Рабочая программа работы со слабоуспевающими учащимися
рабочая программа (2 класс) на тему

Галиуллина Екатерина Петровна

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья,  неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поддерку от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо больше времени  на отработку навыка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа для работы со слабоуспевающими обучающими

Пояснительная записка

Слабоуспевающими принято считать обучащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.  Чтобы данная категория обучащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими обучащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья,  неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поддерку от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо больше времени  на отработку навыка.

Цель программы

- ликвидация пробелов у обучащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.         

Задачи программы:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

        — вовлечение обучающихся  в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся: 

Получение знаний за курс 2 класса

Выбор форм получения знаний.

Родителей:

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задании

- вовлечение в групповую работу

- вовлечение в проектную деятельность

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения -  приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации  - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

   Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

   В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.

1.Не призывать к совести, не читать морали.

2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.

3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).

6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.

7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

                 

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового  материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.  

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

При организации домашней работы

подбираются задания по осознанию ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового. Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.

 

    

Работа с родителями

1 Организация  индивидуальной беседы родителей и учителя

2. Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями   и практикумом. Рекомендация методической   литературы по  отдельным предметам.

3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.

4.Создание коррекционных тетрадей

5.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

7. Создание Папки -  Копилки, где накапливаются задания  для развития логического мышления    (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

Прогнозируемый результат

Учащиеся  должны уметь:     применять правила правописания на изученные орфограммы; - различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; - воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения; - воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу умножения; - решать задачи в одно, два действия; - выполнять письменное сложение и вычитание.

Список слабоуспевающих обучающихся в 2017-2018 учебном году

№ п/п

ФИ ученика

Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр.)

  Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

1

*****

Отсутствие навыков самостоятельности в работе, низкая техника чтения Низкая техника письма, недостаточная домашняя подготовка

3

********

Низкие способности, пропуски по болезни

5

********

Низкие способности, недостаточная домашняя подготовка. Нарушение орфографической  зоркости.

                                                                                       Тематическое планирование

№ п/п

                 Тема

дата

кол-во ч.

1

3

5

7

9

11

13

15

17

19

21

23

25

27

29

31

33

 Русский язык. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Математика .Сложение и вычитание чисел в пределах 20 .

Русский язык .Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов .

Математика .Решение задач .

Русский язык. Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку .

Математика. Сложение и вычитание столбиком .

Русский язык. Безударная гласная в корне слова.

 Математика. Сложение и вычитание двузначных чисел.

Русский язык. Учимся писать безударную гласную в корне слова.

  Математика. Решение задач .

 Русский язык .Учимся писать безударную гласную в корне слова. Письмо под диктовку .

 Математика. Умножение и деление на 2,3 .

 Русский язык. Учимся писать буквы согласных в корне слова.

 Математика .Решение задач .

Русский язык. Непроизносимые согласные в корне слова

 Математика .Умножение и деление на 3 и 4.

  Русский язык .Разделительный твердый и мягкий знаки.

  Математика .Сложение и вычитание двухзначных чисел.

Русский язык .Учимся писать суффиксы - ёнок; - онок; - ик; - ек; - ость.

  Математика. Умножение и деление на 5 .

 Русский язык. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне .

Математика .Умножение и деление на 6 .

Русский язык. Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Математика. Площадь фигуры. Единицы площади.

Русский язык. Учимся писать корни и суффиксы.

Математика. Умножение и деление на 7 .

Русский язык .Различаем приставки с буквами о, а.

Математика. Умножение и деление на 8 .

Русский язык. Учимся различать предлоги и приставки.

Математика. Умножение и деление на 9 .

Русский язык .Повторяем состав слова .

Математика. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз

5.09

12.09

         19.09

26.09

3.10

10.10

17.10

24.10

7.11

14.11

21.11

28.11

5.12

12.12

19.12

26.12

16.01

23.01

30.01

6.02

13.02

    20.02

27.02

6.03

13.03

20.03

3.04

10.04

   17.04

24.04

8.05

15.05

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                     

  Список используемой литературы и ресурсов:

http://pashnina146.blogspot.ru/p/blog-page_21.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/plan-raboty-so-slabouspevayushchimi-0

http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/plan-individualnoy-raboty-s-neuspevayushchimi-uchashchimisya

http://www.vacschoolserp.edusite.ru/p67aa1.html

http://www.menobr.ru/materials/370/5382/

http://festival.1september.ru/articles/620355/

http://festival.1september.ru/articles/613025/

http://urez5.narod.ru/index/0-145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...

Программа работы со слабоуспевающими учащимися

Программа работы со слабоуспевающими учащимися...

программа работы со слабоуспевающими учащимися

создана программа для работы с отстающими детьми...

Программа работы со слабоуспевающими учащимися

Программа работы со слабоуспевающими...

Рабочая программа работы с одарёнными учащимися 3 «В» класса 2020 – 2021 учебный год

программа направленная на работу с одаренными учащимися 3 "В" класса....