Дополнительное образование. Программа "Художественное слово"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа "Художественное слово" для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Художественное слово" | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Талажская средняя школа»
структурное подразделение
«Центр дополнительного образования детей»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Талажская СШ»
____________ В.А. Поплавский
«_____» сентября 2018года
Дополнительная образовательная программа «Художественное слово».
Возраст обучающихся:6 – 9 лет
Срок реализации программы: 2018 – 2022
Направленность: художественное овладение речью
Составитель: Истомина Елена Васильевна- педагог дополнительного образования
п.Уемский
2018 год
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей ( утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р.);
- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей ( утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Стратегия развития в Российской Федерации на период до 2025 года ( утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996 – р.)
Данная программа имеет направленность: художественное овладение речью.
Актуальность программы «Художественное слово»
Программа направлена на развитие и поддержку детей , проявивших интерес к художественному слову.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации;
-удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;
-формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
-обеспечение духовно – нравственного воспитания учащихся.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: целью современного образования, возрастными психологическими особенностями. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь,
овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в
речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся
на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему
возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иным словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного
педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей
действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью.
Ребенок живет в слове, развивается, передает и получает информацию,
следовательно, как можно больше и раньше узнаѐт о слове.
Программа является попыткой реализовать коммуникативный подход
обучению родному языку младших школьников и позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Данная дополнительная общеобразовательная программа « Художественное слово» педагогически целесообразна , так как при ее реализации имеется школьная библиотека, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становится важным и неотъемлемым компонентом.
Цель программы
-развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами художественного слова.
ЗАДАЧИ программы:
Образовательные (предметные):
-сформировать языковое мышление, речевую культуру;
-научить работать с текстом;
-различать типы текстов;
-научить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
Развивающие (метапредметные):
-пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над
изучением родного слова,
-сформировать способность к авторской письменной речи, творчеству и
сочинительству
-добиться интонационной выразительности устного высказывания;
-развить умение чѐтко артикулировать все звуки, произносить слова
внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была
доступной для понимания при восприятии на слух;
Воспитательные (личностные):
-развить эмоциональную сферу учащихся, воспитать эстетический
вкуса, интерес и любовь к отечественной культуре, к произведениям
зарубежных авторов;
-воспитывать интерес к чтению, родному языку.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Художественное слово» является формирование
следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты,
уместности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса.
Предметными результатами изучения курса является
формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
- различать типы текстов;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.
Первый год обучения.
Задачи: научить вежливым словам, различать типы текстов, различать малые формы фольклора, научить сочинять несложные истории по опорным блокам, находить рифмы в стихотворной форме, научить читать по ролям и инсценировать сказку.
К концу первого года обучения обучающиеся знают:
- вежливые слова ;
- типы текстов;
- малые формы фольклора.
Умеют:
-применить вежливые слова в жизненных ситуациях;
-различать типы текстов;
-сочинять несложные истории по опорным блокам;
-находить рифмы в стихотворной форме;
-инсценировать сказку;
-читать по ролям.
Второй год обучения.
Задачи: дать понятия : диалог, монолог, реплика героев, обращение; научить разбираться в жанрах произведений, моделировать произведение условными знаками; познакомить с авторами произведений; научить выразительному чтению, выбирая тон, темп; научить отвечать на вопросы и вести диалог о произведениях героев, их поступках, сформировать правильное отношение к герою произведения.
Знают:
-понятия: диалог, монолог, реплика, обращение;
-жанры произведений;
-условно – символическое моделирование;
-авторов произведений.
Умеют:
-читать выразительно тексты, соблюдая знаки препинания, выбирая темп, тон;
-вести диалог о произведениях героях, их поступках;
-дать оценку героям произведений.
Третий год обучения.
