Проект Счастье семьи
проект (2 класс) на тему
Проект по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_velichko_o.p._schaste_semi.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если твои планы
рассчитаны на год – сей рожь,
если на десятилетия – сажай деревья,
если на века – воспитывай детей»
Народная мудрость
Основания для разработки Проекта
Проект разработан в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373),
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,
- Стратегией развития образования ХМАО-Югры до 2020г.
- Целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013гг.»
- Стратегией развития муниципальной системы образования в городе Сургуте до 2020г.
Обоснование актуальности проекта
В настоящее время педагогическая наука подошла вплотную к необходимости научного осмысления перспектив семейной педагогики, так как современная социокультурная ситуация требует внятной реакции ученых на то, что происходит с ребенком до школы и вне школы.
Однако современная ситуация поставила родителей перед необходимостью готовить ребенка к нестабильному миру, вариативному образованию, альтернативным политическим идеям и посягательствам на его внутренний мир со стороны СМИ, сект и продавцов наркотиков. Мир стал разнообразным и небезопасным, а попытки эвакуировать ребенка от социальной действительности и духовной экспансии – тщетными.
Иными словами, современным родителям приходится готовить ребенка к той жизни, к которой они вряд ли хорошо готовы сами. Поэтому вполне естественно, что их взоры обращены к специалистам, обладающим большей информацией о механизмах развития личности ребенка в новой прагматичной реальности.
Необходимость разработки данного проекта определяется также рядом следующих факторов:
- Многонациональным составом учащихся, представителей различных субкультур и конфессий. Вследствие чего воспитание способности
к конструктивному межнациональному сотрудничеству, позитивной коммуникации и толерантности является остроактуальной для школы задачей.
- Ростом конфликтных ситуаций, которые приводят к «выпадению» детей из семьи.
- Явно прослеживающейся тенденцией утраты престижности роли матери как хранительницы домашнего очага, воспитательницы своих детей,
и роли отца – главы дома, основы семьи, а значит, - нивелированием семейных ценностей.
- В связи с высоким темпом жизни, занятостью родителей для финансового обеспечения семьи, прослеживается снижение воспитательной функции семьи по отношению к ребёнку, доли участия в развитии его субъектности.
Именно акцент на развитии субъектности ребенка и может стать той ведущей идеей, которая объединит потребности общества и самой личности, выходящий на новый уровень своей жизнедеятельности.
Развитие субъектности ребенка – это прежде всего само-развитие, само-ограничение, само-регуляция, само-познание. То есть, основные усилия ребенка (в контексте этой идеи) необходимо направить на само-творение себя, сделать его креативным автором своей собственной жизни, используя ту ситуацию и те ресурсы, в которых он находится в каждый момент своего бытия. При этом необходимо помнить, что точно такими же характеристиками субъектности обладает семья как единый организм. Задача педагога – помочь и ребёнку, и родителям в этом процессе бережными и ненасильственными способами.
Такую педагогику можно назвать «Педагогикой жизнетворчества».
Слово «жизнетворчество» используется в русском языке давно, однако ни один из наиболее полных словарей не дает его точного определения. Оно встречается у литературоведов и писателей, не так давно появились научные исследования (в частности, С.А.Сухоруков. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы. Дисс. …канд.психол.наук, 1997) и статьи (Д.А.Леонтьев, М.И.Меерович).
Д.А.Леонтьев трактует жизнетворчество как «расширение мира, расширение жизненных отношений», ссылаясь на мысль В.Франкла о том, что «если человек хочет прийти к себе, его путь идет через мир. Это и есть путь жизнетворчества.» Мы же, опираясь на категориальный аппарат педагогики, понимаем жизнетворчество как само-воспитание, самостоятельность, творческое отношение к миру и себе и само-созидание каждого человека и общества. В данном случае семьи в целом…
В то же время необходимо осознавать что ребёнок не может постоянно находиться только в семье, влияние на него оказывает и общество, образовательное учреждение, СМИ. Большую часть времени ребёнок находится в окружении, порой далёком от семейного. Поэтому основной задачей школы, учителя становится создание условий для укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.
Данные противоречия обуславливают необходимость разработки проекта.
