Рабочая программа работы с одарёнными учащимися 3 «В» класса 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа (3 класс)

программа направленная на работу с одаренными учащимися 3 "В" класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_odarennye.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___» ______2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

________/___________________/

«___» ___________2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «НижнесаянтуйскаяСОШ»

__________/Русина Е.Ф./

Приказ №____от «___» _______2020 г.



Рабочая программа

работы с одарёнными учащимися

3 «В» класса

2020 – 2021 учебный год

Всего часов на учебный год: 9 часов

Количество часов в месяц: 1 час

Составлена в соответствии с программой по русскому языку и математике к учебникам для 2 классов   общеобразовательных школ авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,

М.И. Моро, М.А. Бантова

.

Учебники: «Русский язык» 3 класс - М.: Просвещение, 2016.

«Математика» 3 класс - М.: Просвещение, 2012.

Составители:

                                                                     Мансурова Т.В. учитель начальных классов

I квалификационная   категория

  Пояснительная записка

В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Моя деятельность по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

Планируя занятия, наполняя их определенным содержанием, взяла на вооружение положение, установленное Л.С.Выготским, о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый учащимся уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Всюду, где только возможно, будить мысль учащегося, развивать активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление. Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития.

Целью работы с мотивированными учащимися является, в частности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей, на применение математических методов в различных отраслях науки и технике.

Общая характеристика программы

Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает также четыре понятия, вводимые без определений: число, отношения, величина, геометрическая фигура. Учащиеся пользуются материалами сайта Учи.ру, Знаника.У каждого учащегося свой логин и пароль для входа на свою страницу.

Описание места учебной программы.

1 час в месяц, 9 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что учащиеся отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные учащиеся обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному учащемуся. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые учащиеся легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Содержание программы ориентировано на достижение трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы

У учащихся продолжает формироваться:

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами учащийся может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;

-заинтересованность в разрешении и углублении полученных знаний;

- готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизованности;

- способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Метапредметные результаты освоения программы

У учащихся продолжает формироваться:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символистических средств;

- понимание причин неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное моделирование результатов своей деятельности;

- активное использование речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметные результаты освоения программы

У учащихся продолжает формироваться:

-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

-умение применять полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

-овладение устными и письменными аргументами выполнения арифметических действий с целыми нерациональными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Программа построена таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов программы в течение учебного года. Предпочтительны коллективные занятия.

Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в школьных,городских, областных и Международных олимпиадах, Вести  исследовательскую, самостоятельную  работу, по итогам которой оформлять рефераты

Содержание учебной программы (9 часов)

Арифметические действия.

          Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.

           Письменные приемы сложения и вычитания чисел, приемы умножения и деления на однозначное число.

           Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.

Нумерация.

          Новая счетная единица

          Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, Чтение, запись и сравнение чисел.

          Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

          Увеличение (уменьшение) числа в 10 раз.

          Числовой луч.

Величины.

           Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

            Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.

            Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

            Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание.

           Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

           Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

           Сложение и вычитание значений одной и той же величины.

           Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

Умножение и деление.  

           Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний); задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь компонентов и результатов умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; реализация вычислений на основе перестановки множителей; умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение; взаимосвязей между компонентами и результатами умножения и деления.

                                             Синтаксис и пунктуация

             Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

             Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

              Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.

                                              Части речи

                                              Имя существительное

            Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные

            Составление предложений (текстов) с существительными.

           Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.

                                              Имя прилагательное

           Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам.            Прилагательное как член предложения.

           Употребление в речи имен прилагательных. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.

                                                           

Глагол

           Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

           Неопределенная форма глагола.

           Время глагола, изменение числам.

           Глагол как член предложения.

           Особенности употребления в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях) глаголов.

           Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.

           Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.

                      Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

Чистописание

            Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

           Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Календарно-тематическое планирование

№п/п занятия

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

 

 

1

Задания на смекалку. Двухзначные числа и их запись.

Конструируем. Луч и его обозначение. Логические задания.

1

Сентябрь

2.

Перенос слов. Составление рассказа, по заданной тематике. Состав слова. Основы транскрипции.

