Авторская программа дополнительного образования (кружка) "Художественное слово" (3 года обучения)
рабочая программа по чтению на тему
Пояснительная записка
Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,
прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальными
на протяжении всего периода обучения школьников.
Занятия по программе «Художественное слово» позволяют раскрыть способности детей в младшем школьном возрасте (в кружке могут заниматься дети с 6-летнего возраста). В основу программы положен многолетний опыт по теме «Развитие речи и творческих способностей младших школьников». Этот материал может быть использован на уроках литературного чтения и внеклассных занятиях.
Программа «Художественное слово» имеет художественно – эстетическую направленность, включает в себя несколько этапов деятельности, определяющих творческие качества личности.
Содержание первого года обучения отличается доступностью теоретического материала. А практические занятия проводятся в занимательной и игровой форме. Все виды работ выполняются под руководством учителя. Первый этап направлен на освобождение ребенка от психологической напряженности, на физическое раскрепощение.
Содержание второго и третьего года обучения дополнено более глубоким и детальным изучением теоретического материала, увеличено количество практических и самостоятельных работ учащихся. Этот этап построен на занятиях, стимулирующих творческую активность, формирующих умение верно осознавать результат своей деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования.
«Художественное слово». Составитель: Виноградова Т.П., учитель (лицей №1)
Пояснительная записка
Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,
прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальными
на протяжении всего периода обучения школьников.
Занятия по программе «Художественное слово» позволяют раскрыть способности детей в младшем школьном возрасте (в кружке могут заниматься дети с 6-летнего возраста). В основу программы положен многолетний опыт по теме «Развитие речи и творческих способностей младших школьников». Этот материал может быть использован на уроках литературного чтения и внеклассных занятиях.
Программа «Художественное слово» имеет художественно – эстетическую направленность, включает в себя несколько этапов деятельности, определяющих творческие качества личности.
Содержание первого года обучения отличается доступностью теоретического материала. А практические занятия проводятся в занимательной и игровой форме. Все виды работ выполняются под руководством учителя. Первый этап направлен на освобождение ребенка от психологической напряженности, на физическое раскрепощение.
Содержание второго и третьего года обучения дополнено более глубоким и детальным изучением теоретического материала, увеличено количество практических и самостоятельных работ учащихся. Этот этап построен на занятиях, стимулирующих творческую активность, формирующих умение верно осознавать результат своей деятельности.
На занятиях по программе «Художественное слово» осваиваются следующие разделы обучения:
Первый год:
- физические и психические условия выразительного чтения;
- обучение выразительному чтению и устной речи;
- культура речи;
- обогащение словарного запаса;
- сказкотерапия;
- виды рифм в двустишии и четверостишии;
- развитие речи и творческих способностей;
- развитие речи и личностных качеств;
- времена года и основные календарные даты;
- подбор и анализ произведений по теме;
- «проба пера», создание собственных произведений по теме (стихотворение, сочинение);
- оформление творческих работ и участие в конкурсах.
Второй год:
Текст, тема, содержание; виды текстов и их особенности;
- обучение приемам развития связной монологической речи.
- обогащение словарного запаса;
- обучение приемам выразительного чтения; мир «живого» слова;
- культура общения;
- времена года, подбор и анализ произведений по теме;
- продолжение знакомства с рифмой; «проба пера»; создание небольших произведений по теме: «Времена года. Новый год. Здоровый образ жизни. День Победы. Школа»;
- оформление творческих работ и участие в конкурсах.
Третий год:
- обучение выразительному чтению и устной речи;
- методика анализа стихотворного текста;
- методика анализа прозаического текста;
- методика анализа драматического текста;
- времена года и основные календарные даты;
- подбор и анализ произведений по теме;
-творческая работа;
- создание собственных (авторских) произведений;
- участие в конкурсах.
Данные занятия усиливают интерес к чтению в целом, учат видеть красоту окружающего мира, воспитывают. В коллективе этого творческого процесса складывается дружеская, доверительная атмосфера. Здесь нет сильных и слабых учеников. Здесь только личности, готовые творить прекрасное.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Учебно – тематический план.
