Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
статья по теме

Шпыркова Татьяна Борисовна

из опыта рвботы "Предшкольное образование по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня много говорится о модернизации российского образования, об инновационных образовательных технологиях. Одно из актуальных направлений – подготовка детей к школе. Данная проблема в нашей школе решается на протяжении нескольких лет. На базе школы организована группа предшкольной подготовки. Данные  занятия позволяют решить проблему снятия психологических трудностей, чувства страха, возникающее в период адаптации в первом классе, формирование положительной мотивации к учению.

Содержание образования в группе дошкольной подготовки определяется комплексной программой образования и развития детей 5 - 6 лет «Предшкольная пора». Руководитель программы – член-корреспондент Российской академии образования профессор Н.Ф. Виноградова. Содержание программы обеспечивает психологическое, языковое, математическое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой, определяет две  важнейшие цели:

 Социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

 Педагогическая цель – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Как считает авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Виноградовой, важно развивать в ребенке те качества, которые будут определять интерес к учебе в школе и успешность усвоения знаний. Отсюда и оригинальность программы: она построена не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольника.

Пять разделов программы отражают основные линии развития ребенка-дошкольника:

"Познаем других людей и себя",

"Познаем мир",

"Учимся думать, рассуждать, фантазировать",

"Учимся родному языку",

"Учимся рисовать".

Раздел "Познаем других людей и себя" представлен пособиями "Я и мои друзья", "Я хочу в школу", "Я и моя семья". Содержание этой части программы направлено на формирование у дошкольников самосознания. Главное, чему авторы уделили внимание, – умение управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение.

Материалы раздела "Познаем мир" развивают познавательные интересы будущих первоклассников, их умение использовать полученные знания. Эту часть программы представляют следующие пособия: "Рассказы и загадки о природе. Развиваем мышление, речь, воображение", "Удивительные превращения. Детям о секретах вещества" и другие.

Пособия раздела "Учимся думать, рассуждать, фантазировать" направлены на развитие мышления и воображения у детей.

Главное, чему уделено внимание в разделе "Учимся родному языку", — приготовление к изучению русского языка в школе, обучение чтению, подготовка руки ребенка к письму. Занимаясь по пособиям этой части программы, дети развивают фантазию, словесное творчество.

Содержание раздела "Учимся рисовать" направлено на развитие у детей воображения, пространственной ориентировки, умения анализировать предмет и изображение. По пособиям этой части программы дети учатся сравнивать объекты и предметы по цветовой гамме, использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации.

       Авторы программы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Программа "Предшкольная пора" универсальна и готовит будущих первоклассников к занятиям по любому учебному комплекту для начальной школы. Несмотря на недолгий срок существования, программа зарекомендовала себя среди специалистов дошкольного образования и получила гриф "рекомендовано ученым советом Института содержания и методов обучения РАО".

Программа построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного  отношения к окружающему миру и к себе и окружающим.

Объём образовательной нагрузки составляет по три занятия два раза в неделю, продолжительность каждого занятия – 30 минут. Подготовка детей осуществляется в подгруппах численностью не более 15 человек.

 Образовательный процесс в группе дошкольной подготовки осуществляется с 1 октября по 25 мая каждого учебного года учителями начальной школы. Общение ребёнка с учителем, детским коллективом до поступления в первый класс позволят будущему первокласснику успешно адаптироваться к школьной жизни.

На занятиях учитель ставит целью не формирование ЗУН, дублирующих обучение в 1 классе, а формирование психологической готовности шестилетнего ребёнка к школе, создаёт условия для развития образного и пространственного мышления, зрительной, и слуховой памяти, восприятия, внимания, воображения; умения наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы; формирует коммуникативные навыки и нравственные представления. Приоритетной задачей является развитие учебных навыков, мелкой моторики, фонематического слуха, культуры речи, пополнение активного словаря ребёнка.

