Профориентационная программа для воспитанников 8-9 классов ГБУ "Елабужский детский дом" на 2018-2019 учебный год
рабочая программа (1 класс) на тему
Профориентационная программа для воспитанников 8-9 классов ГБУ "Елабужский детский дом" на 2018-2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентационная программа "Я и моя профессия" на 2018-2019 учебный год | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития. Подростковый возраст – последний период пребывания большинства, оставшихся без попечения родителей, детей в детском доме. Подросток видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе. Самоопределение – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым. Анализ результатов анкетирования воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал, что 80 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Задача воспитания состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого создана программа «Я – и моя профессия», основное направление которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Её реализация должна способствовать социализации воспитанников, а также выработке у них устойчивой мотивации к выбору своих будущих профессиональных устремлений.
Цель программы – Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме, помощь в определении осознанного выбора желаемой профессии.
Задачи программы:
- информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности;
- формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению;
- научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам;
- рекомендовать выбор определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром профессий.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996г. №1;
- Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ
Участники программы:
- воспитанники;
- воспитатели;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- администрация ГБУ “Елабужский детский дом”,
- учреждения и сотрудники, содействующие профессиональному воспитанию.
Срок реализации программы:
01.09.2018г. – 30.06.2019г.
Формы работы по реализации программы:
- индивидуальные беседы по профессиональной ориентации;
- тестирования и анкетирование;
- ознакомление с той или иной профессией путём проведения индивидуальных и коллективных бесед, консультаций, посещение специализированных музеев и производственных объектов;
- проведение профессиональных проб;
- общественно – полезный труд;
- труд по самообслуживанию;
- занятия в кружках;
- декоративно – прикладное искусство;
- участие в конкурсах, мероприятиях;
- просмотр презентаций, видеоматериалов о профессиональных учебных заведениях;
- взаимодействие с центром занятости населения ЕМР;
- мероприятия по проекту «Наставник»
Информационно-просветительская работа по профориентации в беседах осуществляется воспитателями, социальным педагогом, директором, завучем, педагогом-психологом. Занятия проходят в различных формах (информационные беседы, дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные игры, анкетирование, тестирование, встречи с работниками различных профессий) по усмотрению педагога. Педагог-психолог реализует работу по профессиональной ориентации выпускников в рамках сопровождения психолого-педагогического процесса, направленного на коррекцию школьной дезадаптации и социализации подростков.
Методы, используемые при реализации программы:
- методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
- методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Этапы реализации программы:
I этап: подготовительный – 01.09.2018г. – 01.01.2019г.
Цель: актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей воспитанников в профессиональном самоопределении.
Задачи:
- расширение кругозора воспитанников в профориентационной сфере;
- выходы на ознакомительные экскурсии в учреждения города;
- знакомство с профессиональными учебными заведениями Республики Татарстан;
- вовлечение воспитанников в групповую творческую деятельность;
- формирование потребности воспитанников в профессиональном самоопределении.
2 этап: основной – 01.01.2019г. – 25.05.2019г.
Цель: профессиональное самоопределение выпускников 9 классов.
Задачи:
- выезжать на предприятия города для участия в профессиональных пробах;
- принимать участие в экскурсиях в ПУ, на промышленные предприятия;
- обогащать содержание профпросвещения;
- ознакомить с льготами, правами и обязанностями, предусмотренными для детей-сирот в учебных заведениях;
- проводить встречи с представителями различных профессий на базе детского дома;
- оказывать помощь в осуществлении профессионального самоопределения выпускников.
3 этап: аналитический – 25.05.2019г. – 30.06.2019г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- обобщить результаты работы коллектива детского дома;
- провести коррекционную работу по сложностям, возникавшим в период реализации программы;
- планирование перспективного плана работы на 2019-2020 учебный год.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
- воспитанники научатся находить в себе индивидуальные особенности, определять свои личностные склонности, повысится уровень самосознания;
- воспитанники будут владеть полными теоретическими знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности;
- у воспитанников повысится уровень трудолюбия и работоспособности;
- воспитанники осознанно выберут профессию, с учётом возможностей – индивидуальных, психологических, физиологических;
- у воспитанников сформируется психологическая готовность к трудовой деятельности.