№ п / п | Тема занятия | Общее количество часов | В том числе часов | |
Теория
| Практика
|
Первый год обучения.
Развитие речи и обучение выразительному чтению.
Знакомство с рифмой. «Проба пера».
№ | Название раздела | часы |
1 | Вводное занятие. «О важности дара слова в жизни человека». | 1 |
2 | Обучение приемам выразительного чтения. Введение в мир «живого» слова. | 30 |
3 | Обучение приемам развития речи. Обогащение словарного запаса. | 15 |
4 | Сказкотерапия. | 15 |
5 | Развитие речи и личностных качеств. | 10 |
6 | Времена года. Подбор и анализ произведений по теме. | 20 |
7 | Знакомство с рифмой. «Проба пера». Создание небольших произведений по теме: «Времена года. Новый год. Здоровый образ жизни. День Победы». | 20 |
8 | Оформление творческих работ. Участие в конкурсах. | 25 |
Учебно – тематический план.
№ п / п | Тема занятия | Общее количество часов | В том числе часов | |
Теория
| Практика
|
Второй год обучения.
Развитие связной монологической речи.
Текст, особенности структуры и содержания текста. «Проба пера».
№ | Название раздела | часы |
1 | Вводное занятие о важности умения правильно строить высказывание. «Как выразить свои мысли, чтобы тебя поняли?» | 1 |
2 | Текст. Тема. Содержание. Виды текстов и их особенности. | 30 |
3 | Обучение приемам развития связной монологической речи. Обогащение словарного запаса. | 30 |
4 | Обучение выразительному чтению. Мир «живого» слова. | 18 |
5 | Культура общения. | 10 |
6 | Времена года. Подбор и анализ произведений по теме. | 10 |
7 | Продолжение знакомства с рифмой. «Проба пера». Создание небольших произведений по теме: «Времена года. Новый год. Здоровый образ жизни. День Победы. Школа». | 17 |
8 | Оформление творческих работ. Участие в конкурсах. | 20 |
Учебно – тематический план.
№ п / п | Тема занятия | Общее количество часов | В том числе часов | |
Теория
| Практика
|
Третий год обучения.
Анализ и основы создания стихотворного, прозаического, драматического произведений.
Мир сочинительства « Я – автор».
№ | Название раздела | часы |
1 | Вводное занятие. «Живое» слово в выразительном чтении и устной речи. Мир сочинительства «Я – автор». | 1 |
2 | Анализ и основы создания стихотворного произведения. | 16 |
3 | Анализ и основы создания прозаического произведения. | 20 |
4 | Анализ и основы создания драматического произведения | 20 |
5 | Создание авторских произведений. Темы работ: «Времена года. Календарные даты. Школа. Дружба» и др. Их анализ, редактирование. | 20 |
6 | Обучение выразительному чтению. | 30 |
7 | Оформление творческих работ. Участие в конкурсах. | 25 |
Содержание учебных тем.
Теоретическая часть программы.
Первый год обучения.
Разделы:
- Вводное занятие – беседа «О важности дара слова в жизни человека».
- Обучение приемам выразительного чтения. Введение в мир «живого» слова на примере детских литературных произведений. Авторы: В.Бианки, В.Благинина, И.Михайлова, В.Кривошеева, А.Барто, К.Чуковский, К.Ушинский, Н.Френкель, Суриков, Плещеев, Э.Мошковская, Л.Толстой, В.Ильин, Л.Грачев). .
- Обучение приемам развития речи. Обогащение словарного запаса.
Знакомство с многозначными словами. Использование в речи пословиц и поговорок, понимание и объяснение их смысла. Введение в речь однокоренных слов. Обучение ведению диалога.
- Сказкотерапия. Развитие речи и личности ребенка в процессе работы со сказкой. Развитие словесного творчества, начиная с обучения составлению репродуктивно – творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизаций.
- Времена года. Подбор и анализ произведений о каждом времени года.
Создание образа каждого времени года и выделение его отличительных признаков.
- Знакомство с рифмой. Двустишье и четверостишье. Виды рифм в четверостишии.
- Анализ работы и подведение итогов.
Содержание учебных тем.
Теоретическая часть программы.
Второй год обучения.
