ПРОГРАММА "Предшкольная пора"
рабочая программа по теме

Дубина Ольга Анатольевна

      В сфере экономических  и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным                                     обучением.                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Podgotovka.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

                                                «Предшкольная пора»                                            Автор: Дубина О.А.учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Щигры Курской области»                        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

 «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»

      В сфере экономических  и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно – воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Для этого необходимы определенные условия:

      1. Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать навыки культурного общения. Ребёнок должен быть активной, действующей личностью, учиться рассуждать и вести диалог.

      2. Занятия по программе «Предшкольная пора» должны носить информационный характер, развивая при этом аналитико- синтетическую деятельность и логическое мышление.

     3. Работа с дошкольниками не должна выстраиваться в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов. Приоритет необходимо отдавать физическому и социально – личностному развитию ребенка, отдавая при этом предпочтения самой разнообразной игровой деятельности. Учитывая интересы детей, природную наблюдательность и любознательность дошкольников данная программа будет способствовать повышению мыслительной деятельности, обогащению речи, расширению кругозора, формированию эстетического, нравственного отношения к окружающему миру.

  Необходимыми требованиями являются:

1) доступность обучения;

2) развитие творческих способностей через развивающие игры и упражнения;

3) развитие логического мышления через умение решать логические задачи на смекалку (соответствующие дошкольному возрасту);

4) умение совершать мыслительные операции на основе сравнения, используя приемы классификации и систематизации, а также обобщения и конкретизации;

5) работа должна вестись в тесном контакте с педагогом-психологом, учителем-логопедом, педиатром с целью выяснения, готов ли ребенок дошкольник к систематическому обучению в школе.

При  реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

  1. Словесные, наглядные и практические методы.
  2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
  3. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии)
  4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.

          Разработанная программа предназначена для детей старшего и дошкольного возраста. Предлагаемая программа рассчитана на 30 часов.

                РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОГРАММЕ

« ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»

п/п

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Групповые родительские собрания с приглашением педиатра, психолога, учителя начальных классов. Психолого-социальная готовность ребенка к школе (собрание).

Октябрь

Педагог-психолог

2.

«Развитие познавательных процессов  у детей дошкольного возраста» (тестирование)

Январь

Педагог-психолог

Воспитатель

3.

Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников

Февраль- май

Учитель начальных классов

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.

Родительское собрание «Как готовы к школе выпускники дошкольных образовательных учреждений»

Май

Педагог-психолог

                  ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ БУДУЩЕГО

ПЕРВОКЛАССНИКА ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе:

1 этап

2 этап

В течение

года

Октябрь-ноябрь

Январь-март

Замдиректора по УВР

Педагог-психолог

2.

Диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности (исследование мотиваций учения будущих первоклассников)

Сентябрь- октябрь.

Педагог-психолог

3.

Диагностика исследования уровня развития интеллектуальных способностей (создание базы данных)

Ноябрь

Педагог-психолог

4.

Диагностика динамики мотивации учения

Январь – февраль

Педагог-психолог

5.

Мониторинг предпосылок к учебной  деятельности и мотивов учения

Апрель – май

Педагог-психолог

                    Занятия педагога-психолога в школе будущего первоклассника

Тема

Цели

Форма проведения

1

Развитие мышления

-формирование мышления, как свойства личности;

-формирование наблюдательности;

-коррекция мелкой моторики;

-закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Разрезные картинки», «Сравни», «Найди предмет»

2

Развитие воображения

- развитие воображения;

-формирование наблюдательности;

-коррекция мелкой моторики;

-закрепление знаний о цвете;

-расширение словарного запаса.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Укрась слово»

3

Развитие произвольного внимания

- формирование внимания, как свойства личности;

-развитие устойчивости  внимания;

-формирование наблюдательности;

- коррекция мелкой моторики

- закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Найди отличия», «Лабиринт», «Сосчитай»

4.

