Рабочая программа по краеведению.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением
отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа №8»)
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР
МАОУ «Средняя школа №8»
___________________
«_____» _________гг.
Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
Составила:
учитель начальных классов
Фомина Татьяна Павловна
Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
Авторы – составители:
Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.
Тетрадь: Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и
населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 - 40 минут:
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья;
· Природа родного края;
· Мой поселок;
· Край, в котором я живу.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.
Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.
Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить. Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.
Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того,чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Гости из будущего»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Тематическое планирование.
№ | Название блоков | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | 1 | 1 | _ | |
1. | Я и моя семья | 5 | 14 | |
2. | Природа родного края | 40 | 12 | 36 |
3. | Мой город | 4 | 2 | 2 |
4. | Край, в котором я живу | 4 | 2 | 4 |
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в городском краеведческом музее.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
Я и моя семья
- Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника. - Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского округа.
- Мой город:
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить. История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.
- Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа
ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия
Тематическое планирование для 1 класса (33 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | Введение. | 1 ч. | Цели и задачи курса. | ||
2 | Что такое семья? | 1 ч. | Понятие «семья». | Викторина | |
3 | Дружная Югорская семья | 1 ч. | Народы, населяющие территорию ХМАО | Кроссворд | |
4 | «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. | 1 ч. | Что такое имя? | Сообщение «Происхождение моего имени» | |
5 | Моя фамилия. | 1 ч. | Корни фамилии. | Конкурс рисунков «Моя семья» | |
6 | Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». | 1 ч. | Составление генеалогического древа семьи | ||
7 | Многообразие растительного мира Югры. | 1 ч. |
| ||
8 | Многообразие растительного мира Югры | 1 ч. | Создание газеты «Животный мир Югры | ||
9 | Сезонные изменения в природе | 1 ч. | Путешествие в Югорский зимний лес | Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы» | |
10 | Животный и растительный мир Югры | 1 ч. | Игровая программа | ||
11 | Красная книга Югры | 1 ч. | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Югры» | |
12 | Травы Югры | 1 ч. | Разнообразие трав. | Создание альбома лекарственных трав | Подготовка к участию в фестивале ученических проектов |
13 | Зеленая аптека Югры | 1 ч. | Лекарственные травы. | Проект «Зеленая аптека Югры» | |
14 | Посещение городского краеведческого музея | 1 ч. | Конкурс рисунков | ||
15 | Начало пути… | 1 ч. | История школы | Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа» | |
16 | Город Когалым | 1 ч. | Основные вехи развития города Когалыма. История появления | Творческий отчет «Что мы знаем о городе?» | |
17 | Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны | 1 ч. | Создание «Аллеи славы» | Проект «Ими гордится Югра» | |
18 | Край, в котором я живу. | 1 ч. | Нефть – черное золото Югры. | Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый» | |
19 | Герб, флаг ХМАО | 1 ч. | Знакомство с символами ХМАО- Югры | кроссворд | |
20 | «Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер | 1 ч. | Литературный вечер | ||
21 | Сказки народов Севера – кладезь мудрости. | 3 ч. | Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры? | Чтение и обсуждение сказок. | |
22 | Загадки народов Севера | 1 ч. | Особенности загадок | Конкурс знатоков | |
23 | Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта | 2 ч. | Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало. | Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры» | |
24 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | 1 ч. |
|
| |
25 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | 1 ч. | |||
26 | Быт ханты и манси. | 1 ч. | Основные занятия ханты. Игры. | Кроссворд, ребусы | |
27 | Одежда народов Севера | 2 ч. | Как одеваются коренные народы. | Конкурс рисунков | |
28 | Югорский лес весной | 1 ч. | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | ||
29 | Что дает нам лес | 1 ч. | Игровая программа | ||
30 | Обобщающий урок. | 1 ч. | Игровая программа «Знаток Югры» | ||
Итого: 33 часа |
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:
замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места города;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса (34 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | Мой дом – Когалым | 1 ч. | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город– её часть. | Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа нефтяник» | |
2 | «Край, в котором мы живем» | 1 ч. | Географическое расположение, климатические особенности | викторина | |
3 | Мир природы «хвойные и лиственные деревья» | 1 ч. | деревья | Кроссворд | |
4 | «Хозяева тайги» | 1 ч. | Символы, образы края | Сообщение «о символике края» | |
5 | Растительный мир округа, Когалыма | 1 ч. | Особенности растительного мира | Экскурсия по экологической тропе | |
6 | Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее | 1 ч. | Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты | Составление генеалогического древа семьи | |
7 | Место на карте | 1 ч. | Расположение и значение города | Работа с картой России, ХМАО-Югра (местоположение округа, города) | |
8 | Дата города. | 1 ч. | Важные даты в истории развития | Составление календаря знаменательных событий | |
9 | Иллюстрация гербов городов округа | 1 ч. | Гербы и символы | Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО | |
10 | «Символика города» | 1 ч. | Символы | Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего города» | |
11 | Социальный мир города | 1 ч. | Жители | Игра «Поиграем в экономику» | |
12 | Люди различных национальностей | 1 ч. | Жители | Выставка «национальный костюм» | |
13 | Лица города | 1 ч. | Люди, оказавшие большое значение для города | Встреча людьми – первооткрывателями | |
14 | «Все профессии важны, все профессии нужны». | 1 ч. | Профессии | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» | |
15 | Природный мир «Нефть – богатство края» | 1 ч. | Значение открытия нефти для жизни | викторина | |
16 | Искусство в городе | 1 ч. | Развитие традиций искусства | Встреча с людьми искусства | |
17 | Что читают когалымчане?! | 1 ч. | Когалымская библиотека | Экскурсия в библиотеку | Начало проекта «Я и мой город» |
18 | «Конкурс знатоков родного края» | 1 ч. | История, важные даты и вехи города | Игра | |
19 |
| 1 ч. |
| кроссворд | |
20 | 1 ч. | Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом» | |||
21 |
| 1ч. |
|
| |
22 | 1 ч. | ||||
23 | Как это было… | 1 ч. | Сочинение «Мой прадедушка герой» | ||
24 | Мы – помним! | 1 ч. | История появления памятника погибшим | Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ» | |
25 | Начало пути… | 1 ч. | История образования | Создание газеты о школе | |
26 | Школьная жизнь | 1ч . | Традиции нашей школы | экскурсия | |
27 | Я – ученик моей школы. | 1 ч. | Достижения школы, значение её в жизни учащихся | Личное портфолио | |
28 | Природа Когалыма весной | 1 ч. | Погодные условия | Календарь погоды | экскурсия |
29 | «Лекарственные растения нашего города» |
| Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего города | Оформление пособия «Лекарственные растения нашего города» | |
30 | |||||
31 | Город в любое время года | 1 ч. | Природа города во все времена года | Создание буклета | |
32 | Мой город | 1 ч. | Конкурс рисунков «Мой город родной» | ||
33 | «Знай и люби вою малую Родину» | 1 ч. | Итоговое занятие по всем разделам | Конкурс знатоков | |
34 | Обобщение изученного | 1ч |
Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории города, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символикиКогалыма;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах города;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса (34 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | ХМАО | 1 ч. | История создания края | ||
2 | Точка на карте | 1 ч. | Месторасположение на карте России | Работа с картой | |
3 | Вехи истории. | 1 ч. | Основные даты развития ХМАО | Газета «Дата – событие» | |
4 | Символика ХМАО | 1 ч. | Основные символы и гербы поселений ХМАО | Создание герба ХМАО | |
5 | Климат | 1 ч. | Климатические условия ХМАО | Создание календаря наблюдений за погодой | |
6 |
|
| Растительный мир ХМАО | Составление альманаха «Знаменитые растения ХМАО» | |
7 | |||||
8 | Звери, обитающие на территории нашего края |
| Животный мир края | кроссворд | |
9 | викторина | ||||
10 | Рыбное богатство |
| Охрана рыбных богатств | Создание газеты «Рыбное разнообразие ХМАО» | |
11 | |||||
12 | Охраняемые виды живого | 1 ч. | Растения, животные ХМАОзанесенные в Красную книгу | Составление отчета | Изготовление красной книги |
13 | Заповедные места | 1 ч. | Малая Сосьва и Юганский заповедник | кроссворд | |
14 | Национальное разнообразие | 1 ч. | Многообразие национальностей, проживающих на территории ХМАО | викторина | |
15 | Коренные народы ХМАО | 1 ч. | Быт коренных народов на территории ХМАО | Сообщения учащихся | |
16 | Нефть – наше богатство | 1 ч. | Значение открытия нефти для развития ХМАО | викторина | |
17 | Все профессии ХМАО | 1 ч. | Профессии работников ХМАО | Сочинение «Кем работают мои родители?» | |
18 |
|
| Основные предприятия ХМАО |