Разделы:
- Вводное занятие – беседа «Как выразить свои мысли, чтобы тебя поняли?»
- Текст (речевое произведение, высказывание). Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов. Опорные (важные) слова. Текст как тематическое единство. Основная мысль текста. Основной тон высказывания. Структура текста. Связь между предложениями текста. Понятие об изложении. План текста. Правила изложения. Сжатое изложение. Типы текстов. Рассуждение. Понятие об описании. Сравнение. Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция. Широкая и узкая тема текста. Границы темы. Аннотация. Выборочное изложение. Цитата в рассуждении. Художественное описание. Биография и автобиография. Веселые рассказы. Знакомство с газетой. Особенности газетных материалов. Отзыв о прочитанном произведении. Рассказы на основе услышанного или увиденного. Письмо. Личный дневник. Заметка в стенгазету. Устный репортаж.
- Развитие связной монологической речи. Обогащение словарного запаса. Решение речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику и звуковую культуру речи (на примере сказок, загадок, рассказов, басни, небылиц, пословиц). Авторы: С.Михалков, В.Одоевский, И.Крылов, Дж.Родари, Л.Толстой. А также русские народные сказки и сказки других народов.
Содержание учебных тем.
Теоретическая часть программы.
Второй год обучения.
Разделы:
- Обучение приемам выразительного чтения. Мир «живого» слова. На примере произведений авторов: Ушинский, Крылов, Аксаков, Толстой, Пушкин, Жуковский и другие.
- Культура общения. Формы выражения приветствия и прощания. Выражение благодарности. Как нужно слушать собеседника? Разговор по телефону
- Времена года. Подбор и анализ произведений о каждом времени года.
Создание образа каждого времени года и выделение его отличительных признаков.
- Знакомство с рифмой. Двустишье и четверостишье. Виды рифм в четверостишии.
- Анализ работы и подведение итогов.
Содержание учебных тем.
Теоретическая часть программы.
Третий год обучения.
Разделы:
- Вводное занятие. Знакомство с работой кружка. «Живое» слово в выразительном чтении и устной речи. Мир сочинительства «Я – автор».
- Методика анализа стихотворного текста.
Образ героя шуточного и лирического произведения на примере произведений С.Черного, М.Цветаевой.
- Методика анализа прозаического текста. Мастерство писателя – создателя нового образа на примере авторов Ю.Коваля, Н.Телешова, В.Даля, Н.Абрамцевой, А.Аверченко, Л.Толстого.
- Времена года. Осень, зима, весна, лето. Образ времен года в произведениях русских писателей и поэтов.
- Методика анализа драматического текста. Развитие конфликта в драматическом произведении на примере сравнения эпизода сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» и фрагмента пьесы И.Дегтяревой «Непохожий».
- Анализ работы и подведение итогов.
Содержание учебных тем.
Практическая часть программы.
Раздел 1. Приемы обучения выразительному чтению.
Темы:
1. Физические и психические условия выразительного чтения.
2. Умение держаться во время чтения.
3. Свободное, глубокое дыхание.
4. Обладание правильно поставленным голосом.
5. Правильный ритм чтения.
6. Правильное произношение.
7. Чтение на одной ноте.
8. Исполнение пауз, необходимых при чтении.
9. Исполнение «голосом» знаков препинания.
10. Отыскание и выделение слов, стоящих под логическим ударением (ценных слов).
11. Борьба с однозвучностью чтения.
12. Первоначальное знакомство с тонами; изучение интонаций различного характера; окрашивание отдельных слов; передача периода.
13. Понимание содержания и усвоение психологического смысла читаемого.
14. Характер образцов детского чтения.
15. Разучивание произведений в стихотворной форме.
16. Заучивание на память.
17. Сила звука в разных помещениях.
Предварительная подготовка чтения в классе и дома.
Содержание учебных тем.
Практическая часть программы.
Раздел 2. Приемы развития устной речи.
Темы:
- Подбор однозначных слов (синонимов).
- Работа над однозвучными словами (омонимами).
- Нахождение слов созвучных, но не тождественных по произношению (паронимов).
- Отыскание слов, выражающих противоположные понятия.