Задачи:
Научить отличать книгу- произведение от книги – сборника, дать понятие «синоним», «сравнение», научить различать стихотворный и прозаический тексты, определять особенности жанров произведения, научить пересказывать текст по готовому плану, различать краткий и подробный пересказ , классифицировать произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки,продолжать знакомить с авторами произведений; научить понимать и оценивать поведение героев с морально – этической позиции.
Знают:
-книгу – произведение, книгу – сборник;
-синонимы, сравнительные обороты;
-средства выразительности ;
-диалоги и монологи;
-авторов произведений.
Умеют:
-подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
-определять особенности жанров произведения;
-различать стихотворный и прозаический тексты;
-пересказывать текст по готовому плану;
-различать краткий и подробный пересказ;
-классифицировать произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
-понимать, оценивать поведение героев с морально – этической позиции и обогащать свой эмоциональный опыт.
Четвертый год обучения.
Задачи: продолжать знакомить с авторами произведений; научить понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, инсценировать сказки. басни, отдельные эпизоды ; моделировать « живые картинки» к изученным произведениям; создавать историю с героями произведений на основе интерпритации художественного произведения; научить иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведения; научить творческому пересказу произведения от лица героя; научить делить текст на смысловые части, составлять план: воспитать читателя, развить желание и интерес общаться с книгой.
Знают:
-средства выразительности;
-авторов произведений.
Умеют:
-понимать особенности образов героев произведений;
-выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать сказки, басни, отдельные эпизоды;
-моделировать «живые картинки» к изученным произведениям;
-создавать истории с героями произведений на основе интерпритации художественного произведения;
-иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
-творчески пересказывать произведение от лица героев;
-делить текст на части;
- составлять план
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Срок реализации программы: 2018год – 2022год
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Возраст детей: 6-10 лет
Условия набора: принимаются все желающие учащиеся начальной школы
Условия формирования групп: одновозрастная. Допускается дополнительный набор обучающихся на 2, 3 и т.д. годы обучения на основании результатов собеседования.
Формы организации занятий: групповые ( занятие – игра, творческий отчет, спектакль, праздник, круглый стол, концерт).
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей»№41 от 04.07.2014 (СанПин2,4,43172 -14, пункт8,3 приложение №3)
Начало учебного года -3 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
№ | Год обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Объем учебных часов | Режим работы |
1 | первый | 36 | 72 | 144 | 1раз в неделю по 1 часу |
2 | второй | 36 | 72 | 144 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Учебный план
Первый год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Количество часов | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
всего | теория | практика | |||
1 | Речевой аппарат. Культура речи. Вежливые слова | 2 | 1 | 1 | |
2 | Бытовая речь и её недостатки. Вежливые слова. | 2 | 1 | 1 | Контроль. Тест 27.09. |
3 | Типы текстов. Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. | 4 | 2 | 2 | |
4 | Типы текстов. Источники средства выразительности речи. | 4 | 2 | 2 | |
5 | Малые формы фольклора | 3 | 2 | 1 | |
6 | Чтение сказок по ролям | 5 | 2 | 3 | Контроль, викторина – анкета.24.01. |
7 | Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок. | 5 | 2 | 3 | |
8 | Сочинение несложных историй по опорным блокам. | 3 | 1 | 2 | |
9 | Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. | 3 | 1 | 2 | |
10 | Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений | 5 | 1 | 4 | Тест. 23.05. |
всего | 36 часов | 15 часов | 21 час |
Второй год обучения.
№ | Название раздела, темы | Количество часов (всего) | Количество часов (теория) | Количество часов (практика) | Формы аттестации, контроля |
1 | Диалогическая речь | 6 | 2 | 4 | Тест.18.09. |
2 | Монологическая речь | 6 | 2 | 4 | |
3 | Жанры произведений | 6 | 2 | 4 | Анкета - викторина 25.12 |
4 | Условно – символическое моделирование. | 6 | 2 | 4 | |
5 | Выразительное чтение текстов. | 6 | 2 | 4 | |
6 | Сравнительный анализ текстов. | 5 | 3 | 2 | |
7 | Творческий отчет «Мои достижения» | 1 | - | 1 | Проект «Мои достижения» |
36 часов | 13 часов | 23 часа | |||
Содержание программы
Первый год обучения.