Занятия отличны от урока, не содержат школьного материала, проводятся с обязательным включением игр, использованием различных форм и видов деятельности, обеспечивают двигательную активность детей, соответствуют  логике психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе. У детей развивается фантазия, воображение, тренируются природные задатки к самостоятельному творчеству и согласованию его результатов.

Содержание образовательного процесса направлено  не на обучение и пополнение запаса знаний,  умений  и  навыков,  а на формирование   у   детей   школьно-значимых   функций   и   умений   (любознательности, творческого     воображения,     коммуникативности,    речи,    мышления,     произвольного внимания,   памяти   и  др.),   развивая   их   в  специфичных   для   этого   возраста  видах деятельности: игровой, трудовой, учебной, художественной. Такая организация даёт возможность осуществить полноценное развитие и воспитание, а также подготовить детей к обучению в школе.

        Образовательная деятельность данной группы строится с учетом принципов современного образования:

•    самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;

•    гуманизация образовательного процесса: признание личности развиваю- щегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;

•   средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;

•   принцип социальной адектватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;

•  принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.

        Опираясь на триедичную цель образования процессы   обучения в группе неотделимы от процесса воспитания. На этапе дошкольной подготовки воспитание личности ребенка осуществляется в ходе коллективной дидактической игры. Именно в коллективе детей при получении совместного положительного результата в игровой ситуации ребенок приобретает первый нравственный опыт, формируется его эмоционально-волевая сфера, происходит становление его личности.

        Таким образом, на этапе дошкольной подготовки для эффективного обучения детей в школе важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность. Поэтому основными задачами дошкольной подготовки  являются:

Обеспечение преемственность дошкольного и начального школьного образования;

Формирование личностной, интеллектуальной, социальной готовности детей 5-6 лет к обучению в школе;

Создание благоприятных условий для сохранения здоровья, обеспечения всестороннего развития дошкольников;

Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия.

Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Увеличение объема внимания и памяти.

Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Формирование общеучебных умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

В программе "Предшкольная пора" игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем разделам программы. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств  дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младших школьников деятельности – учебной. Реализация игрового подхода, по мнению авторов, будет удовлетворять возрастной потребности дошкольников в игре и поможет избежать превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования  в дублирование содержания обучения в начальной школе. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала. В соответствии с замыслом авторов Программы "Предшкольная пора" игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельной деятельность детей. Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что в свою очередь способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.

При правильной организации мотивирования к игре ребенок системно тренирует свои задатки к пониманию некоторой информации. В процессе игры он постоянно соотносит свои действия с принятыми договоренностями (критериями), то есть осуществляет так называемую критическую функцию. Здесь же он оказывается вовлечен в процесс самоконтроля и приобретает первый опыт самооценки. Преобразуя игру, дошкольник вынужден выступать в роли автора некоторого текста.

Учебные занятия строятся как познавательные интегрированные, что приводит к  формированию  некоторых способов умственной деятельности: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения, сосредоточивать внимание на предметах и явлениях окружающей действительности.

Речевое развитие проходит в соответствии с тематическим планом. В процессе слушания художественной литературы дети учатся отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать прочитанное, выразительно читать стихотворения, т.е. осуществляется интеллектуальное, нравственно -эстетическое воспитание, развивается интерес к книге.

Формирование у детей математических представлений происходит как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Дети считают предметы, сравнивают их по форме, величине, цвету, определяют времена года, дни недели, части суток в процессе беседы, игры.

 Программа предусматривает формирование навыков культурного поведения, нравственных привычек, умений играть в коллективные игры, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей; развитие социальных чувств, коллективных взаимоотношений. Для этого необходимо общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия.

Работа строится как правило с группой детей, но огромное внимание уделяется и  индивидуальной работе. Для этого применяется раздаточный материал: карточки – задания: фонетическая характеристика слова, состав числа, карточки для формирования графического навыка, карточки для составления рассказа, а также хороши задания с наклейками, которые у детей вызывают особый интерес.  