Новизна проекта состоит в том, что для реализации идеи жизнетворчества и развития субъектности каждого ребёнка и его семьи были разработаны курс «Счастье семьи», включающий методические рекомендации для учителя по организации внеурочной деятельности, сборник текстов для детей, рабочую тетрадь, подпроект «Родительская школа», включающий разработанную по годам обучения систему различных форм взаимодействия с семьёй и подборку материалов для интеграции идей в образовательные процесс.
Выстраивание взаимоотношений всех субъектов взаимодействия
по формированию семейных ценностей осуществляется на следующих принципах.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определѐнной ценности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребѐнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершѐнного значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребѐнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нѐм нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребѐнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника
со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать
и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие учащихся
и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть любовь? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: выстроить систему социальных взаимоотношений семьи и школы, направленных на формирование у учащихся семейных ценностей.
Задачи проекта:
- изучить теоретический материал по семейному воспитанию
в начальной школе (научно-методическая литература, рекомендации);
- выстроить систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью формирования семейных ценностей;
- создать банк диагностических методик для отслеживания уровня сформированности семейных ценностей у младших школьников;
- разработать методические рекомендации для учителя для организации курса «Счастье семьи», направленного
на формирование семейных ценностей у учащихся;
- содействовать вовлечению педагогов школы, родителей
в совместную деятельность по развитию культуры родительства.
Основное содержание проекта
Выстраивание системы социальных взаимоотношений семьи и школы, направленных на формирование у учащихся семейных ценностей, возможно только тогда, когда деятельность педагогов и родителей осуществляется целенаправленно и многоаспектно. Это возможно в том случае, когда объектами взаимодействия становятся учащиеся, родители, педагоги. Данный проект обозначает пути такого взаимодействия.
Чтобы создать условия по укреплению авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей, активного участия семьи,
в воспитательном процессе гимназии был разработан курс «Счастье семьи». Данный курс базируется на принципах педагогики жизнетворчества
и призван развивать как нравственные взаимоотношения в семье: любовь и заботу о матери, значение и роль отца и других членов семьи, ценность Ребёнка, так и развитию творческого потенциала ребёнка, его способности
к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.
Основной идеей курса является признание взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления, взаимодополнения воспитательной деятельности семьи и школы. При этом семья выполняет роль не второстепенного помощника школы, а, напротив, является базисом для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на социальное формирование и саморазвитие личности. Отсюда модель взаимодействия: ребенок – семья – школа.
Тематика занятий, проводимых в рамках курса «Счастье семьи», выстроена с учётом возрастных особенностей детей. Самым главным человеком в жизни ребёнка является мама, поэтому первые занятия посвящены именно ей: «Мамин портрет», «Мамины руки», «Сердце матери» и т.д. На этих занятиях дети задумываются о том, сколько любви, нежности, заботы дарит им материнское сердце, скольким жертвует мама ради благополучия своих детей. Многие дети об этом не задумывались. Данный раздел заканчивается большим совместным праздником, посвящённым Матери. И когда дети и мамы во время праздника вместе смеются и плачут, это значит, что первая часть курса достигла цели.
Следующая часть курса посвящена отцу, его роли в жизни семьи. Его мудрости и мужеству. Дети по-другому смотрят на своего отца, чаще задумываются о том, как важно быть внимательным по отношению к отцу.
Данный раздел заканчивается конференцией мам и пап. На этом мероприятии дети и родители задают друг другу вопросы и открывают друг друга.
Третья часть курса посвящена «Старшим и младшим». Во время этих занятий дети стараются понять и принять поступки пожилых людей (бабушек и дедушек) и младших братьев и сестёр. Эта часть курса очень помогает решить детские проблемы, которые часто возникают в этих взаимоотношениях.
Последняя часть посвящена размышлениям детей о детстве, Семье, будущей семье. О том, кто может быть настоящим воспитателем и что такое счастье семьи.
Занятия курса строятся на доверительном отношении детей, родителей друг к другу, умении работать в парах и группах, принимать участие в диалоге, создавать понятийный аппарат. Дети рассуждают, сочиняют стихи, рисуют рисунки, оформляют стенды, берут интервью.
Результатом работы, является более чёткое понимание значения таких понятий, как любовь к своим близким, своей семье, забота, преданность, доброта, жизнь, самопожертвование, помощь делом, уважение, доверие, благородство, кротость, сострадание, стремление к толерантности, милосердие.