Тема 1. Речевой аппарат. Культура речи. Вежливые слова.
Теория.
Знакомство с речевым аппаратом, с культурой речи. Ознакомление с вежливыми словами.
Практика.
Разыгрывание сценок с использованием вежливых слов. Игра «Телефон». Дыхательная гимнастика.
Тема 2. Бытовая речь и ее недостатки .Вежливые слова.
Теория.
Знакомство с бытовой речью. Объяснить недостатки бытовой речи. Повторить вежливые слова.
Практика.
Рисование слов – паразитов. Игра «Будьте так добры», «Комплимент». Дыхательная гимнастика.
Тема 3. Типы текстов. Исполнительные средства выразительности. Артикуляция , динамизм,пауза.
Теория.
Знакомство с типами текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Знакомство с исполнительными средствами выразительности: артикуляция, динамизм, пауза.
Оценка художественных достоинств литературных произведений;
роль ключевых слов в тексте, выделение их;
выделение начальных и завершающих предложений в тексте, осознание
их роли как важных составляющих текста;
Практика.
Словесное рисование текста – повествования, когда один кадр сменяется другим. Словесное рисование текста – описания, когда кадр застыл. Поиск слов , отвечающих на вопрос «какой?».
Тема4.Типы текстов. Источники средства выразительности речи.
Теория.
Повторение типов текста. Ознакомление со средствами выразительности речи: логическое ударение, темп, тон чтения, нахождение метафор, эпитетов, сравнений.
Практика.
Чтение текстов с использованием средств выразительности.
Тема 5.
Малые формы фольклора.
Теория.
Знакомство с малыми формами фольклора: пословицы, поговорки, потешки, считалки, прибаутки, частушки, байки, шутки.
Практика.
Разыгрывание сценок с использованием малых форм фольклора.
Тема 6.
Чтение сказок по ролям.
Теория
Знакомство с видами сказок: авторские и народные. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Характерные особенности сказок.
Практика
Чтение сказок по ролям.
Тема 7.
Рассказывание как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок.
Теория.
Ознакомление с видом декламации – рассказыванием.
Практика.
Рассказывание народных сказок по опорным картинкам, по памяти, по сигнальным карточкам, по иллюстрации, по серии картинок.
Тема 8.
Сочинение несложных историй по опорным блокам.
Теория.
Знакомство с опорными блоками для сочинения несложных историй.
Практика
Составление рассказов – историй по теме: «Школа», «На рыбалке», « На полянке»
Тема 9.
Характерные особенности стихотворной речи. Понятия ритм, рифма, музыкальная организованность.
Теория.
Знакомство с характерными особенностями стихотворной речи. Ознакомление с такими понятиями как ритм, рифма. музыкальная организованность.
Практика.
Поиск рифмы в предложенных стихотворениях. Чтение стихотворений, соблюдая ритм. «Проба пера» - сочиняем стихотворение по опорным словам ( четверостишие)
Тема10.
Интонационно – мелодические типы исполнения стихотворений.
Теория.
Знакомство с интонационно – мелодическими типами исполнения стихотворений.
Практика.
Исполнение стихотворений по изученным канонам.
Концерт «Чтение с листа»
Второй год обучения.
Тема 1.
Диалогическая речь.
Теория
Логический анализ текста и расстановка логических ударений. Знакомство с понятием «диалог», «диалогическая речь». Работа над интонацией.
Практика
Выразительное чтение диалогической речи. Чтение произведений Н. Носова, В. Бианки, В. Драгунского.
Тема 2.
Монологическая речь
Теория
Знакомство с монологической речью. Логический анализ теста и расстановка логических ударений.
Практика.