За время работы с этой группой получены определенные положительные результаты, но высветились и проблемы. Одна из них – развитие графических навыков у «домашних» детей.

Авторы программы, предвидя эту трудность, уделили развитию графических навыков особое внимание. С этой целью во все 11 тетрадей (основного) методического комплекта, включены задания, направленные не только на развитие познавательных процессов, но и на развитие мелких мышц кисти и всей руки.

Каждый день перед тем, как начать работу в тетрадях, педагог с детьми повторяет правила закрашивания: не выходить за линию, закрашивать в одном направлении, не допускать пробелов, не изменять положения тетради.

Обязательно обращается внимание детей на умение правильно держать карандаш.

Обычно для подготовки пальцев проводится пальчиковая гимнастика.

На развитие руки очень хорошо влияет работа с пластилином и бумагой, поэтому детям постоянно предлагаются задания творческого и развивающего характера по аппликации, лепке, изготовлению пластилиновых рельефов, которые дети выполняют с удовольствием.

На интегрированных занятиях «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» используется две-три тетради для работы. С учетом того, что детская рука в этом возрасте еще не окрепла, чтобы не допустить перегрузки, графические задания разделяются на занятии по времени.

Проведенный хронометраж показал, что общее время выполнения графических заданий на одном занятии колеблется от 3 до 7 минут. Например, в «Азбуке для дошкольников» задания дети выполняют обычно 3-4 минуты. Больше всего времени уделяется развитию графических навыков, разумеется, на занятиях «Учимся рисовать» – 15-20 минут. Таким образом, на выполнение графических заданий всего в день отводится с учетом занятия «Учимся рисовать» - 21-29 минут, без его учета 9 – 21 минута, в зависимости от характера и содержания занятия.

Данная программа не предусматривает домашних заданий, но педагогом поощряются домашние занятия по вырезанию из бумаги, рисованию в альбомах или в тетрадях-раскрасках, игры с конструктором. Особенно это важно для тех детей, у кого эти навыки развиваются медленнее в силу разных причин (по болезни, неусидчивости и т.д.).

Таким образом, системный подход к решению вышеуказанной проблемы способствует успешному развитию графических навыков у детей-дошкольников, занимающихся по программе «Предшкольная пора».

Огромное внимание уделяется сохранению здоровья дошкольников  посредством внедрения здоровьесберегающих технологий; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологического просвещения родителей.

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка направлена на создание бесконфликтной атмосферы в коллективе, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, оказание ему педагогической поддержки и помощи в решении его индивидуальных проблем.

С целью реализации технологии валеологического просвещения родителей используются папки-передвижки, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями (походы на природу), практические показы (практикумы) и др. формы работы.

В работе объединения «Предшкольная пора» широко используются элементы здоровьесберегающих образовательных технологий. Например, технология раскрепощенного развития В.Ф. Базарного. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем пробежать глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

Для развития зрительно-пространственной активности детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и другие. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Я, как учитель нынешнего первого класса, хочу отметить, что те дети, которые посещали группу предшкольной подготовки, гораздо легче прошли адаптационный период в начале учебного года, организованы и готовы к выполнению учебных заданий, самостоятельны, способны давать оценку выполненной работы, у них сформирована мотивации учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольное образование

Что такое предшкольное образование?Где осуществляется предшкольное образование? Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?...

Повышение уровня готовности к обучению в школе 1 ступени в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания на базе школы.

Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей.  Особого внимания требует организа­ция образования детей старшего дошколь­ного возраста на базе об...

ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования Лесиной Ольги Михайловны учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Камешково Владимирской области

ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования (группа кратковременного пребывания "Росточек") Лесиной Ольги Михайловны,учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Ка...

Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»

Модефицированная программа предшкольного образования  по учебно-методическому комплекту  Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подго­товки к школе дете...

статья Что такое предшкольное образование?

  Что такое предшкольное образова...

презентация Что такое предшкольное образование?

презентация                            Что такое предшкольное образование?...