Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_azbuka_3_klass.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САРЫБАШСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ИМ.А.М.ТИППА
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Утверждаю
Директор МБОУ Сарыбашская школа
_____________Р.У.Удабаши
№______от_________2018г. «_____»____________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Дорожная азбука»
для 3 класса
Кол-во часов: 34 (1 ч./н.)
Учитель: Мусаева Сусанна Николаевна
Рассмотрено на Согласовано
заседании ШМО Зам.директора по УВР
Руководитель ШМО _________________Л.В.Насурова
_______________Э.Ш.Гафарова «______»_____________2018г. «________»______________2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука» для 3 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; в соответствии с Фундаментальным ядром общего образования; с учётом планируемых результатов в начальной школе, с требованиями федерального базисного учебного плана; в соответствии с особенностями учебного плана МБОУ «Сарыбашская школа» на 2018/2019 учебный год.
Данная программа направлена на социальную адаптацию детей в обществе, формирование общей культуры пешехода. Программа призвана обеспечить вход детей во взрослую жизнь, дает им возможность чувствовать себя увереннее в окружающем мире.
Автомобилизация, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на дорогах создают объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения и особенно с детьми.
Анализ статистических данных показывает, что зачастую дорожно-транспортные происшествия с детьми происходят из-за их недисциплинированности, однако бывают и такие случаи, когда ребенок не знает даже необходимых правил дорожного движения.
В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет работа школ и учреждений дополнительного образования по обеспечению детей требуемым уровнем знаний, умений, навыков по безопасности дорожного движения.
Преподавание Правил дорожного движения в школах ведется в рамках курса ОБЖ с ограниченным числом часов, поэтому просто необходимо дополнительное обучение детей Правилам дорожного движения.
Актуальность программы «Дорожная азбука» основана на активизации творческой деятельности детей в освоении основ безопасности дорожного движения, привлечь их к участию в мероприятиях, к разработке и реализации социально значимых акций и дел. Программа дает возможность практически отработать умения, полученные на занятиях.
Программа «Дорожная азбука» разработана с учетом требований к организации внеурочной деятельности (социальное направление) в образовательном учреждении в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных особенностей образовательных стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Основные идеи программы:
- личностно – ориентированный подход к каждому ребенку – обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности;
- общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
- гуманизация отношений «педагог – ребенок» - это гуманное (человеческое) отношение к ребенку, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать, это партнерские отношения между педагогом и детьми;
- активное взаимодействие образовательных учреждений с ГИБДД;
- холизм – каждый ребенок должен видеть и знать свою вовлеченность в круговорот материальных процессов, в ход природной и человеческой истории, оставаясь при этом активной творческой индивидуальностью.
Основные принципы программы:
- преемственности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенное ранее;
- комплексности, системности и последовательности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже освоено;
- сознательности - заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;
- наглядности - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления дорожной обстановки;
- единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения воспитание у детей культуры поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте;
- непрерывности - определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах, предполагает организацию обучения на всех этапах начального и основного образования;
- социализации – выстраивание педагогически целесообразных партнёрских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями.
Цель программы: формирование осознанного безопасного поведения детей в реальных дорожных условиях через изучение правил дорожного движения и их отработку на уровне привычки.
Задачи:
- обучить правилам поведения на дороге, необходимым для безопасного движения в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира;
- способствовать овладению умениями распознавать дорожные «ловушки» и ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;
- воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей,
- развивать внимание, наблюдательность, активность.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 9 – 10 лет. Объем программы 34 часа в год .
При обучении детей безопасному поведению на дорогах, учитываются возрастные особенности восприятия ими учебного материала. Учебный материал, сложная дорожная информация дается детям в доступной форме; занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с нанесённой в нём разметки нерегулируемого пешеходного перехода.
Для систематической и целенаправленной работы выбраны следующие формы организации обучения: беседа, викторина, конкурс, игра, экскурсия, соревнование, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, эстафета.
Во время проведения занятий используются разнообразные методы обучения: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстрационный, практический, репродуктивный, проблемного изложения, направленного мышления, метод рисования. Без наблюдения за движением и без его анализа невозможно правильно оценить и распознать опасные ситуации. Именно поэтому во время занятия используются наглядные пособия, рисунки по безопасности дорожного движения, работа на дорожной разметке. Школьнику, чтобы отличить на вид «безопасную ситуацию» от реальной, необходимо увидеть это со стороны. Затем на основе анализа увиденного, дать оценку причинам дорожно-транспортных происшествий.