Итогом занятий по курсу «Счастье семьи» является получение детьми начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим, знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
Участие родителей в этом проекте также не проходит без положительных изменений. Родители научаются смотреть на детей другими глазами. Замечать их проблемы и тревоги, не ограничиваясь бытовыми вопросами.
Укрепление авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей, активного участия семьи в воспитательном процессе школы процесс сложный и длительный. Он не может решаться в рамках одного курса, а должен захватывать всю среду, в которой находятся участники образовательного процесса. Поскольку большая часть школьной жизни учеников проходит в рамках урока, значит, эти уроки также будут являться той средой, где решаются поставленные задачи. Для интеграции идей жизнетворчества в учебный процесс были подобраны пословицы и поговорки о семье, создан сборник текстов нравственной направленности. Используя на уроках литературного чтения, окружающего мира данные подборки, можно акцентировать внимание детей на различные аспекты жизненных ситуаций. У педагога появляется возможность продолжить работу над формированием нравственных качеств личности в урочной деятельности.
Человек неразрывно связан с другими людьми, обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизни и деятельности, формируют его духовный мир, поведение.
Однако в любом обществе уровень и качество образования и воспитания личности определяются, прежде всего, семьей. Семья – это первый коллектив. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как вести себя. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотнесения своего «я» с «я» других людей. Кем станет человек – полноценной личностью или нравственным уродом, участником или помехой в делах общества, его защитником или его бедой – во многом зависит от того, насколько правильное воспитание он получил
в детстве. Поэтому был создан проект «Родительская школа», целью которого было создание эффективной системы работы с родителями
по повышению их уровня педагогической компетентности, а также формирование позиции активного участника и полноправного партнёра школы. Проект «Родительская школа» – это система форм взаимодействия школы с семьёй учащегося, которая охватывает широкий круг вопросов и предполагает овладение родителями основами педагогических и психологических знаний и способствует применению их в воспитательной практике. В структуре проекта «Родительская школа» выделяются три основные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, педагогические чтения, конференции. Темы всех мероприятий распределены по классам и соответствуют программе воспитательной работы с классным коллективом «Мы вместе».
Целевая аудитория
Курс «Счастье семьи» создан для учащихся 8-9 лет и реализуется в рамках программы воспитательной работы «Мы вместе», рассчитанной на период обучения в начальной школе. Участниками проекта являются родители и близкие родственники учеников, которые принимают непосредственное участие в работе «Родительской школы», внеклассных мероприятиях, организуемых в рамках реализации курса «Счастье семьи». Проект ориентирован и на педагогов начальных классов, которые образуют «команду вокруг класса» и являются соорганизаторами и участниками внеклассных мероприятий, осуществляющих междпредметную интеграцию содержательного материала по семейному воспитанию в рамках образовательных предметов, организующих конкурсные мероприятия.
Направления реализации Проекта:
- Создание информационной базы для выстраивания системы социальных взаимоотношений семьи и школы, направленных на формирование у обучающихся семейных ценностей, методическому обеспечению деятельности классного и родительского коллективов по семейному воспитанию.
- Апробация функционирования системы социального взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса по семейному воспитанию.
Этапы реализации Проекта:
Этапы | Сроки | Цель |
I этап – подготовительный | 2 полугодие 2015г. | проанализировать и определить стратегию работы с детским и родительским коллективом по семейному воспитанию; разработать курс для учащихся «Счастье семьи», обеспечить его методическое и диагностическое сопровождение; определить систему взаимодействия с родительским коллективом |
II этап – формирующий | 2015-2016 уч.г. | апробировать функционирование системы социального взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса по семейному воспитанию |
III этап – заключительный | 2016-2017 уч.г. | -провести аналитико-диагностические процедуры с участниками учебно-воспитательного процесса для выявления результатов реализации проекта; -рекомендовать использование программы в массовую практику. |
Механизм реализации Проекта
Достижение цели и решение задач Проекта обеспечиваются путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности, которые становятся основой для формирования системы социального взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса по семейному воспитанию. Основными исполнителями мероприятий Проекта являются: педагоги (классный руководитель, педагог - педагоги-предметники), родители. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.
