Рабочая программа дополнительного образования детей «Художественное слово»
методическая разработка по теме

Иванова Елена Дмитриевна

Программа «Художественное слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.kruzhka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7» г.Торжка Тверской области

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Художественное слово»

Программа рассчитана на детей: 8 -10 лет

Срок реализации программы – 1 год

Составитель программы: Иванова Елена Дмитриевна

г.Торжок

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа кружка «Художественное слово» (далее – программа) составлена на основе авторской  программы  Цецулиной С.В. «Художественное чтение»  В авторскую программу Цецулиной С.В. «Художественное чтение»   внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Программа «Художественное слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Художественное слово» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи  программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Художественное слово» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 8-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Художественное слово»  заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Художественное слово» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год .

 Формы организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли.

Предполагаемый  результат  деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения :

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с   открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.

Тематическое  планирование   кружка:

« Художественное  слово »

для 2 классов  на 2013-2014 учебный год

(кружок -34 часа)

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

Вводное  занятия

Программа кружка

 инструктаж по охране труда; знакомство с библиотекой

Я не боюсь говорить.

Книги, прочитанные летом.

Опиши друга.

Мой любимый цветок.Составление  рассказа ( описание).

Моё любимое животное.Составление рассказа (сопиание).

Мой любимый праздник.

Декламация

12ч

Разучивание стихов об осени .Во саду ли в огороде.

Моя Осень.(проба пера, сочинение личных произведений)

Поет Зима, аукает.Чтение стихотворений о зиме.

Разучивание стихотворений к Новому году.

Чтение произведений о весне.

Чтение произведений  на тему «Самое родное слово-Мама.»

Разучивание.Участие в классном мероприятии.

Культура речи

В.Осеева « Волшебное слово.»

Русские народные сказки.

Детские Журналы.

Инсценировка

Экскурсия в городскую библиотеку.

Основы библиографии.

Русская народная сказка «Теремок»

Чтение.Разучивание ролей.Изготовление костюмов.Репетиция.

Выступление перед классом.

Рассказы Л.Н.Толстого.

Чтение по ролям.Разучивание ролей.репетиция.выступление перед классом.

Как книга « просится к нам в руки» ..Детская литература.Титульный лист.Оглавление.

Справочные издания: Виды инциклопедий, словари. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке».

4ч.

                                                                          ИТОГО:

34 часа

Ожидаемые результаты  занятий.

Учащиеся должны знать:

  • справочные издания, энциклопедии, словари, справочники,
  • как найти нужную книгу
  • правила подготовки  рассказа, выразительного чтения;.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать работу и работать по плану, организовать рабочее место, оценивать качество выполненной работы;
  • реставрировать  издания

Формы оценки качества знаний:

  • проведение опросов после окончания  занятия ;;
  • проведение бесед и викторин в классе ;
  • оформление тематических выставок в классе ;.

Материально-техническое обеспечение

Библиотека, читальный зал, стеллажи, каталоги, картотеки, книжный фонд, библиотеки, подборки обучающих материалов.

Компьютер, сканер, принтер, ТСО и плакаты,

Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература);

Инструменты для создания текстового документа;

Полиграфические материалы (бумага, картон, пленки, краски, клей).

Литература:

  1. Библиотечный урок во 2 классе . «Строение книги. Элементы книги. Как рождается книга».
  2. «Путешествие в Книгоград».Сценарий школьного праздника для учащихся 1-5 классов. ШБ №1 2001 год .
  3. Библиотечная игра «Что вы знаете о книге» ШБ №2 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Авторская программа дополнительного образования (кружка) "Художественное слово" (3 года обучения)

Пояснительная записка        Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальнымина протяж...

Образовательная программа дополнительного образования детей (художественное направление) «Мастерилка» (ручной труд)

Рабочая программа объединения «Мастерилка» для 1-4 класса создана с опорой на типовую программу Т. М. Геронимуса «Маленький мастер» Изд. М. «Просвещение» 2006 год, 2-е издание. Программа дополнительно...

программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"

Целью  курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей  обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе  приобретения языковых знаний, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественное вязание спицами".

Через знакомство и преобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор дл...