Курсовая работа Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках эрзянского языка
презентация к уроку по теме
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках эрзянского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
содержание 1. Введение. Актуальность темы 2. Духовно-нравственное воспитание на уроках эрзянского языка в начальной школе . 3. Практическая часть. Урок эрзянского языка в 3 классе. 3.1. Технологическая карта урока « Тундо » 3 класс. 3.2. Содержание урока . 4. Заключение . 5. Список литературы 6 . Интернет - ресурсы
1. Введение. Актуальность темы Проблема духовно- нравственного воспитания школьников стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях культуры. .
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. 1. Введение. Актуальность темы
1. Введение. Актуальность темы Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2 . Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3 . Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению , труду, жизни. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5 . Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ( экологическое воспитание ). 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 1. Введение. Актуальность темы
1. Введение. Актуальность темы
Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач встроены в содержание учебного пособия по эрзянскому языку. На уроках мордовского языка дети знакомятся с обычаями, традициями, историей мордвы. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности мордовского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
2. Духовно-нравственное воспитание на уроках эрзянского языка. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших . способы развития мотивации: 1. Организация образовательного процесса. Здесь важны: – новизна, практическая значимость подаваемого материала; – четкое структурирование; – логичное, яркое, контрастное выступление; – ритмичное чередование видов деятельности; – опора на индивидуальные потребности. 2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие. 3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии. 4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе. 5.Ситуация успеха.
2. Духовно-нравственное воспитание на уроках эрзянского языка. Игры: « Дивань паргине » ( «Удивительный сундучок»), « Содык , те кие»( «Узнай, кто это»), «Те мезе ?» ( « Это что?) и другие. Загадки, ребусы. Вирьга кевери кирине , Кандтни салмуксонь паргине .
2. Духовно-нравственное воспитание на уроках эрзянскогоязыка Пословицы, поговорки. Аманявкшны ансяк се,кие мезеяк а теи . (Не ошибается только тот, кто ничего не делает). Кува ломанесь а яки, кудов велявты . (Где человек не ходит, домой возвращается). Кодамо авась,истямо тейтернесь . Шутки. Церынесь лиссь пеень таргавтомсто . - Нать , пек марявсь ? Истя рангить ! -Те аволь мон . Рангсь врачось , суския суронзо .
2. Информационно-коммуникативные технологии и их применение на уроках в начальной школе. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляет интерактивная доска одно из средств обучения, применяемых мною весьма активно и эффективно на уроках эрзянского языка: при объяснении нового материала; при моделировании различных ситуаций; при усвоении языковых явлений; при диалогах; при развитии речи и формировании навыков говорения; при проверке степени полученных знаний и навыков и при оценивании (тесты) при составлении текстов и редактировании их.
3.1. Технологическая карта урока « Тундо » 3 класс Тема : Весна. Тип : комбинированный. Задачи : - развитие коммуникативных способностей; - формирование положительной мотивации к изучению эрзянского языка. - закрепить знания о весне; - продолжить работу над составлением простых речевых фраз; - обогащать словарь учащихся новыми словами ; -закреплять навыки работы с деформированным текстом; -воспитывать умение общаться; воспитывать б ережное отношение к природе через музыку, художественное слово, живопись; 3. Практическая часть. Урок эрзянского языка в 3 классе.
Планируемые результаты (П) Предметные : Знание новых слов программного материала; Повторение ранее разученных слов; Умение составлять предложения; Понимать стихотворные произведения; (МП) Метапредметные : Познавательные: умение работать в группе; обобщать получаемые знания; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты выполнения работы; выявление неточностей в приведённых заданиях Регулятивные: Понимать учителя и отвечать на поставленные вопросы, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия Коммуникативные : Уметь строить предложения и отвечать на вопросы учителя на эрзянском языке ( Л) Личностные : Проявлять интерес к эрзянскому языку; Проявлять бережное отношение к окружающей среде;
Ход урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся Мотивация познавательной деятельности Нацеливает на познавательную деятельность, знакомит с новыми словами, а также закрепление ранее изученных слов. Предлагает назвать тему и цели урока (П). Называют тему урока и учебные задачи. Актуализация необходимых знаний Предлагает познакомиться с новыми словами и с стихотворными произведениями . Оказание помощи в чтении и переводе стихотворений на русский язык. Составление предложений, разгадывание загадок Формирование коммуникативных навыков учащихся Организация познавательной деятельности Организует проверку домашнего задания в виде на ИД . Организует работу в группах по выполнению заданий времен года. Организует работу в группах по составлению диалогов. Организует проверку проведенной работы. Чтение стихотворений о временах года. Прослушивание закличек . Повторение ранее изученных слов эрзянского языка. Составление предложений по пройденным темам. Подведение итогов Спрашивает, какую задачу ставили на урок, удалось ли ее решить, почему, какое время года важнее для человека. Предлагается разукрасить любимое время года. Дети высказывают свои предположения . Анализируют изученный материал и учебную деятельность. Обобщают знания. Разукрашивание любимого времени года. Выставка работ на доске.
