Что такое предшкольное образование?
методическая разработка по теме
Что такое предшкольное образование?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_predshkolnoe_obrazovanie.docx | 34.62 КБ |
gruppa_kratkovremennogo_prebyvniya_budushchiy_pervoklassnik.pptx | 575.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое предшкольное образование?
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет. Необходимость открытия группы предшкольной подготовки была обусловлена высоким процентом детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и не готовых к школьному обучению.
Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.
Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний .
Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
эмоциональной сферы.
В нашей школе функционирует группа кратковременного пребывания 4 года.
Опорными целями создания группы кратковременного пребывания «Будущий первоклассник» являются: удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей, создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей, их подготовка к обучению на начальных ступенях образования.
Данные цели раскрываются следующими задачами:
- обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу из семьи;
- помочь родителям, воспитывающих ребенка в условиях семьи квалифицированно подготовить его к школе;
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу;
- сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, вырабатывать навыки общения с разными партнерами;
- развивать познавательную, мыслительную активность ребенка;
- воспитывать волевые качества ребенка, навыки сознательной дисциплины.
В соответствии с возрастными особенностями детей продолжительность учебного года в не превышает 33 недель. Занятия проводятся 4 дня : понедельник, вторник, среда, четверг; с 14.00 до 16.00 ч , каждое занятие по 25-30 минут. Во время занятий проводятся занимательные физминутки. Между занятиями организуются подвижные перемены (не менее 10 минут), полдник.
Организация процесса обучения подчиняется педагогическим требованиям, способствующим более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Обучение является:
а) личностно ориентированными;
б ) культурно ориентированными;
в) деятельностно ориентированными.
Для открытия групп предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста необходимы:
- заявления родителей (законных представителей);
- список детей;
- штатное расписание;
- образовательная программа;
- режим дня и расписание деятельности детей;
- справки о состоянии здоровья ребенка;
- копии документов, удостоверяющих личность родителей (законных представителей);
- копии свидетельства о рождении ребенка.
Расписание занятий подготовительной группы
№ | Время | Предмет | Группа | Учитель |
Понедельник (отв. учитель – Доржиева С.Ц.) | ||||
1 | 14.00 – 14.30 | Музыка | 1 | Зурбаева С.С. |
14.00 – 14.30 | Подготовка к обучению грамоте | 2 | Зурбаева С.С. | |
14.40 – 15.10 | Развитие математических представлений | 1 | Доржиева С.Ц. | |
14.40 – 15.10 | ИЗО | 2 | Жамсаранова Р.Ц. | |
15.20 – 15.50 | Физкультура | 1 | Доржиева С.Ц. | |
15.20 – 15.50 | Развитие математических представлений | 2 | Доржиева С.Ц. | |
Вторник (отв. учитель – Зурбаева С.С.) | ||||
14.00 – 14.30 | Первые шаги в математику | 1 | Доржиева С.Ц. | |
14.00 – 14.30 | Развитие сенсорной культуры | 2 | Доржиева С.Ц. | |
14.40 – 15.10 | Развитие сенсорной культуры | 1 | Доржиева С.Ц. | |
14.40 – 15.10 | Первые шаги в математику | 2 | Доржиева С.Ц. | |
15.20 – 15.50 | ИЗО | 1 | Жамсаранова Р.Ц. | |
15.20 – 15.50 | Физкультура | 2 | Доржиева С.Ц. | |
Среда (отв. учитель – Зурбаева С.С. | ||||
14.00 – 14.30 | Подготовка к обучению грамоте | 1 | Зурбаева С.С. | |
14.00 – 14.30 | Лепка | 2 | Зурбаева С.С. | |
14.40 – 15.10 | Лепка | 1 | Зурбаева С.С. | |
14.40 – 15.10 | Формирование целостной картины мира | 2 | Доржиева С.Ц. | |
15.20 – 15.50 | Конструирование | 1 | Зурбаева С.С. | |
15.20 – 15.50 | Музыка | 2 |
| |
Четверг (отв. учитель – Доржиева С.Ц. | ||||
14.00 – 14.30 | Формирование целостной картины мира | 1 | Доржиева С.Ц. | |
14.00 – 14.30 | Речевое развитие | 2 | Зурбаева С.С. | |
14.40 – 15.10 | Аэробика | 1 | Цыбикова В.А. | |
14.40 – 15.10 | Конструирование | 2 | Зурбаева С.С. | |
15.20 – 15.50 | Речевое развитие | 1 | Зурбаева С.С. | |
15.20 – 15.50 | Аэробика | 2 | Цыбикова В.А. |
Основные направления развития детей | Образовательные области |
Физическое развитие | «Физическая культура» |
«Здоровье» | |
Познавательно-речевое развитие | «Коммуникация» |
«Чтение детям художественной литературы» | |
«Познание» | |
Художественно-эстетическое развитие | «Музыка» |
«Художественное творчество» | |
Социально-личностное развитие | «Социализация» |
«Труд» | |
«Безопасность» |
Образовательная область «Физическая культура»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
Примерные виды интеграции области «Физическая культура»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизацииобразовательного процесса |
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья) «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственныхдвигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности) «Труд» (накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования). «Познание» (в частидвигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного изсредств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарныхматематических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т.д.)). «Музыка» (развитие музыкально ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основефизических качеств и основных движений детей) |
Формы работы с детьми образовательная область «Физическая культура»
Содержание | Возраст | Совместнаядеятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей | |
1.Основные движения: -ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии; строевые упражнения; ритмические упражнения. 2.Общеразвивающие упражнения 3.Подвижные игры 4.Спортивные упражнения 5.Спортивные игры 6.Активный отдых | 6-7 лет | Занятия по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее -по развитию элементов двигательной креативности (творчества) В занятиях по физическому воспитанию: -сюжетный комплекс -подражательный комплекс - комплекс с предметами Физ.минутки Динамические паузы Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа воспитателя Игровые упражнения Утренняя гимнастика: -классическая -игровая -полоса препятствий -музыкально-ритмическая Подражательные движения Прогулка Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Индивидуальная работа Занятия по физическому воспитанию на улице Подражательные движения Занятие-поход | Игровые упражнения Подражательные движения | Беседа, консультация Совместные игры Физкультурный досуг Консультативные встречи. |
Для организации группы кратковременного пребывания оборудован кабинет: мебель, учебно-наглядные пособия, развивающие игры, создана комфортная обстановка. Кабинет оборудован необходимым компьютерным оборудованием.