1

Октябрь

3.

Сложение и вычитание столбиком. Устные приемы вычислений Взаимное расположение фигур на плоскости. Задания геометрического характера.

1

Ноябрь

4.

Состав слова. Устойчивые словосочетания. Слова с непроизносимыми согласными. Правописание частей слова

1

Декабрь

5.

Умножаем числа. Задачи на смекалку. Решение задач на развитие логики. Игра «Самый умный».

1

Январь

6.

Интеллектуальная игра «Русский язык в загадках». Речевой этикет. Ситуация приветствия. Интонация предложения. Звуковой анализ, постановка вопросов кто? что? какой? какая? Составление и запись предложений и рассказов.

1

Февраль

7.

Нахождение нескольких долей числа. Составление и решение задач. Числовые выражения. Задания на смекалку

 

1

Март

8.

Логические задачи. Сравнение. Результат сравнения. Умножение и деление.

1

Апрель

9.

Разноуровневые задания по темам курса. Отработка орфографических навыков. Закрепление изученного. Решение задач и примеров

1

Май

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 3 класса

Называть:

  • признаки простого и сложного предложений;
  • признаки главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения;
  • признаки однородных членов предложения;
  • лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;

Различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

Решать практические учебные задачи:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом предложении, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (40-60 слов) с изученными в 1-3 классах орфограммами

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарями;
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского этикета в ситуациях повседневного общения.

                   

Нумерация

Учащиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д.); сколько разрядов содержится в каждом классе; название и последовательность первых трех классов.

Учащиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки «больше», «меньше» и «равно»;
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Учащиеся должны понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Учащиеся должны знать:

  • названия и обозначение арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
  • связь между компонентами и результатом каждого действия;
  • правила о порядке выполнения каждого действия в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Учащиеся должны уметь:

  • записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками или без них);
  • находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях, входящих в них букв;
  • решать задачи в 1-3 действия.

Величины

Учащиеся должны иметь представления о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Учащиеся должны знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; время, скорость, путь при равномерном движении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника, квадрата;
  • узнавать время по часам;
  • применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры

Учащиеся должны иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Учащиеся должны знать:

  • виды углов (прямой, острый, тупой);
  • определение прямоугольника (квадрата);
  • свойство противоположных сторон прямоугольника;

Учащиеся должны уметь:

  • строить заданный отрезок; строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

                 

Литература

  1. В.Н. Рудницкая. Методическое пособие. Математика. М.: изд. центр «Вентан Граф». 2014
  2. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2015
  3. Возлинская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе. М., 2014
  4. Иляшенко Л.А. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2014
  5. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2014
  6. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 2015
  7. Степанова С.Ю. Сборник задач по математике для учащихся 1-3 классов: пособие для учителей и родителей. И.: «Свиток», 2015
  8. Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВН, викторины. М.: Айрис-пресс, 2016
  9. Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. М.: Орион, 2014
  10. С.А. Арженовская, О.А. Архипова. Уроки русского языка 1-4 классы с применением ИКТ. Современная школа - М.: Издательство «Глобус», 2015
  11. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. СПб, 2015
  12. школьников. М., 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края" на 2020-2021 учебный год

Программа внеурочной деятельности на 2020- 2021 учебный годНазвание программы:  Природа родного краяНаправление программы: эколого-биологическоеКласс 2 Рабочая программа  пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс» предметной линии учебников под р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Литературное чтение 3 класс» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградско...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Окружающий мир 3 класс» А.А. Плешакова, УМК «Школа России». В программе представлены кал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Русский язык 3 класс» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, УМК «Школа России». В программе пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Физическая культура 1-4 классы», под ред. В.И. Ляха, УМК «Школа России». В программе ...

Работа со слабоуспевающими учащимися 1 класса 2020-2021 учебный год.

Работа со слабоуспевающими учащимися  1  класса 2020-2021 учебный год.Цель работы со слабоуспевающими детьми:- ликвидация пробелов у учащихся по русскому языку;- создание условий для ус...