Дополнительный материал : ИД, разукрашка , учебник, цветные карандаши Диагностика достижения планируемых результатов : запомн ить слова, которые узнали на уроке Дополнительные творческие задания : разукрасить картинки с изображением времён года
Самоанализ Достижения Сложности Предложения Задачи урока выполнены. З акрепили знания о временах года; Дети составляли простые речевые фразы; - пополнили словарный запас новой лексикой; -со всеми заданиями справились При переводе стихотворений были небольшие сложности
Слайды Действия учителя Действия ученика Приветствие на эрзянском языке Психологический настрой . 1. Ученики проговаривают приветствие Ушодтано минь урок Ды минек весе анок Ручкась ды тетрадесь тесэть Кортатано эрзянь кельсэ . Языковая гимнастика . -Тон кие? -Кода тон леметь ? - Кодамо классо тон тонавтнят ? - Зяро тонь иеть ? - Кодамо иень шкане тонь чачома чить ? 1.Дети отвечают на вопросы. Тип урока: комбинированный . 3.2. Содержание урока.
Актуализация 1.Учитель предлагает угадать тему урока. - Перенесите названия чисел на эрзянском языке под их численное обозначение. - Какое слово получилось? ( Тундо ) 1.Дети ,выполнив задание, отгадывают тему урока ( Весна). 2.Записывают число и тему урока. Знакомство с новыми словами . 1.Учитель читает стихотворениеТ . Волосновой « Тундось сась » известные слова 2.Просит найти известные слова из стихотворения и перевести их на русский 3.Называет из этого стихотворения новые слова. 4.Перевод стихотворения учителем. 1..Находят знакомые слова. 2. Записывают новые слова, повторяют за учителем 3 . Называют признаки весны.
Физкультминутка. - Эйкакшт , оймсетяно ! Дети делают гимнастику для глаз. Работа по картине Ф. Сычкова «Весной». Рассказывает о художнике,о его творчестве. Задает вопросы. Отвечают на вопросы.
Сась (весна). Пуви (теплый ) ветер. М анейстэ ваны (солнце) моданть лангс . Солы ( снег ). Лато чирева (сосульки).Чудить (ручьи). Курок лембе масторсто сыть (птицы). Работа в парах. Работа с деформированным текстом. 1.Дети в парах выполняют задание. Работа с пословицами . Прочитайте пословицы, переведите, объясните смысл пословиц. 1.Дети читают пословицы, переводят,объясняют их.
Закрепление нового материала. Прослушивание песни «Лайме порась ».
1.Осень предлагает детям из собранных овощей приготовить щи, салат и компот: Перевод слайда: Для капустного супа нужны:.. Для салата нужны:… Для компота нужны.. 1.Дети выходят к доске и на эрзянском составляют предложения, проговаривают предложения, и выбирают правильно продукты. 2. Нажимают на картинки-кастрюли и они исчезают.. Перевод слайда: Отдохнём. Дети пляшут под музыку
1. После отдыха предлагается прочитать предложения и перевести. 2. Зима тоже дает задания детям, чтобы они разгадали загадки. Перевод предложений . Холодно. Вся улица белая. Идёт белый снег. Водоёмы покрылись льдом. 1.Дети тем самым угадывают, какое время года придет в гости на урок. 1.Учитель следит за правильной отгадкой, если ребёнок не отгадал загадку, угадывают другие 2. Как проводят лесные звери зиму 1.Дети по одному выходят к доске и разгадывают загадки, сверяя ответ. 2. Дети рассуждают и рассказывают о том, как проводят зиму звери.
