Рабочая программа работы со слабоуспевающими обучающимися
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_so_slabouspevayushchimi_obuchayushchimisya_v_.docx | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №5
Программа
индивидуальной работы
со слабоуспевающими обучающимися
на 2022 – 2023 учебный год
Автор:
учитель начальных классов
Рызыванова А.В.
г. Пыть-Ях
2022 год
Программа индивидуальной работы
со слабоуспевающими обучающимися
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, стратегией развития МОУ СОШ №5 и системы образования ХМАО-Югры.
Главная цель введения ФГОС НОО третьего поколения заключается в создании единого, динамично развивающегося образовательного пространства; в получении качественного образования; в формировании гармонично развитой личности школьника В условиях реализации ФГОС начального общего образования большое значение имеет развитие у обучающихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Но уровень готовности к обучению у обучающихся различный. Вследствие этого одной из проблем, которую приходится решать педагогам - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.
Цели:
- повышать уровень обученности и качества обучения отдельных учеников.
Задачи программы:
- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду;
- формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;
- создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
- создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждать природную любознательность;
- вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;
- создавать максимально благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся со слабым учеником.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
- получение знаний за курс 1 класса;
- выбор форм получения знаний.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцированной помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц, схем.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
В индивидуальной работе используются:
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- Тесты- тренажеры.
- Творческие задания.
- “Карточки-информаторы” - памятки, карточки -с образцами решения”
На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения
Дидактический материал для учащегося:
Математика 1 класс:
1. Марченко Математика 1 класс. Найди ошибку.- Москва, «Эксмо», 2015
2. Насибулина Л.В., Повторяем математику. 1 класс. С-Петербург, «Издательский дом « Литера», 2012
3. Холодова О. Рабочая тетрадь в 2-х частях «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». - Москва: РОСТ книга, 2007
4 . Бебенко М.В.. Математика. Быстрые и занимательные задания 1 класс – Москва, изд-во «5 за знания», 2014
5 . Бебенко М.В.. Математика. Блиуконтроль знаний 1 класс – Москва, изд-во «5 за знания», 2010
6.Узорова О.В. Нефедова Е.А. Тренировочные тетради по математике 1 класс. –М., Астрель 2016
7.Остапенко М.А. Математика 1 класс. Серия «Проверь за 5 минут!»С-Петербург, «Издательский дом « Литера», 2012
Русский язык 1 класс.
- Литвинова Е.А.идр. «Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык 1 класс»-Москва: «Интеллект-Центр», 2011
- Айзацкая Н.И. «Русский язык 1класс. Найди ошибку. – М., «Экмо»2015
- Шклярова Т.В. «Вставь букву».- Москва, «Грамотей»,2011
- Безкоровайная О.В.. «Русский язык 1класс. Вставь букву. – М., «Экмо»2015
- Шклярова Т.В. «Найди ошибку».- Москва, «Грамотей»,2015
Список слабоуспевающих обучающихся
на 2022/2023учебный год
1 класс. Математика
- Висирхаджиева Айша
- Турлаева Сумая.
1 класс. Русский язык
- Висирхаджиева Сумая
- Рамазанова Малика
- Лукьянченко Родион
Причины слабой успеваемости
Класс | Ф.И. учащихся | Причины слабой успеваемости | Пути решения |
1 | Турлаева Сумая | Слабый уровень знаний по математике из-за непонимания предмета | Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
1 | Лукьянченко Родион | Низкая познавательная активность, несформированность приёмов учебной деятельности, слабое развитие мелкой моторики рук | Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
1 | Рамазанова Малика | Низкая познавательная активность, рассеянное внимание, недостатки в развитие мотивационной сферы. | Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
1 | Висирхаджиева Айша | Слабый уровень подготовки: •несформированность приёмов учебной деятельности; •недостаток развития психических процессов леворукость, недостаточное внимание в семье | Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
Расписание индивидуальных занятий
со слабоуспевающими обучающимися
в 2022/2023 учебном году
№ | Предмет | День недели |
1. | Математика | Среда |
2. | Русский язык | Четверг |
План работы со слабоуспевающими обучающимися
№ | Мероприятия | Сроки реализации |
1. | Входной контроль знаний учащихся класса для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях обучающихся. | Сентябрь |
2. | Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе самостоятельных работ. | В течение учебного года |
3. | Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся. | В течение учебного года |
4. | Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке с фиксированием в плане урока. | В течение учебного года |
5. | Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата. | В течение учебного года |
6. | Систематическое определение уровня знаний по каждой теме | В течение учебного года |
7. | Своевременное извещение родителей обучающихся о низкой успеваемости. | В течение учебного года |
8. | Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся класса | В течение учебного года |
9. | Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих обучающихся с обучением навыкам самостоятельной рабоы. | В течение учебного года |
План проведения индивидуальных занятий
со слабоуспевающими обучающимися
на 2022/2023 учебного года
Предмет: математика.