Развитие зрительной и слуховой памяти

- формирование памяти, как свойства личности;

- развитие зрительной памяти;

-формирование наблюдательности.

Дидактические игры   «Что изменилось», «Слова»

5.

Развитие восприятия

- формирование восприятия, как свойства личности;

-развитие внимания;

-коррекция точности целостности восприятия;

-развитие воображения.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Волшебный мешочек»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                           ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ И ЛОГИКИ

№ п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количество часов

1.

1. Выяснение простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра «Танграм».

2. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Пчелка».

Дидактическая игра

Игра на внимание

1 час.

2.

1. Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Игра «Танграм».

2. Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину).

3. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Ракетчики».

Дидактическая игра

Сюжетно – ролевая игра.

1

3.

1. Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка».

2. Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких. Игра «Построй домик». Развитие  внимания, воображения.

Тематическая игра

Игра на внимание

1

4.

1. Развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо»,  «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете прямом и обратном.  Игра «Заведем ракету», «Оглянись».  Развитие  внимания, воображения.

Игры на внимание

1

5.

1. Сравнение групп предметов, их составление .

2.Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках.

3. Развитие  памяти, воображения, наблюдательности, знакомство с логической задачей. Игра «Танграм»

Дидактическая игра

1

6.

1. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много».

2. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. Игра «Зигзаг».  Развитие внимания и памяти.

Игра на внимание

1

7.

1. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету»

2. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. Игра «Танграм».

3. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько-столько». Игры «Угадай-ка», «Магазин». Развитие внимания.

Игры: дидактическая и тематическая

1

8.

1. Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее».

2. Состав чисел. Приемы сложения и вычитания.  Игры «Где чей дом?», «Заполни строчку».

Тематическая игра

1

9.

1. Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка. Игра «Поезд».

2. Решение задач «Сколько всего?». Развитие внимания, мышления. Игра «Сколько фигур не достает?». Развитие мышления, памяти, воображения.

Тематическая игра

Игра на внимание

1

10.

1. Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. « Игры «Сколько всего?» На сколько больше? Составление примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример»

2. Развитие внимания, мышления.

Игры на внимание

1

11.

1. Упражнять в умении работать при помощи линейки, умение чертить отрезки, в  узнавании цифр.

2. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон»

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевая игра

1

12.

1. Составление примеров. Запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение по памяти, закрепление приемов сложения и вычитания. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон»

2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания.

Игры: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная

1

13.

1. Работа над составом чисел.  Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево»,  «Угадай-ка»

2. Развитие памяти и внимания.

Дидактическая, тематическая игры

1

14.

1. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Формирование отрицательного ответа с частицей «не» по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам в классификации фигур. Игры «Какой фигуры не достаёт?», «Почта», «Квадратики и ромбики».

2. Развитие внимания, мышления.

Дидактическая игра

Игра на внимание

1

15.

1. Закрепление состава чисел. Тренировка в решении примеров и задач на сложение и вычитание. Проверка знаний.

2. Развитие внимания, мышления, наблюдательности. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка».

Игры: тематическая,                      на внимание

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                         ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

№ п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количество часов

1.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»

Дидактическая игра

1 час.

2.

Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».

Дидактическая игра

1

3.

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».

Игра-пантомима

1

4.

 Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

Беседа рассуждение, описание.

1

5.

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»

Дидактические игра

1

6.

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

Сюжетно-ролевая игра

1

7.

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово»

Дидактическая игра

1

8.

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории:  «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».

Дидактическая игра

1

9.

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»

Дидактические игры

1

10.

В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

Дидактическая игра

1

11.

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок

Дидактическая игра

1

12.

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово»

Дидактическая игра

1

13.

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»

Игра на компьютере

1

14.

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра  «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Дидактическая игра

1

15.

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко»

Дидактическая игра.

  1        

Рекомендуемая литература        для проведения собраний, индивидуальных консультаций  с родителями будущих первоклассников.