1 .Снежинка выдвигается Вспомни названия зимующих птиц? Тынгай – снегирь Варака – ворона Шекшата – дятел Сезяка – сорока Пиже озяз – синица Озяз – воробей 1.Дети вспоминают, как называются птицы и расставляют слова под соответствующие картинки 1.Какие зимние месяца? ( Кодат телень ковтне ?) 2. Снежинки выдвигаются 1.Дети угадывают по картинкам месяца зимы и называют их ацамков , якшамков , даволков .
1.Вопросы учителя: - Ней кодамо шкась сась тенек инжекс . А сейчас какое время года пришло к нам в гости?) 2.-Кодамо тундось ? (Какая весна?) 3.На слайде появляется стихотворение о весне. А тон тундо , тундыне . Валдо , мазый , пижине . Тонь тердеме кундынек , Тон пек учозь инженек . Сака, сака, тундыне , Сака, цецяв пацине ! Тонеть каша пиденек . Тонеть брага теинек Весна. ( Тундось .) 2. Тундось мазый . (Весна красивая) 3.Дети читают, переводят стихотворение.
1.Кодамо нармунесь ? (Какая птичка?) 2. Предлагается составить текст с помощью слов для справок. Перевод слайда: Наступила весна. Стоят теплые дни. С крыш свисают сосульки. На небе ясное солнышко. Мальчики по воде пускают кораблики. Звонко поют птицы . 1. Дети н а эрзянском отвечают на вопрос какая птичка заселилась в домике 2. Правильно расставляют выражения и переводят тест. Выдвигается ромашка. С названиями месяцев. 1.Дети по картинкам угадывают месяца весны
1.Предлагается зачитать все месяца. 2. Дети сами определяют, что здесь ошибка. Перепутаны времена года. 3.Закрепление . Отвечают на вопросы на эрзянском. -А ней ёвтынк , эйкакшт , кодат сёксень ковтне ? - Кодат телень ковтне ? - Кодат тундонь ковтне ? - Кодат кизэнь ковтне ? 4. Раздаются разукрашки 5. Что нового узнали на уроке? 6. Выдвигается листочек . Домашняя работа. Знать названия месяцев на эрзянском. 1.Читают месяца хором. 2. К доске выходит ученик и исправляет ошибку на картинке . 3. Отвечают на вопросы учителя по-эрзянски. 4. Разукрашивают времена года, и прикрепляются картинки на доске в соответствии названием времени года. 4. Новые слова, научились составлять предложения, услышали эрзянскую закличку , которую исполнил детский хор. 5. Записывают домашнее задание
1. Подводятся итоги урока и выставляются оценки Рефлексия 2.Кому понравился урок и в се было ясно и интересно, узнал что-то новое, тот выходит и заселяет птичку в зелёный домик, а если были трудности и что-то не понял в красный Дети заселяют свою птичку.
Перевод слайда: До свидания Дети говорят: « Вастомазонок »
4. Заключение. Но всякое лекарство может стать ядом, если принять в неразумных дозах. Нужно помнить, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час занятий сделает ребенка сразу умным и развитым. Существуют определенные ограничения по времени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. И все же компьютер - это наше будущее. Он помогает интеллектуальному росту ребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение.
4. Заключение. . Работа в духовно-нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
5. Список литературы . 6. Интернет - ресурсы 1. http ://images.yandex.ru/yandsearch?p=3& 2. http ://images.yandex.ru/yandsearch?text=% D2. 2 .Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с . 3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с . 1. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft ): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр . – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004. -368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса учащихся к урокам эрзянского языка
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся....
Курсовая работа. Тема: "Развитие фонематического слуха на уроках китайского языка"
Выполнил слушатель группы ИЯ-4/2 Лазарева Татьяна Леонтьевна, учитель китайского языка ГОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М»Куратор: Майдонова С. В. Москва, 2010 год...
Курсовая работа на тему: "Коммуникативная компетентность на уроках английского языка в начальной школе"
ВведениеВ настоящее время самым приоритетным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный метод, при котором целью обучения ставится общение – взаимодействие субъектов, при кото...
Доклад "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках мокшанского языка"
В докладе говорится о том ,что на уроках мокшанскогоязыка должны воспитывать любовь к родине,культуре,традициям. Использовать в работе разнообразные доступные и интересные детям формы и методы работы...
Доклад на тему Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках эрзянского языка.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто...
Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...