Доклад на тему Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках эрзянского языка.
статья по иностранному языку на тему

Пучкина Валентина Васильевна

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, любознательностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnye_traditsii.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании             учащихся на уроках эрзянского языка.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, любознательностью.

      Основой системы воспитания, по моему мнению, является родной язык. И одним из основных компонентов воспитания нравственных качеств у школьников считаю использование этнокультурных традиций в процессе обучения. Ведь уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. С этой целью я на своих уроках эрзянского языка использую народные традиции в нравственном воспитании учащихся.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.  Для приобщения  детей к истокам народной культуры,   можно выделить следующие направления работы:

- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

- давать детям общее представление о республике Мордовия;

-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, с истоками мордовской праздничной и традиционной культуры.

Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у младших школьников.

Дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у них неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.  

Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у учащихся в учебном процессе. На любом уроке эрзянского языка воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Во время работы с детьми целесообразно  использовать произведения мордовского декоративно - прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности.

Использование таких элементов устного народного творчества как загадки, пословицы и поговорки в учебном процессе способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма, пополнению словарного запаса, оказывает влияние на нравственное воспитание школьников. В пословицах и поговорках народам удалось наиболее убедительно выразить свои мысли, продемонстрировать свое остроумие, бесстрашие, находчивость, национальный характер. Дети заучивают их наизусть, а затем на уроках показывают своё мастерство выразительного чтения, дают друг другу советы, исправляют.

    Также на уроках эрзянского языка  я знакомлю детей с мордовскими сказками.  После прослушивания анализируется их содержание с точки зрения отражения в них общечеловеческих нравственных ценностей: любви к родной земле, трудолюбия, дружбы и т. д. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности. Дети делают красочные иллюстрации к сказкам, сами из разных источников находят сказки, готовят выразительное чтение.

 Знакомимся и с элементами  мордовской вышивки, с цветовой гаммой, основными видами. Самостоятельно пытаемся изобразить в тетрадях.

С большим удовольствием дети знакомятся с мордовскими подвижными играми, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.Еще с большим интересом пытаются потом поиграть в эти игры самостоятельно. С помощью них  проводим физкультминутки. Детям очень нравится.

       Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми целесообразно знакомить их с многонациональностью родного края. Рассказывать, что на территории Мордовии проживают многочисленные народы (русские, мордва, татары и др.). Подробно останавливаемся на мордовском этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места:  краеведческие музеи, библиотеки, по близлежащим улицам, названным в честь местных знаменитостей. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к  предкам и их начинаниям.

        Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

         Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели  и задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

-   воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-   использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса учащихся к урокам эрзянского языка

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся....

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Русские традиции».Направление: духовно - нравственное

Внеурочное занятие –фолклорный  праздник,  целью которого является - познакомить учащихся с традициями подготовки и проведения праздников «Сороки», «Пасха»; разучить народные игры «Дударь», ...

Доклад на тему «Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературного чтения»

Метапредметный урок – это …Эта часть работы представляет собой размышления автора на тему метапредметного урока, его признаков, отличий и преимуществ.Метапредметный урок- это урок, целью которого...

Доклад "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках мокшанского языка"

В докладе говорится о том ,что на уроках мокшанскогоязыка должны воспитывать любовь к родине,культуре,традициям. Использовать в работе разнообразные доступные и интересные детям формы и методы работы...

Курсовая работа Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках эрзянского языка

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках эрзянского языка...

Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали....

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...