Программа внеурочной деятельности "Наш край" (1-4) класс ОВЗ
рабочая программа по теме
Малая Родина любого человека – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места , исторические и культурные центры, народные промыслы, предприятия, и, конечно, люди, гордость и слава родного края.
Данная программа представляет собой курс внеурочной деятельности и предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, главной задачей, которой является развитие и подготовка умственно-отсталых детей к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Курс внеурочной деятельности «Наш край» рассчитан на 1 год, 33 занятия, по 1 занятию в неделю, для детей 1 класса с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._nash_kray.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Барско–Городищенская специальная коррекционная общеобразовательная
школа-интернат»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №______от_____________ | Утверждено Приказ № _____ от__________ Директор Малай М.В. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Наш край»
1 класс
Составитель Ладьина О.А..
2016год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Малая Родина любого человека – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места , исторические и культурные центры, народные промыслы, предприятия, и, конечно, люди, гордость и слава родного края.
Данная программа представляет собой курс внеурочной деятельности и предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, главной задачей, которой является развитие и подготовка умственно-отсталых детей к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Курс внеурочной деятельности «Наш край» рассчитан на 1 год, 33 занятия, по 1 занятию в неделю, для детей 1 класса с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность и ценность курса «Наш край» основывается на интересе учащихся к нашему Владимирскому краю, к его природе, истории, традициям, обычаям, интересным и знаменитым людям, родившимся на Владимирской земле и прославившим её, а также ко всему, чем живёт Владимирский край сегодня. Преобладающее количество занятий практического и творческого характера предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся, а так же успешную результативность курса. Материал занятий даёт школьникам живой жизненный опыт общения, в котором формируются умения коллективно действовать, вживаться в окружающую среду как природную, так и социальную.
Миграция выпускников с интеллектуальными нарушениями не велика, в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности, а наш Владимирский край богат историей, нам досталось огромное наследие, которое мы должны изучать и сохранить для потомков. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края особенно важно для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к познанию малой родины, к её историческому прошлому и к современной жизни, к окружающим фауне и флоре и причастности к ней человека. Так как незнание этого, оторванность ребёнка от практического знакомства с окружающим его миром в последующем не дадут полноценных знаний об Отечестве в целом.
Работа по курсу внеурочной деятельности «Наш край» предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием и современностью родного Владимирского края.
Цель программы- создать условия для формирования личностных качеств учащихся, для подготовки воспитанников с нарушениями интеллекта к более глубокому и осмысленному изучению истории России и родного края, а также к социально-трудовой и правовой адаптации детей в обществе.
Задачи курса:
- расширение знаний учащихся об истории, географии, природе, производстве, промышленности Владимирского края;
- обеспечение более широкой практической и творческой деятельности учащихся;
- воспитание экологической культуры школьников, желания изучать родной край;
- изучение народных промыслов и фольклора Владимирской земли;
-ознакомление с историческим прошлым, святынями и достопримечательностями основных городов Владимирского края;
- воспитание чувства любви к малой Родине, желания трудиться на родной земле, приносить пользу родному краю;
- воспитание бережного отношения к культурному наследию нашего края;
- воспитание уважения к нашим славным землякам, формирование на их примерах чувства ответственности, верности долгу, любви к родной земле и людям;
-коррекция коммуникативных навыков;
- коррекция психофизических недостатков учащихся;
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- коррекция поведения воспитанников в социуме;
- расширение у детей диапазона теоретических и практических знаний по здоровому образу жизни;
-формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
- коррекция высших психических функций: памяти, мышления, внимания, речи и т.д.;
- освоение навыков работы в коллективе.
Методы реализации данной программы:
- словесные методы;
- наглядные методы;
- практические методы;
- игра.
Формы занятий по данной программе:
- сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
- беседы и викторины;
- экскурсии на природу;
- спортивные соревнования;
- творческие мастерские;
- видеофильмы, презентации;
- литературные гостиные.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- воспитание у школьников любви к родному краю;
- активизация творческого потенциала учащихся;
- активизация познавательной деятельности воспитанников;
- воспитание у школьников уважения к подвигу предков;
- развитие любознательности и наблюдательности;
- формирование коммуникативных навыков учащихся, расширение пассивного и активного словаря;
- активизация различных видов памяти и внимания.
- закрепление навыков самостоятельной и групповой работы.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- положение Владимирской области на карте
- названия районных центров Владимирского края;
- названия крупных водоёмов Владимирской области;
- названия и места проведения современных традиционных праздников Владимирской земли;
- особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
- знаменитых людей, героев родной земли, поэтов и писателей Владимирской земли;
- правила поведения в природе;
- представителей животного и растительного мира Владимирского края;
- полезные ископаемые, добываемые на территории Владимирской области, и места где их добывают;
- представителей животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Владимирской области.
Учащиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- показывать на карте Владимирской области её границы, отдельные города, водоёмы;
- показывать на карте Владимирской области места добычи полезных ископаемых;
- эстетически оформлять свои творческие работы;
- правильно вести себя в природе;
- работать в команде.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Содержание курса | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Край наш Владимирский (8ч) | ||||
1 | «Добро пожаловать во Владимирский край» (беседа, видеофильм) | 1 | 5.09 | |
2-3 | «Осенние краски родного края» (экскурсия на природу) | 2 | 12.09 19.09 | |
4-5 | «Города Владимирской земли» (заочное путешествие) | 2 | 26.09 3.10 | |
6 | «В гостях у мастеров» (интерактивная игра) | 1 | 10.10 | |
7 | « По святым местам» (заочная экскурсия) | 1 | 17.10 | |
8 | «Дары Владимирской земли» (творческая мастерская) | 1 | 24.10 | |
Природа Владимирского края(7ч) | ||||
9 | «Зелёный и цветущий край» (викторина) | 1 | 7.11 | |
10 | «Любимое животное» (творческая мастерская) | 1 | 14.11 | |
11 | «Жалобная книга природы» (заочная экскурсия по страницам Красной книги Владимирской области) | 1 | 21.11 | |
12 | «Дружные юннаты» (спортивная игра) | 1 | 28.11 | |
13 | «Зимние пейзажи Владимирской земли» (творческая викторина) | 1 | 5.12 | |
14 | «Клуб Почемучек» КВН | 1 | 12.12 | |
15 | «Зимняя прогулка» (экскурсия с фото сессией на природе) | 1 | 19.12 | |
Достояние Владимирского края(10ч) | ||||
16 | «Что производят на Владимирской земле» (презентация, видеофильм, беседа) | 1 | 26.12 | |
17 | «Весёлый магазин» (обучающая игра) | 1 | 16.01 | |
18 | «Спортивная слава Владимирской земли » (видео презентация) | 1 | 23.01 | |
19 | «Быстрее, выше, сильнее» (спортивный турнир) | 1 | 30.01 | |
20 | «Владимирцы в труде и в бою» (беседа с элементами викторины) | 1 | 6.02 | |
21 | «Герои нашего времени» (творческая мастерская) | 1 | 13.02 | |
22 | «Из недр земли» (познавательная викторина) | 1 | 27.02 | |
23-24 | «Владимирская строка» (литературная гостиная) | 2 | 6.03 13.03 | |
25 | «Умники и умницы» (интеллектуальная игра) | 1 | 20.03 | |
Праздники, обычаи, традиции…(8ч) | ||||
26-27 | Игры народные, старинные, хороводные | 2 | 3.04 10.04 | |
28 | «Весёлые ложкари» (спортивная игра) | 1 | 17.04 | |
29 | «Все на праздник» (беседа о праздниках на Владимирской земле) | 1 | 24.04 | |
30 | «Суздаль гостеприимный» (познавательная викторина) | 1 | 8.05 | |
31-32 | «Земля Владимирская» (творческая мастерская) | 2 | 15.05 22.05 | |
33 | КВН «Наш край» | 1 | 29.05 |
Содержание программы
«Край наш Владимирский»
Владимирская область в составе России. Положение на карте и отдельные города. Достопримечательности районных центров. Святыни Владимирской земли: Пётр и Февронья Муромские. Промыслы, ремёсла Владимирского края: Мстёрская вышивка, Гусевской хрусталь и стекло, Муромские сундуки, Гороховецкая игрушка и столярное дело, Владимирская вышивка, музыкальные инструменты, Александровская кузница. Владимирский край в осенних красках. Осенний гербарий.
«Природа Владимирского края»
Растительный, животный мир родного края. Дикие и домашние животные. Красная книга Владимирской области. Правила поведения в природе. Спортивные соревнования юннатов. Владимирский край зимой. Зимние развлечения во Владимирском крае. Фото зимней территории.
«Достояние Владимирской земли»
Производство и промышленность во Владимирском крае. Товары которые мы покупаем. Спорт на Владимирской земле: спортивные школы, спортсмены и их достижения. Лыжная эстафета ( в память о Прокуророве) Знаменитые Владимирцы: Гастелло, Танеев, Луначарский и др. Места добычи полезных ископаемых и как используют полезные ископаемые. Поэты и писатели Владимирской земли. Археологические памятники на территории Владимирской области.
«Праздники, обычаи, традиции…»
Народные игры, хороводы и обряды: «Золотые ворота», «Печки- Лавочки», «Блинцы, блинчики , блины». Традиционные современные праздники Владимирского края : Праздник огурца в Суздале, праздник Гороха в Гороховце и др. Заочное путешествие в Суздаль: праздники, достопримечательности, история. Итоговая творческая работа по курсу «Наш край».
Литература:
- Золотые ворота. Сборник., «Современник», М., 1985
- Воронин Н.Н. «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков». т.1 М., 1961
- История Владимирского края. Под ред. Д.И. Копылова Владимир, 2001
- История Отечества в терминах и понятиях: учебный словарь-справочник./Под ред. Блохина В.Ф. Смоленск. «Русич».- 1999
- Кичигин М.И., Иванов А.Л. «Владимирское ополье», Владимир, 1993
- Фоминцева Л.А. «Земля Владимирская. Географический словарь», Владимир, 1991
- Программа краеведческого курса «История Владимирского края с древнейших времен до наших дней». Петрова О.И., Михайлова С.В., 2011
- Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.1, Вл., 1893.
- Дмитриева Р. П. Белоброва О. А. «Петр и Феврония Муромские в литературе и искусстве Древней Руси» /ТОДРПИ. Л., 1985.
- Список памятников истории и культуры Владимирской области, находящихся на государственной охране. Вл., 1986.
- Воронин Н. Н. "Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской". М., 1983.
- Воронин Н. Н. "Зодчество Северо-Восточной Руси". М., гг.
- http://stories-teller.livejournal.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
Отчёт о реализации программы внеурочной деятельности в 1 "Б" классе МБОУ СОШ № 5 п. Октябрьского Красноармейсого района Краснодарского края
В презентации представлен отчёт о работе кружков, факультатива. воспитательной работе в 1 классе в условиях реализации ФГОС....
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "Изучаем природу родного края"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.Г. Чураковой в соответствии с требованиями ФГОС. Материал будет полезен учителям начальных классов, занимающихся внеурочной работой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» 4 класс
Основные цели курсаФормирование у учащихся целостной картины окружающего мира.Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и прир...