Организация предшкольной подготовки в школе, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:
- использование материальной базы образовательного учреждения;
- привлечение квалифицированных кадров;
- формирование детского коллектива, который в полном составе перейдёт в первый класс;
- изменение социального окружения, социальной роли ребенка, возникновение чувства взрослости, осознание собственной значимости.
Содержание обучения на предшкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации. Подготовка детей 5-6 лет осуществлялась с помощью ряда программ.
Ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы являются игровые технологии обучения, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника.
VIII. Документация групп предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста
Работающиеучителя в группах предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, ведут следующую документацию:
- список детей групп предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста;
- журнал посещаемости;
- планы работы специалистов (перспективный план работы, планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий);
- диагностические таблицы, принятые в образовательном учреждении, анализ результатов диагностики.
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Параметры готовности к школе включают в себя:
- Умения действовать в различных социальных ситуациях;
- Умения оперировать различными материалами, умение доводить свои изделия до авторского продукта.
- Разнообразный опыт действия с источниками информации (взрослые, книги, телевизор, другие дети);
- Опыт самообучения и самоорганизации;
- Развитие физиологических структур в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;
- Развитие интеллекта в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;
- Навыки элементарной грамотности (поиск адекватных средств решения ситуаций с использованием навыка счета, чтения, письма и др.);
- Коммуникативные способности, в т.ч. умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным в разных ситуациях общения; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.
Успешное решение задач по формированию у обучающихся социально-личностной зрелости, а также эффективное развитие этого феномена в процессе предшкольного образования могут быть объективно оценены по индикаторам наличия у обучающихся определенных умений, среди которых важнейшими являются следующие: сохранение устойчивого внимания в условиях интересной учебно-творческой деятельности, умение воспринимать обращение к группе как обращение к себе, речевые монологические умения, умение адекватно реагировать на обращение или вопрос, умение успешно взаимодействовать в группе сверстников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей, создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических , духовных задатков детей, их подготовка к обучению на начальных ступенях образования. Задачи: обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу из семьи; помочь родителям, воспитывающих ребенка в условиях семьи квалифицированно подготовить его к школе; обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу; сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе; закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, вырабатывать навыки общения с разными партнерами; развивать познавательную, мыслительную активность ребенка; воспитывать волевые качества ребенка, навыки сознательной дисциплины.
Для открытия групп предшкольной подготовки детей необходимы : заявления родителей (законных представителей); справки о состоянии здоровья ребенка; копии свидетельства о рождении ребенка. список детей; штатное расписание; образовательная программа; режим дня и расписание деятельности детей
Основные направления развития детей Образовательные области Физическое развитие «Физическая культура» «Здоровье» Познавательно-речевое развитие «Коммуникация» «Чтение детям художественной литературы» «Познание» Художественно-эстетическое развитие «Музыка» «Художественное творчество» Социально-личностное развитие «Социализация» «Труд» «Безопасность»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы « Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья) «Социализация » (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственныхдвигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности) « Труд » (накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой). « Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования). « Познание » (в частидвигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного изсредств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарныхматематических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т.д.)). « Музыка» (развитие музыкально ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основе физических качеств и основных движений детей) Примерные виды интеграции области « Физическая культура »
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Параметры готовности к школе включают в себя: Умения действовать в различных социальных ситуациях; Умения оперировать различными материалами, умение доводить свои изделия до авторского продукта. Разнообразный опыт действия с источниками информации (взрослые, книги, телевизор, другие дети); Опыт самообучения и самоорганизации; Развитие физиологических структур в границах возрастных (либо индивидуальных) норм; Развитие интеллекта в границах возрастных (либо индивидуальных) норм; Навыки элементарной грамотности (поиск адекватных средств решения ситуаций с использованием навыка счета, чтения, письма и др.); Коммуникативные способности, в т.ч . умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным в разных ситуациях общения; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное планирование занятий по программе «Предшкольная пора»
Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора», и предназначено для организаций занятий с детьми, не посещающих...
ПРОГРАММА "Предшкольная пора"
В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного ...
Предшкольное образование
Что такое предшкольное образование?Где осуществляется предшкольное образование? Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?...
Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
Модефицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подготовки к школе дете...
статья Что такое предшкольное образование?
Что такое предшкольное образова...
презентация Что такое предшкольное образование?
презентация Что такое предшкольное образование?...
Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»...