статья Что такое предшкольное образование?
статья по теме
Что такое предшкольное образование? ,Статью подготовила учитель начальных классов Федорова О.Ю.,ХМАО г.Сургут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_predshkolnoe_obrazovanie.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое предшкольное образование?
Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в общество (социализацию). Особенностью нашей концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:
- подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, позновательно-речевое развитие и др.);
- подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.);
Под содержанием предшкольного образования понимают те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объёме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольникам в ходе образования. Это, прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребёнка, а именно:
- его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребёнка социальных групп;
- культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
- познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребёнка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.
При отборе содержания предшкольного образования мы ориентируемся на две основные тенденции в современном российском образовании – вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью понимается способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребёнка к школьному обучению.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребёнка, охрану и укрепления его здоровья, должен включать следующее направление:
Нормализация учебной нагрузки:
- отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
- разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребёнка и готовности к школьному обучению;
- приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребёнка на данном этапе развития;
- разработка методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.
Технология предшкольного образования.
Под технологиями мы понимаем конкретные приёмы и средства, используемые в образовательном процессе. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагога.
Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовывать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях.
Отдельно следует сказать о необходимости формирования у старших дошкольников познавательной мотивации. Это возможно, если педагог и родители опираются на мотивы успешности, на возникающее у каждого ребёнка ощущение продвижения вперёд.
Непрерывность и преемственность образования.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всём протяжении обучения от детского сада до профессионального обучения.
Дошкольник при помощи взрослых входит в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир.
Педагог предшкольного образования.
Никакого эффективного предшкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления.
Таким образом, основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования являются следующие:
- Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.
- Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.
- Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.
Роль родителей в предшкольном образовании детей.
В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребёнка.
Решение этой задачи предполагает работу в нескольких направлениях:
- Разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;
- Пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;
- Помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребёнка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособия для ребёнка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами).
Организуя адекватное педагогическое взаимодействие, можно помочь ребёнку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценке его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребёнок всё больше начинает осознавать своё «Я».
Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребёнку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для личностного самостроительства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Что такое предшкольное образование?
презентация Что такое предшкольное образование?...
Статья" Что такое оценочная самостоятельность у учащихся."
Как учитель должен безотметочно оценивать детей....
Статья "Кто такой современный учитель"
Многие считают, что учитель это как робот, который просто должен вложить знания. И даже не представляют, что за собой скрывает, такая профессия как "учитель"..... В данной статье использованны высказы...
Статья "Что такое солидарность?"
В статье рассказывается о том. как в ходе классного часа дети пришли к выводу, что солидарность – это чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству, взаимопомощи, взаимопоним...
Статья "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Статья создавалась для работы с родителями и в помощь для работы с детьми младшего школьного возраста....
Что такое предшкольное образование?
Что такое предшкольное образование?...
Статья "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Всё чаще мы сталкиваемся с тем, что наши дети не понимают, что значит поступить подло, гадко или, наоборот, благородно. А иногда не очень-то понимают, что значит дружить и какие поступки при...