| |
19 | |||||
20 | Что дает наш город округу? | 1 ч. | Значение Когалыма | Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту городу» | |
21 | Богатство талантов | 1ч. | Писатели, художники ХМАО | Конкурс | |
22 |
|
| Вклад различных людей в историю города | Встреча со знаменитыми людьми города | |
23 | |||||
24 | «Эхо войны» | 1 ч. | ХМАОв годы войны | Создание газеты «Аллея славы» | |
25 | Памятники ХМАО | 1 ч. | Основные памятники ХМАО, павшим воинам | Посещение мемориала города | |
26 | Начало пути… | 1 . | История появления образования на территории ХМАО | Буклет школы «Школы Когалыма» | |
27 |
|
| История появления святых мест на территории ХМАО | Создание макета. | |
28 | |||||
29 | ХМАОвесной |
| Экскурсия по тропе природы | ||
30 | Памятные места ХМАО | 1 ч. | Памятники, административные места, хранящие историю Когалыма | Календарь памятных мест | |
31 | Мой дом в Когалыме | 1 ч. | Составление карты города на территории ХМАО | ||
32 | Обобщение | 1 ч. | Конкурс знатоков ХМАО | ||
33 | + 2 ч. Резерв. | 2ч. |
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории ХМАО;
· Различать символику ХМАО;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса (34 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | Мой дом — Югра | 1 ч. | Расположение Югры, описание | Нахождение на карте России округа | |
2 | Мой адрес -Сибирь | 1 ч. | Значение округа для страны | Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем» | |
3 | Облик родной земли |
| Описание родного края в различных произведениях | Собрание самых красочных произведений о крае. | |
4 | Творческий отчет | ||||
5 | Река Обь – многогранная и незабываемая | 1 ч. | Река Обь. Протяженность основные притоки. | Конкурс рисунков | |
6 | Река кормилица. |
| Основное «население» Оби | Составление буклеты | |
7 | |||||
8 | Приглашаем в путешествие по реке | 1 ч. | Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды | Сочинение «Матушка – Обе» | |
9 | Мой дом на карте России | 1 ч. | История заселения Югры | Сообщения о первооткрывателях | |
10 | Приключение двуглавого орла | 1 ч. | История появления государственного герба | Конкурс рисунков | |
11 | Символ родной земли | 1 ч. | Гимн и флаг | ||
12 | Геральдика Югры | 1 ч. | Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления | Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?» | |
13 | « В некотором царстве в некотором государстве…». |
|
| Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам. | |
14 | |||||
15 | |||||
16 | Народная мудрость Югорского края |
| Быт и традиции. Основные занятия. | Творческая работа по созданию орудия быта | |
17 | |||||
18 | Пословицы и поговорки народов ханты | 1 ч. | Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами | Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. | |
19 | Загадки народов Югры | 1 ч. | Загадки коренных народов | Конкурс на самую лучшую загадку. | |
20 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) |
| Медвежий праздник |
| |
21 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | Вороний праздник | |||
22 | Игры народов ханты и манси. |
|
| Составление игр для других классов | |
23 | Конкурс на считалку для проведения игры | ||||
24 | Югорский лес весной | 1 ч. | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | Создание газеты | |
25 | Многообразие растительного мира Югры. | 1 ч. |
| ||
26 | Многообразие животного мира Югры | 1 ч. | Создание газеты «Живой мир Югры | ||
27 | Животный и растительный мир Югры | 1 ч. | Игровая программа | ||
28 | Красная книга Югры | 1 ч. | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Югры» | |
29 | Мой дом. | 1 ч. | История малой Родины | сочинение | |
30 | Моя Семья | 1 ч. | Генеалогическое древо семьи | ||
31 | Обобщение | 1 ч. | Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов. | ||
32 | + 2 ч. Резерв |
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории города, округа;
· Различать символику Когалыма, ХМАО — Югра;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№ | Вид | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
1. | Входящий | Проверка начальных знаний о родном крае, городе. | Беседа |
2. | Текущий | Усвоение темы «Я и моя семья» | Устный рассказ, рисунок |
3. | Текущий | Усвоение темы «Природа родного края» | Иллюстрированный тест |
4. | текущий | Усвоение тем: «Мой город», «Край, в котором я живу» | Проект |
5. | Итоговый | Усвоение программы за год | Итоговый тест |
По усмотрению учителя, все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста:Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...
Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"
Представлена рабочая программа клуба "Родные истоки", которая включает в себя изучение истории России, её истоков....
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Рабочая программа по КРАЕВЕДЕНИЮ
Рабочая программ по КРАЕВЕДЕНИЮ...
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
Рабочая программа. Литературное краеведение.
Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...