2.Планируемые результаты
Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний о культурном и безопасном поведении на дороге, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к необходимости соблюдения правил дорожного движения, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим ребятам, родителям и другим участникам дорожного движения, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Предметные результаты
Должны знать:
- правила поведения пешеходов на тротуаре при движении в группе,
- особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток, места, где можно ездить на самокатных средствах,
- правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него,
- опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемых и нерегулируемых перекрестках,
- опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п..
Должны уметь:
- пользоваться общественным транспортом,
- правильно оценивать дорожную обстановку в месте перехода и безопасно переходить дорогу.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия
Регулятивные:
- оценивать и осознавать то, что уже усвоено при обыгрывании дорожных ситуаций на разметке (в школе, в кабинете, на макете и т.п.) и при выходе на улицу.
Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
- извлекать необходимую информацию из материалов ГАИ и других информационных источников.
Коммуникативные:
- задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные результаты
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Содержание программы
1.Что такое безопасность? (7 часов)
Что такое безопасность? Вводное занятие.
Город, район, где ты живешь? Безопасный путь из школы домой.
Улица полна неожиданностей. Улицы с односторонним и двусторонним движением
Безопасность на улице.
Город, район, где ты живешь?
Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций.
Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций.
2. Светофор и дорожные знаки (6 часов)
Светофор и его сигналы.
Сигналы регулирования дорожного движения.
Знакомство с дорожными знаками.
Практическое занятие «Дружим мы со знаками»
Город, в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём
Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах».
3. Общественный транспорт города ( 3 часа)
Что такое общественный транспорт?
Правила поведения в общественном транспорте.
Правила поведения в общественном транспорте
4.Где можно и где нельзя играть ( 5 часов)
Где можно и где нельзя играть?
«Осторожно! Плохая погода»
Безопасные места для детей.
Знакомство с транспортом города
Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию.(трамвайная линия, маршрут автобуса)
5.Элименты улиц и дорог (8 часов)
Виды перекрестков
Перекрестки микрорайона школы.
Практическое занятие «Я у перекрестка».
Движение на дорогах города.
Элементы улиц и дорог
Урок-игра « Поле чудес»
Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».
Тесты на знание ПДД.
6. Итоговое повторение ( 5 часов)
Причины ДТП. Безопасная дорога летом
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»
Викторина «В гостях у Светофорчика».
Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»
Календарно – тематическое планирование
3 класс ( 34 часа в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Что такое безопасность? Вводное занятие | ||||
2 | Город, район, где ты живешь? Безопасный путь из школы домой. | ||||
3 | Улица полна неожиданностей. Улицы с односторонним и двусторонним движением | ||||
4 | Безопасность на улице. . | ||||
5 | Город, район, где ты живешь? | ||||
6 | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. | ||||
7 | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. | ||||
8 | Светофор и его сигналы. | ||||
9 | Сигналы регулирования дорожного движения. | ||||
10 | Знакомство с дорожными знаками. | ||||
11 | Практическое занятие «Дружим мы со знаками» | ||||
12 | Город, в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём | ||||
13 | Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». | ||||
14 | Что такое общественный транспорт? | ||||
15 | Правила поведения в общественном транспорте. | ||||
16 | Правила поведения в общественном транспорте | ||||
17 | Где можно и где нельзя играть? | ||||
18 | «Осторожно! Плохая погода» | ||||
19 | Безопасные места для детей. | ||||
20 | Знакомство с транспортом города | ||||
21 | Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию.(трамвайная линия, маршрут автобуса) | ||||
22 | Виды перекрестков | ||||
23 | Перекрестки микрорайона школы. | ||||
24 | Практическое занятие «Я у перекрестка». | ||||
25 | Движение на дорогах города. | ||||
26 | Элементы улиц и дорог | ||||
27 | Урок-игра « Поле чудес» | ||||
28 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | ||||
29 | Тесты на знание ПДД. | ||||
30 | Причины ДТП. Безопасная дорога летом | ||||
31 | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | ||||
32 | Викторина «В гостях у Светофорчика». | ||||
33- 34 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...