- увеличение числа детей-сирот, зачисленных в профессиональные учебные заведения.
Программа проектных мероприятий:
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Организационная работа в детском доме | |||
1 | Обновление стенда по профориентации | Сентябрь 2018г. | Социальный педагог |
2 | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения, выпускников 9 класса) | Сентябрь 2018г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог |
3 | Оснащение учреждения методическими материалами и информационной наглядностью по профориентации | Октябрь 2018г. | Директор |
4 | Организация работы предметных кружков на базе детского дома
| Октябрь-ноябрь 2018г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
5 | Вовлечение воспитанников в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, воспитатели, социальный педагог, педагог - психолог |
6 | Осуществление взаимодействия ЦЗН ЕМР РТ | В течение года | Директор, социальный педагог |
7 | Взаимодействие с профессиональными учебными заведениями РТ | В течение года | Социальный педагог |
8 | Разработка рекомендации по планированию профориентацнонной работы с разновозрастными воспитанниками | По мере поступления детей | Педагог-психолог |
9 | Организация работы с общественными воспитателями, волонтерами | В течение года | Директор, зам.директора по УВР |
10 | Организация совместной работы с социальным педагогом и педагогом-психологом СОШ №2 г.Елабуги | Ноябрь 2018г. | Социальный педагог, Педагог - психолог |
11 | Осуществление взаимодействия с психологическим центром «Шанс» г.Елабуги | Декабрь, май 2018г. | Педагог-психолог |
Работа с воспитанниками | |||
1 | Беседа на тему «Мир профессионального образования» | 1 неделя сентября | Воспитатели, социальный педагог |
2 | Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности | 2 неделя сентября | Педагог-психолог |
3 | Просмотр видеоматериалов по профориентации (по семьям) | 3 неделя сентября | Воспитатели, социальный педагог |
4 | Осуществление индивидуальных консультаций воспитанников 9 класса | 4 неделя сентября | Социальный педагог, воспитатели, педагог - психолог |
5 | Диспут профориентационной направленности (по семьям) | 1 неделя октября | Воспитатели |
6 | Мероприятие по проекту «Наставник» | 2 неделя октября | Директор, заместитель директора по УВР, воспитатели, |
7 | Конкурс сочинений «Помечтаем о будущей профессии» | 2 неделя октября | Воспитатели, социальный педагог |
8 | Организация и проведение диспута «Моя будущая профессия. Запросы общества» | 3 неделя октября | Воспитатели, социальный педагог |
9 | Организация встречи с представителем КДН ЕМР РТ | 4 неделя октября | Заместитель директора по УВР, воспитатели, социальный педагог |
10 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Сотрудник МВД» | 1неделя ноября | Социальный педагог |
11 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Врач» | 2 неделя ноября | Социальный педагог |
12 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Программист» | 3неделя ноября | Социальный педагог |
13 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Юрист» | 4неделя ноября | Социальный педагог |
14 | Организация встречи с специалистами ЦЗН ЕМР РТ | 1неделя декабря | Директор, социальный педагог |
15 | Беседа на тему «На встречу взрослой жизни» | 2 неделя декабря | Директор |
16 | Индивидуальное консультирование выпускников | В течение учебного года | Зам.директора по УВР, Социальный педагог |
17 | Посещение воспитанниками кружка «Кожа в умелых руках» на базе ГБУ «Елабужский детский дом» | В течение учебного года | Воспитатели |
18 | Обеспечение участия воспитанников в работе по уборке территории детского дома от снега | Периодически в течение учебного года | Воспитатели, зам.директора по АХЧ |
19 | Организация общественно-полезного труда воспитанников, как проба сил для выбора будущей профессии | 2неделя января | Воспитатели, зам.директора по АХЧ |
20 | Участие воспитанников в театрализованных представлениях | В течение учебного года | Воспитатели |
21 | Презентация на тему: «Актанышский сельскохозяйственный техникум» | 4 неделя января | Социальный педагог, воспитатели |
22 | Просмотр видеоматериала на тему: «Мамадышский политехнический колледж» | 1неделя февраля | Социальный педагог, воспитатели |
23 | Просмотр видеофильма на тему: «Казанский медицинский колледж» | 2неделя февраля | Социальный педагог, воспитатели |
24 | Презентация на тему: «Казанский строительный колледж» | 3неделя февраля | Социальный педагог, воспитатели |