Упражнения над интонацией. Выразительное чтение произведений М. Пришвина. И. Тургенева, В Бианки.
Тема 3.
Жанры произведений.
Теория
Знакомство с жанрами произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение. Характерные признаки данного жанра.
Практика
Чтение и анализ произведений: В . Драгунского, И. Данилова, И. Крылова, С.Есенина, Н. Носова .Чтение басни по ролям.
Тема 4.
Условно – символическое моделирование.
Теория
Ознакомление с условно – символическим моделированием произведения, где раскрываются: тема . жанр, название и авторство произведения.
Практика
Чтение и анализ произведения. Моделирование произведений М.Пришвина. Н. Некрасова. К Симонова, Ш.Перро.
Тема5.
Выразительное чтение текстов.
Теория.
Повторение средств выразительности, авторской принадлежности, характерных признаков предложенных жанров.
Практика
Чтение по ролям. Чтение «цепочкой». Работа в группе, в паре. Игра «Поэтический снегопад»
Тема 6 .
Сравнительный анализ текстов.
Теория
Сравнение текстов по темам, по жанрам, по содержанию, по поступкам главных героев.
Практика
Чтение по ролям, выборочное чтение. чтение с придумыванием конца произведения, начала произведения, чтение с записыванием главных мыслей, выписыванием опорных слов. Записывание оценочного суждения. Проект «Мой вывод»
Тема 7.
Творческий отчет « Мои достижения»
Практика
Концерт ( чтение стихотворений наизусть ,инсценирование басни, сказки, пантомима любимого героя, чтение по ролям и т.д.)
Оценочные и методические материалы
№ | Цель контроля | Диагностический материал | Форма фиксации результатов |
1 | Входящий тест ( проверка умений, знаний) | тест | Таблица №1( результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Художественное слово» |
2 | Текущий | Анкета - викторина | Таблица №2 |
3 | Промежуточный контроль ( проверка знаний на первом году обучения: знают вежливые слова, типы текстов, малые формы фольклора, умеют различать типы текстов, находить рифмы в стихотворной форме, сочинять несложные истории по опорным блокам, инсценировать сказку, читать по ролям. На втором году обучения знают: понятия : диалог, реплика героев, обращение; монолог, жанры произведений, условно – символическое моделирование, авторов произведения. Умеют : читать выразительно тексты, соблюдая знаки препинания, выбирая тон, темп, отвечают на вопросы по содержанию и вести диалог о произведениях героев, их поступках | Тест ( первый год обучения) Проект «Мои достижения» ( второй год обучения) | Таблица №3 |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Художественное слово»
1. Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии младшего
школьника» - М; «Просвещение», 2009.
2. Б.С.Найдѐнов. «Выразительность речи и чтения» - М; «Просвещение»,
2009 .
3. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
4. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и
практика обучения. М., 1992.
5. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому
языку. М., 1990.
6. Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
Материально – техническое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» проводится в кабинете №35 МБОУ «Уемская СШ» , в котором имеются:
- электронные образовательные ресурсы;
- библиотечка нужных книг;
- декорации и костюмы.
Список литературы для педагога
1. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном
процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных
программ. /Сост. И.В. Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
2. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.
М., 1992.
3. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.
4. Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4
класса). М., 1995.
5. Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
6. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Произведения Н.Носова
- Произведения В. Драгунского
- Произведения С. Есенина
- Произведения И. Данилова
- Басни И. А. Крылова
- Произведения В. Бианки
- Произведения М. Пришвина
- Произведения Ш. Перро
- Произведения Г. Х. Андерсена
Произведения Н. Рубцова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Художественное слово»
Программа «Художественное слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализ...
Авторская программа дополнительного образования (кружка) "Художественное слово" (3 года обучения)
Пояснительная записка Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальнымина протяж...
программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"
Целью курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе приобретения языковых знаний, ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Программа дополнительного образования по развитию речи "Великая сила слова"
Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в свременном начальном образовании....