- Подбор слов, означающих родовые, видовые понятия, признаки предметов и т.д.
- Образование производных от коренного слова.
- Заучивание некоторых выражений.
- Подбор и заучивание поговорок, пословиц.
- Вопросы и ответы учеников друг другу.
- Передача прочитанных предложений другими словами.
- Работа над составлением предложений, по смыслу противоположных прочитанным.
- Переработка прочитанных утвердительных предложений в другие, с изменением интонации ввиду перемены знаков препинания.
- Перефразирование предложений с повествовательным и описательным характером в разговорную форму и обратно.
- Передача прочитанных предложений в сокращенной форме.
- Первоначальное разучивание пересказа, в виде отрывков, передаваемых учениками в порядке изложения.
- Передача прочитанного: а) в виде пересказа; б) в виде письма.
- Изложение собственной мысли.
- Устное и письменное сочинение.
Содержание учебных тем.
Практическая часть программы.
Раздел 3. Приемы развития связной монологической речи.
Темы:
- Определение основной мысли в тексте.
- Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов.
- Составление плана текста.
- Составление текста по плану.
- Вычленение опорных слов в тексте.
- Составление текста сказки по опорным словам.
- Отзыв о прочитанном произведении.
- Составление рассказа на основе услышанного или увиденного.
- составление текста письма.
- Оформление записей в личном дневнике.
- Подготовка и проведение устного репортажа.
- Составление текста заметки в стенгазету.
- Оформление работ и участие в творческих конкурсах.
Прогнозируемый результат:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- средства и приемы выразительности речи,
- детских литературных авторов (Барто, Бианки, Благинина, Ушинский, Чуковский, толстой) и названия их известных произведений для детей,
- пословицы и поговорки, понимать их смысл,
- понятие «однокоренные слова», приводить пример,
- понятие «диалог»,
- времена года и основные календарные даты.
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
- применять средства и приемы выразительности речи в жизни,
- эмоционально проговаривать фразы, реплики,
- участвовать в постановке небольших сцен, пьес,
- вести несложный диалог,
- использовать в речи однокоренные слова, многозначные слова, пословицы и поговорки.
Прогнозируемый результат:
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- понятие «текст, тема текста, заглавие текста»,
- понятие о различных видах текста,
- известных детских авторов и их произведения (Михалков, Одоевский, Крылов, Дж.Родари, Пушкин, Аксаков, Жуковский),
- формы выражения приветствия и прощания, благодарности, правила ведения беседы и разговора по телефону,
- отличительные призныки каждого времени года,
- понятие о двустишии и четверостишии, виды рифм в четверостишии.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- составлять небольшой текст к различным ситуациям,
- составлять двустишия и четверостишия по теме,
- вести беседу,
- участвовать в постановке небольших сцен, пьес,
- вести несложный диалог,
- участвовать в постановке сцен и пьес.
Прогнозируемый результат:
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
первоначальное представление о прозаическом, стихотворном, драматическом произведениях,
- основы несложного анализа прозаического, стихотворного, драматического произведений,
- особенности текста – описания, рассуждения,
- приемы связной монологической речи.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- сочинять небольшие тексты различного жанра,
- анализировать созданные произведения, редактировать,
- оформлять творческую работу,
- применять в речи приемы связной монологической и выразительной речи,
- участвовать в творческих конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....
Авторская программа дополнительного образования "Я познаю мир"
Кружок является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит воспитанников в волную...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Художественное слово»
Программа «Художественное слово» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ» Срок обучения 3 года (2 – 4 классы)
Примерная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Примерная программа конкретизирует содержание предметных ...
Авторская программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Татар халкының борын-борыннан формалашып килгән рухи культурасы, бай хәзинәсе бар. Шуңа күрә дә укучыларны татар халкының гореф-гадәтләре, ел фассыллары, табигать күренешләре, үсемлек һәм җәнлекләр дө...
авторская программа дополнительного образования "Час творческой деятельности", 2 класс
Авторская программа по внеурочной деятельности, отличительными особенностями которой является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребёнка средствами проектно-исследовательской, аним...
программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"
Целью курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе приобретения языковых знаний, ...