1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,  1996г.                                                                                                  2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.     3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.                                                                      4. Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.                               5. Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.                                      6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г.                        

Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов, учителей начальных классов по вопросам подготовки детей к школе.

1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000 г.                                                                                                                 2.   Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф»,  2001 г                                 3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.,, Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао», 2000 г.                                                                                                                 4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.                    

 5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.                                                6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение»,  1990 г.                                                                                                                 7. Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана-Граф», 2006 г                                                                                                                    

 8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.                                      

9. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.                                                                                                        

Рекомендуемая литература                                                                                                         для будущих первоклассников

1. Артемьева Н.О. Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.                                       2. Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.                3. Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.                                                                              4. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,          Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.        

 5. Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., «Сфера», 2001 г.                                                                                                                                        6. Федосова Н.А.          Готовлюсь к письму. ООО Издательство         «ГНОМиД», 2004 г.              7. Возрази себе. Поиграем-помечтаем (Перевод с английского), М., «Сфера», 1994 г.


ПЛАН РАБОТЫ                                                                                                                                                                                                      ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА»

№ п/п

Мероприятия

Цель проводимого мероприятия

Сроки проведения

Ответственные за проведения занятий

1.

Собеседование заместителя директора по УВР и школьного психолога с воспитателем и учителем начальных классов.

Ознакомление учителей начальных классов со списочным составом, с особенностями адаптации дошкольников и планом работы по обеспечению преемственности в период адаптации.

Сентябрь- октябрь

Зам. директора по УВР

Учитель начальных классов

Воспитатель  подготовительной группы

2.

Заседание методического совета

Коррекция и утверждение плана работы по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным образованием на год.

Сентябрь- октябрь

Зам. директора по УВР

Учитель начальных классов

Старший воспитатель

3.

Совещание учителей начальных классов и старших воспитателей ДОУ на основе скоординированных развивающих программ «Предшкольная пора»

Ознакомление  воспитателей ДОУ с программой «Предшкольная пора», (уточнение формы проведения занятий)

Ноябрь

Психолог, логопед, учитель начальных классов.

4.

Изучение преемственности обучения и социально- педагогической адаптации детей подготовительных групп из ДОУ

Выяснить уровень полученных знаний в ДОУ, чтобы спланировать непрерывный учебно- воспитательный процесс.

Декабрь

Педагог-психолог

Воспитатель  подготовительной группы.

5.

Предварительный сбор будущих первоклассников.

Уточнение возраста, уровня подготовки, физического состояния детей дошкольников

Январь

Зам. директора по УВР

Учитель начальных классов

Педиатр

6.

Организация занятий в школе с будущими первоклассниками

Организация работы занятий, выбор форм, методов, коррекционная работа

Ноябрь- май

Зам. директора по УВР

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пора ужинать". 2 класс. Здоровьесбережение.

Классный час "Пора ужинать" для учащихся 2 класса по программе "Здоровьесбережение в начальных классах"....

Классный час в 3 классе "Весна - чудесная пора!"

Материал классного часа содержит фенологические данные, элементы фольклора, стихи и песни о весне....

Примерное планирование занятий по программе «Предшкольная пора»

Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора», и предназначено для организаций занятий с детьми, не посещающих...

"Дети военной поры". Устный журнал.

Данный материал готовился к 60-летию Великой победы, но может быть использован и к другой дате. На титульном листе дату я поставила произвольно....

Конспект занятия по грамоте по программе "Предшкольная пора" Н.Ф. Виноградовой

Тема: «Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твёрдых и мягких согласных звуков».Цели:Учить детей проводить звуковой анализ слов, фиксируя в модели гласные, твёрдые и мягкие согласные звук...

Праздник "Осень - славная пора"

Сценарий праздника, посвященный осени. В гостях у детей осень, пугало. Много интересных конкурсов....

«Осень – пора золотая, осень – пора урожая»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе...