обучающимся высокой степени свободы и самостоятельности в поисках возможного решения  проблем:

-технология обучения в сотрудничестве

-технология проблемного обучения

-технология развивающего обучения

-проектная технология

-информационно-коммуникативные технологии

      В своей практике мы используем наиболее эффективные методы. Отбор оптимальных методов и приёмов образовательной деятельности осуществлялся в рамках системно - деятельностного подхода:

-деятельностный метод обучения

-создание проблемной ситуации

-учебный диалог

-частично-поисковый

-исследовательский

-метод проектов

-ролевые деловые игры

       Остановимся более подробно на методе проектов, который позволяет учащимся приобретать знания и навыки в ходе самостоятельного решения проблем с обязательным представлением результатов.

        В зависимости от этапов работы над проектом меняется роль учителя  и учащихся. На всех этапах педагог не передает знания, а направляет деятельность учащихся. Из транслятора знаний учитель становится помощником, консультантом. Что касается ученика, то он выступает равноправным партнером по деятельности, способным принимать решения, нести ответственность, добывать необходимую информацию, выстраивать взаимоотношения в системе ученик-взрослый (учитель, родитель и т.д.), ученик-ученик.  Кроме этого в ходе выполнения проекта идет развитие спектра умений учащихся (оценочные, исследовательские и другие).

         Все выше сказанное подтверждает, что проектная деятельность способствует развитию творческих способностей младших школьников. Современные программы предлагают применять метод проектов на всех предметах, но, мы считаем, наиболее эффективно его использование на уроках окружающего мира. Данный предмет дает возможность учителю и детям выступать наблюдателями, исследователями, находить что-то субъективно новое, вызывает эмоциональный отклик. Однако метод проектов требует от детей и от учителя последовательной подготовки.  Нами выделены 3 этапа. Сначала учащихся нужно научить выдвигать гипотезы, формулировать проблемы, работать с информацией, задавать вопросы, работать группой, проводить опыты, эксперименты и только после этого переходить к проектам и исследованиям. Акцент на работу по этим направлениям мы делали в 1-2 классах, предлагая учащимся задания, опираясь на разработки А.И.Савенкова. Все этапы введения в проектную деятельность условны и взаимосвязаны.

          Основное время, выделяемое на подготовку проекта, необходимо для самостоятельной работы учащихся с различными ресурсами. Педагог должен показать и научить детей правильному сбору и обработке информации, т.е. научить вести диалог с текстом. При работе над проектом учащимся приходится сталкиваться в большей степени с научно-популярными текстами, которые существенно отличаются от привычных для восприятия детей целью чтения, предметом познания, логикой, особым точным лаконичным и научным языком. Для того чтобы достичь хороших результатов, необходимо вести пропедевтическую работу. Чаще всего с научно-популярными текстами учащиеся сталкиваются на уроках окружающего мира и при подготовке к ним. Причем, если в учебнике тексты адаптированы для детского восприятия, то при подготовке сообщений, ребята прибегают к помощи интернета и просто скачивают практически первый попавшийся текст, как следствие – учащиеся не могут не только его пересказать, но затрудняются даже в чтении.

       Для облегчения понимания детьми научно-популярных текстов нами были разработаны памятки, при составлении которых мы опирались на методику работы с сжатыми изложениями.

      Так же нами разработаны технологические карты, которые являются помощниками при работе над проектом.

       Данный материал был представлен учителям школы и активно используется последними.

       Так же мы предлагаем примерное тематическое планирование проектов по разделам различных  предметных областей, встречающихся в окружающем мире.

       Наибольший интерес учащихся вызвали проект «Опалённые войной...», вышедший за рамки урока, и закончившийся:

  • открытым мероприятием для учащихся 2-х классов;
  • разработан контрольный лист самооценки;
  • правила успешной деятельности;
  • составлением синквейнов при подведение итогов темы "Великая  Отечественная война";
  • издательством классных газет "А нам нужна одна победа", "Вечная память", "Военные фото горьковчан";
  • созданием собственного сборника-журнала "Никто не забыт- ничто не забыто", "С днём Победы", "Великая Отечественная война 1941-1945г.г."

Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Представить ему больше света, радости, интереса и наполнится мир понятий, детских слов, образов, живой речи!

  Учимся придумывать сказки, рассказы.

Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

Второй этап - сочинение сказок по опорам.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.

Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки, умение работать со стихотворением по вопросам, понимать смысл и значение незнакомых слов, ссылаясь на текст.

Два раза в неделю с помощью тетрадей для тестовых работ по литературному чтению и окружающему миру можно наблюдать насколько глубоко может ребенок  самостоятельно анализировать  и понимать смысл прочитанного.

Очень хорошим подспорьем для развития творчества служит работа по развитию творческого воображения, которую я провожу с детьми на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира. Самые распространённые задания с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя – позволяющие включить воображение, которое является основой для развития творческого познания.

Придумайте, с чем можно сравнить одуванчик, снежинку, озеро, чащу леса, ветер.

Например: Одуванчик

Форма: круглая, как пух, как солнышко.

Прочность: легкость, воздушность, нежный, мягкий ,

Цвет: солнечный, как ….

Красота: как произведение искусства.

Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений.

Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами использовались следующие формы работы по организации проектной деятельности:

  • творческие виды работ на уроках литературного чтения написание сочинений и сказок - "Трудолюбивый и ленивый", "Два соседа", "Дама сердца", "Моя мама"(издательство классной газеты "Мама, мамочка, мамуля"
  • Осуществлялась поисковая деятельность о героических подвигах нижегородцев, близких родственников-участников ВОВ : рассказы детей представлены письменными сообщениями, фотографиями родственников, письмами военных лет "треугольники с войны";
  • составление презентаций: "Наши достопримечательности", "Всемирное наследие Нижнего Новгорода";
  • индивидуальные проекты "Секрет окраски осенних листьев и листопада", "Моя любимая семья" и т.д.
  • участие в митинге, посвящённый Дню Победы", конкурсах.

           Ребятам очень нравится инсценировать сказки, готовясь к данному виду проектной деятельности ответственно: изготавливали маски, приносили необходимый инвентарь для показа. Нами был  представлен проект

"В гостях у сказки", целью которого является:

  • совместное участие учащихся и родителей в творческо-поисковой деятельности; формирование  позитивного  социального  и творческого  опыта обучающихся.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

  • Знакомство с музыкальными и художественными произведениями  для сказки, изготовление декораций, костюмов к сказке.
  • Развитие     творческой,    поисковой    активности, самостоятельности.
  • Приобретение  детьми определенных творческих умений и навыков.

Данный проект был представлен на школьном новогоднем празднике для будущих первоклассников. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.  

Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Составление cинквейнов очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, а также самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

«…Если мы перестаем пытаться сделать что-то, кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед».( Эмерсон Р.)

На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.

Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности с целью достижения более высокого уровня сформированности творческих способностей младших школьников.

Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.

Естественно, далеко не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты каждого ребёнка можно развивать.

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика.  

Применение творческих заданий на уроках и во внеурочной деятельности позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству другого, особого такта.

§ 2.2 Диагностические методики, выявляющие творческие способности младших школьников

Проводя диагностику, любой специалист должен понимать, для чего он это делает, как он это будет использовать. Поэтому, используя любую методику для определения творческих способностей, она должна иметь:

Цель -  выявить условия развития творческих способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Объект-  развитие творческих способностей младших школьников.

Предмет - процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Гипотеза-  развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности будет эффективно, если:

 - создаётся свободная творческая атмосфера;

 -происходит включение младших школьников в творческую деятельность;

 -осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных методик по  проектным технологиям. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимо знать об уровне развития творческих способностей учащихся. С этой целью использовались следующие диагностики:  

1. Опросник для родителей Дж. Гилфорда

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты:

От 20 до 23 очков – ребенок очень сообразителен, способен творчески относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.

От 15 до 19 – ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.

От 9 до 14 – большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4до 8 – ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении для него важной цели.

Менее 4 очков – ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Вывод: в начале 1-го класса родители скептически относились к развитию творческих способностей детей, оценивали их уровень низко. Однако в течении обучения в школе оценки родителей изменились. Они отмечают рост творческого потенциала детей от класса к классу. Родители видят изменения в развитии творческих способностей детей в следствии проведённой совместной работы по данному направлению.

2. Тест Ф. Вильямса

Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики творческого мышления детей и подростков с 5 до 17 лет. Он оценивает характеристики, связанные с творческим мышлением.