Обучающиеся 1 класса:
- Висирхаджиева Айша
- Турлаева Сумая.
Тематика занятий | Сроки реализации |
1 четверть 1.Количественный и порядковый счёт предметов. | Сентябрь – октябрь |
2.Сравнение предметов. | Сентябрь – октябрь |
3.Множество. Элементы множества. Сравнение множеств. | Сентябрь |
4.Отрезок. Прямая. Точка. | Сентябрь – октябрь |
5.Сравнение чисел. | Октябрь |
2 четверть 1.Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольники и четырёхугольники | Ноябрь |
2.Сложение и вычитание | Ноябрь |
3.Длина отрезка. | Декабрь |
4.Работа с числовым отрезком. | Декабрь |
5.Примеры в несколько действий. | Декабрь |
6.Задача. | Декабрь |
3 четверть 1.Решение примеров на сложение и вычитание | Январь |
2.Меры длины. | Январь |
3.Столько же и ещё, столько же, но без… | Февраль |
4. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Февраль |
5. Задачи на разностное сравнение | Февраль |
6.Решение примеров на сложение и вычитание. | Февраль - март |
7.Масса. | Март |
8.Сложение и вычитание отрезков. | Март |
4 четверть 1.Переметительное свойство сложения. | Апрель |
2. Решение текстовых задач разных типов. | Апрель |
3. Решение примеров.□ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9.. | Апрель |
4. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | Май |
5. Задачи с несколькими вопросами. | Май |
| Май |
| Май |
Предмет: русский язык.
Обчающиеся 1 класса:
- Висирхаджиева Сумая
- Рамазанова Малика
- Лукьянченко Родион
Тематика занятий | Сроки реализации |
1 четверть 1.Слово в общении. | Сентябрь |
2. Культура общения. Помощники в общении: жесты. Мимика, интонация». | Сентябрь |
3. Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера. | Сентябрь |
4. Гласные и согласные звуки. | Октябрь |
5. Модели слов, различение звучания слова и его значения | Октябрь |
2 четверть 1.Согласные звуки и буквы | Ноябрь - декабрь |
2. Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов | Ноябрь – декабрь |
3. Повторение изученных букв. Ребусы. Составление предложений по схемам | Декабрь |
4. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. | Декабрь |
3 четверть 1. Игры со словом. Чтение предложений и текста. | Январь |
2. Слоговое чтение. Ударение, чтение целыми словами с ориентировкой на знак ударения. | Январь |
3. Звуковой анализ. Сравнение звуков. | Январь – февраль |
4. Деление слов на слоги. Ударение. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | Февраль |
5. Мягкий знак — показатель мягкости согласных | Февраль |
6. Письмо слов и предложений. Классификация слов. | Февраль – март |
7. Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием. | Март |
8. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | Март |
9.Конструирование предложений | Март |
4 четверть 1.Имена собственные и нарицательные | Апрель |
2. Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? | Апрель |
3. Алфавит. | Апрель |
4.Перенос слов. | Май |
5.Орфограммы. Письмо под диктовку. | Май |
6.Орфограммы. Работа над текстом. | Май |
Индивидуальная карта обучающегося
_____________________________________________________________
Класс_________
Предмет_______________________________________
Ф.И.О. учителя_______________________________________________
№ | Дата | Тема | Виды заданий | Результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы со слабоуспевающими обучающимися
Программа работы со слабоуспевающими детьми....
Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися
Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...
Программа работы со слабоуспевающими обучающимися
В Программе представлен план работы со слабоуспевающими детьми...
Рабочая программа работы со одарёнными обучающимися "Мы - таланты"
Рабочая программа...
Рабочая программа работы со слабоуспевающими учащимися
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка, затруднения в обучении, свя...
Программа работы со слабоуспевающими обучающимися
из опыта работы...
Программа работы со слабоуспевающими обучающими 4 класса.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:получение знаний за курс 4 класса;выбор форм получения знаний.в создании наиболее комфортных условий обучения для обучающегосяв стабилизации отношен...