25 | Презентация на тему: «Набережночелнинский экономико-строительный колледж им. Е.Н.Батенчука» | 4неделя февраля | Социальный педагог, воспитатели |
26 | Тренинг «Технология эффективного собеседования» | 1 неделя марта | Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели |
27 | Беседа - презентация на тему «Профессия - повар» | 2 неделя марта | Социальный педагог, воспитатели |
28 | Круглый стол «Моё видение будущей профессии» | 3 неделя марта | Воспитатели, социальный педагог |
29 | Беседа - презентация на тему «Профессия - менеджер» | 4 неделя марта | Социальный педагог, воспитатели |
30 | Организация и проведение встречи воспитанников с сотрудником отдела опеки и попечительства г.Елабуги | 1 неделя апреля | Директор, социальный педагог |
31 | Организация встречи с сотрудником социальной защиты ЕМР РТ | 2 неделя апреля | Директор, социальный педагог |
32 | Организация профориентационного тестирования выпускников в психологическом центре «Шанс» г.Елабуги | 3 неделя апреля | Педагог-психолог |
33 | Организация и проведение индивидуальных консультативных бесед выпускников с педагогом-психологом | 4 неделя апреля | Педагог-психолог |
34 | Организация встречи с выпускниками ГБУ «Елабужский детский дом» | 1 неделя мая | Социальный педагог, СПСВ ГБУ «Елабужский детский дом» |
35 | Тренинг «Я спокоен на экзамене» | 2 неделя мая | Педагог-психолог |
36 | Итоговое самоопределение выпускников (приложение №1) | 3 неделя мая | Социальный педагог, воспитатели |
Приложение №1
Опросник
для выявления готовности воспитанников к выбору профессии (подготовлен профессором В.Б.Успенским)
Цель: определение готовности воспитанников к выбору профессии
Ход проведения: воспитанникам предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1. Вы уже твердо выбрали профессию.
2. Основной мотив выбора материальные интересы.
3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
4. Вы выбираете учебное заведение, потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
5. Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома.
6.Если вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у
Вас есть запасные варианты?
7.Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно кем работать, важно как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально важных качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
14. Как Вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии.
18. Главное в выборе профессии возможность поступить в учебное заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Использованная литература
- А.П. Чернявская «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 96 с.
- Е.А. Климов «Развивающийся человек в мире профессий». – Обнинск: изд-во «Принтер», 1993.
- Как построить своё «Я» (под ред. В.П. Зинченко). – М.: Педагогика, 1991. 136 с.
- Климов Е.А. «Психолого – педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, сер. Педагог. и псих.».
- Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно – методическое пособие .Л.М. Митина, Л.В.Брендакова (Под ред. докт. психол. наук Л.М. Митиной). – М.: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 184 с.
- Сычугова О.А. «Профессиональная реабилитация сирот и инвалидов в профессиональном училище. Опыт экспериментального исследования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 80 с.
- Махеева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников». – М: УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (УМК Перспектива) на 2018-2019 уч.год
Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы, цели и задачи изучения курса, струртуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-тематиче...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (УМК Перспектива) на 2018-2019 уч.год
Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-тематиче...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (УМК Перспектива) на 2018-2019 уч.год
Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-тематиче...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (УМК Перспектива) на 2018-2019 уч.год
Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-тематиче...
2018-2019, Рабочая учебная программа по изобразительному искусству, 2 класс
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива...
2018-2019, Рабочая учебная программа по литературному чтению, 2 класс
Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».Рабочая программа по литературному чтению составлена на ос...
2018-2019, Рабочая учебная программа по математике, 2 класс
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Перспектива».Рабочая программа по математике сос...