Тест дивергентного (творческого) мышления измеряет несколько характеристик:

  1. Беглость – продуктивность мышления (количество выполненных рисунков) – максимум 12 баллов
  2. Гибкость – число изменений категории рисунка, считая от первого – максимум 11 баллов
  3. Оригинальность – местоположение относительно стимульной фигуры – 36 баллов
  4. Разработанность – сумма деталей, используемых при расположении фигуры – 36 баллов
  5. Название – богатство словарного запаса и способность к образной передаче сути изображения – 36 баллов
  6. Общий балл – сумма баллов по 5 характеристикам теста.

Максимальный общий балл – 131 балл

Результаты диагностики 1в класса (2013/2014 учебный год),

2в класса (2014/2015 учебный год), 3в класса (2015/2016 учебный год)

Таким образом, по результатам диагностики можно отметить изменение уровня творческого мышления обучающихся. Эти изменения произошли не только в силу изменения возраста детей.

Проведенная развивающая работа привела к повышению показателей по критериям гибкости, оригинальности, разработанности. Это говорит о том, что обучающиеся стали более широко смотреть на проблему, поставленную перед ними, воспринимают задачу творчески и способны найти интересное решение заявленной проблеме.

3. Краткий тест. Фигурная форма.

Е.П. Торренс

Диагностические цели: исследование развития одаренности учащихся; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами

Контингент: все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков иподписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию итщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений идополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т.д . Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.
 Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15 — 35 человек, т.е. не более одного класса.

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны». Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшимшкольникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи искомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - ия подойду к вам идам необходимые разъяснения».

Измерения и обработка результатов. Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99 % ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко. Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5 % и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2 — 4,9 % случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торранс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торранс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков — 2 балла; объединение 3—5 рисунков — 5 баллов; объединение 6 — 10 рисунков — 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию. Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Интерпретация результатов тестирования.

1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. таблицу 1), что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5 — 8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100 %. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3.Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

В результате проведения начальной и входной диагностики  по определению уровня творческих способностей у учащихся класса,  выяснилась необходимость использования проектной деятельности как на уроках так и во внеурочной деятельности, позволяющей развивать творческие способности, соединяя в систему теоретические знания и практические умения младших школьников.

Предпосылкой для достижения положительной динамики развития творческих способностей младших школьников являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков, таких как творческая активность, развитость творческого мышления, познавательная самостоятельность.

К формам контроля для их измерения в опыте является мониторинг, результаты которого мы видим в диаграммах:

Диагностика показала, что применение  проектной технологии как на уроках,  так и во внеурочной деятельности способствует развитию  коммуникативных умений младших школьников, определенной «интеллектуальной зрелости», опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, информационной культуры и проектной компетенции, создаёт условия для развития творческого мышления и практических умений учащихся.

Выводы по 2 главе

Работа по созданию педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей младших школьников  в учебном процессе, позволила сделать следующие выводы:

  • Результаты  доказали, что традиционные подходы к организации учебного процесса не обеспечивают на должном уровне развитие критериев, позволяющих выявить первоначальный этап творческой самореализации школьников. Поэтому было сделано заключение о необходимости разработки комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся начальных классов, и о внедрении их в учебный процесс.
  • Содержание работы заключалось в частичном и комплексном применении выявленных нами педагогических условий для дальнейшего сопоставления результатов и определения их необходимости и достаточности.

Методическими аспектами явились:

  • выбор в качестве методологической основы личностно - ориентированного подхода, который в своей сущности предполагает саморазвитие и самореализацию личности;
  • включение младшего школьника в учебно-творческую деятельность как субъекта. Для этого нам понадобилось создать то «творческое поле», где будет осуществляться учебно-творческая деятельность. Учитывая положение младшего школьника как субъекта учебно-творческой деятельности, нами были разработаны и внедрены учебно-творческие задачи и задания на развитие интеллектуальной, исполнительской и авторской деятельности, которые помогали нам выявить первоначальный этап творческих способностей школьника.

       Педагогические условия  определены нами на основе анализа психолого-педагогической литературы, собственного опыта работы в начальной школе, результатов проведённой работы и особенностей структуры творческих способностей детей. Положительная динамика их подтверждается результатами деятельности.


Заключение

В данной работе рассматривалась проблема развития творческих способностей младших школьников  на уроках  и во внеурочной деятельности через проектные технологии. Исследования развития творческих способностей привлекает многих ученых. Под творческими способностями ученые понимают активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности. Она проявляется в самостоятельном достижении намеченной цели, критичности мышления, исследовательских умениях, самостоятельном управлении собственной деятельностью и самооценке. построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Перед нами была выдвинута гипотеза, что при условии создания мотивации; благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся; устойчивого интереса к творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений на уроках  и во внеурочной деятельности с возрастом у учащихся будет наблюдаться динамика роста показателей творческих способностей.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование, которое включало изучение научно– психологической  специальной литературы по данному вопросу, а также изучение  изменения показателей творческих способностей  обучающихся 1 – 3 классов. В ходе анализа изученной литературы мы пришли к выводу, что данный вопрос в настоящее время актуален, так как современные социально-экономические условия в нашей стране диктуют необходимость развивать в наших учениках качества творческого делового человека, формировать людей активных, предприимчивых, готовых к принятию неординарных самостоятельных решений.

Исходя из этого, нами проанализированы:

  1. уровень творческого мышления учащихся, связанный с творческим самовыражением ребят;
  2.  показатели творческих способностей, которые свидетельствуют о творческом потенциале детей;
  3.  продукты творческой деятельности учащихся на уроках  и во внеурочной деятельности.
  4. уровень оценки родителями творческого потенциала детей.

В ходе обучения есть возможность для развития творческих способностей учащихся, что будет способствовать:

1. повышению интереса учащихся к процессу познания;

2. самосовершенствованию и самореализации учащихся в творческой деятельности.

Актуальность исследования темы нашей работы аргументирована важностью проблемы в теоретическом и практическом планах.

На основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики мы установили, что феномен творческой самореализации заключается в организации такой учебно-творческой деятельности, которая, активизируя саморазвитие личности младшего школьника, способствует наиболее полной практической реализации творческих способностей и потенциалов с пользой для себя и общества и определяет условия для создания личного творческого образовательного продукта.

Выделенные нами специфические черты первоначального этапа творческих способностей позволили сделать вывод о том, что для развития их предпосылок недостаточно использовать только учебную деятельность, необходимо ее сочетание с творческой. Объединив в практике учебного процесса данные деятельности, мы определили структурные компоненты учебно-творческой деятельности, которыми являются: 

- целеполагание, учебное сотворчество, рефлексия, эмоционально-чувственная сфера, эстетическая активность.

            Содержание понятия «творческие способности» определено нами как совокупность следующих признаков: проявление активности в значимых для человека сферах жизнедеятельности, признание учащегося постоянно саморазвивающейся личностью, имеющей потребность в самоутверждении и самовыражении, ориентированной на развитие и самодостраивание на протяжении всего жизненного пути. Такая личность способна на создание объектов материальной и духовной культуры и организацию личностных вкладов в развитие и становление других людей, к творческому созиданию.

Определяя необходимые и достаточные педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей школьника в учебном процессе, мы учитываем:

  • социальный заказ общества начальной школе;
  • возрастные особенности младших школьников;
  • сущность и структуру творческих способностей;
  • возможности личностно ориентированного обучения для развития творческого потенциала младшего школьника.

                       Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки проектного обучения с целью достижения более высокого уровня сформированности творческих способностей младших школьников.

Список, используемой литературы:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников. -  1999г.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – 2000г.
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. –2000г.
  4. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. – 1995г..
  5. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.- 2002г.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -2007г.
  7. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.- 2003г.
  8. Даутова, О. Б. Современные технологии в профильном обучении. – 2006г.
  9. Дж. Дьюи. Демократия и образование. - 2005г.
  10. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1996
  11. Дружинина В.Н., В. В Шадрикова. Развитие и диагностика способностей.- 1991г.
  12. Ермаков, Д. С. Учить школьников разрешать проблемы. -2005г.
  13. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. – 2004г.
  14. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2002..
  15. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности. – 2008г.
  16. Матюшкин А.М. развитие творческой активности школьников. – 2001г.
  17. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. – 2000г.
  18. Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества.-  1997г.
  19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – 1998г.
  20. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/tvorcheskaya-samorealizatsiya-shkolnika-v-uchebnom-protsesse#ixzz2llvB4Piq
  21. Немов Р.С. Общие основы психологии. - 1997г.
  22. Полат . Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – 2010г.
  23. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – 2008г.
  24. Холодова О. Задания по развитию творческих способностей.-  2001г.
  25. Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика. – 2004г.
  26. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. - 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"

В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

"Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности в условиях ГПД"

Основной целью проектной  деятельности в условиях ГПД будет являться создание условий для личностного роста школьников,мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся....

Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»

Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности» Рапссматриваются вопросы развития тво...