План реализации проекта
№п/п | Мероприятия | Сроки | Результат | ||||
I этап – подготовительный (2 полугодие 2015г.) | |||||||
1 | Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности образовательных учреждений по семейному воспитанию | в течение II полугодия 2015г. | Материал для Проекта | ||||
2 | Анализ материальных ресурсов образовательного учреждения для реализации Проекта | март 2015 | Информация | ||||
3 | Активизация работы педагогического коллектива («команды вокруг класса») к реализации идей семейного воспитания | апрель 2015 | Обозначение направлений деятельности | ||||
4 | Использование возможностей Интернет-образования для повышения компетентности педагогов по семейному воспитанию | январь-май 2015 | Создание методических копилок педагогами | ||||
5 | Подбор материала для написания Проекта | в течение II полугодия 2015г. | Материал для Проекта | ||||
6 | Разработка методических рекомендаций для учителя по курсу «Счастье семьи» | апрель-май 2015г. | методические рекомендации для учителя приложение 1 | ||||
7 | Разработка пособия для учащихся по курсу «Счастье семьи» | июнь, 2015 | пособие для учащихся приложение 2 | ||||
8 | Подборка текстов для использования при реализации курса «Счастье семьи» для учащихся | июнь-июль, 2015г. | пособие для учащихся приложение 3 | ||||
9 | Подборка пословиц о семье для использования в ходе межпредметной интеграции | июль, 2015г. | подборка пословиц приложение 4 | ||||
10 | Разработка плана мероприятий в рамках реализации проекта «Родительская школа» | август, 2015 | План мероприятий | ||||
11 | Подборка и разработка диагностического инструментария | август, 2015 | пакет диагностик приложение 5 | ||||
II этап – формирующий (2015-2016уч.г.) | |||||||
1 | Проведение встречи с педагогами-предметниками («команда вокруг класса») для определения стратегии взаимодействия | август, 2015 | |||||
2 | Родительское собрание «В чем счастье семьи?» | сентябрь, 2015 | протокол собрания | ||||
3 | Тиражирование пособий для учащихся | сентябрь, 2015г. | пособия у каждого учащегося | ||||
4 | Функционирование «Родительской школы» | в течение года | включенность родителей в проект | ||||
5 | Реализация курса для учащихся «Счастье семьи» в рамках внеурочной деятельности | в течение года | занятия по курсу | ||||
6 | Заседание «команд вокруг класса» | по мере необходимости (не реже 1 раза в семестр) | корректировка стратегии деятельности | ||||
7 | Индивидуальные консультации для педагогов | в течение года | консультации | ||||
8 | Индивидуальные консультации для родителей | в течение года | консультации | ||||
9 | Проведение диагностико-аналитических процедур | декабрь 2015, май 2016 | анализ результатов диагностик | ||||
III этап – заключительный (2016-2017 уч.г.) | |||||||
1 | Создание Портфолио проекта | сентябрь-октябрь, 2016г. | Портфолио проекта | ||||
2 | Родительское собрание «В чем нуждается семья…» | сентябрь, 2016г. | планирование дальнейшего взаимодействия с родителями | ||||
3 | Создание банка творческих работ обучающихся, появившихся в ходе реализации проекта | сентябрь – ноябрь 2016г. | Банк творческих работ | ||||
4 | Анализ результатов реализации проекта | октябрь, 2016 | аналитическая справка | ||||
5 | Презентация результатов реализации проекта родительскому и педагогическому сообществу | май, 2017, октябрь 2016г. | Решение педагогического и родительского сообщества | ||||
6 | Представление опыта на научно-практических конференциях, страницах печати (СурГПУ, СурГУ), в сетевых педагогических сообществах (Сурвики, ПроШколу, Фестиваль педагогических идей, nsportal.ru) | в течение всего периода | Публикации |
Планируемые результаты
Критериями эффективности работы будут являться результаты анкетирования, проведённого в начале и в конце учебного года
Ресурсное обеспечение Проекта
Материально-техническое обеспечение:
- наличие комплекта рабочих тетрадей и сборников текстов для учащихся;
- компьютерное и интерактивное оборудование;
- помещение для проведения совместных мероприятий
Научно-методическое обеспечение:
- педагогическая литература для родителей;
- ресурсы сети-Интернет;
- проведение консультаций, практикумов для родителей.
Кадровое обеспечение:
- включение в программу профессионального образования педагогов-предметников;
- повышение уровня компетентности родителей по семейному воспитанию.
Информационное обеспечение:
- освещение работы с детьми и родителями через сайт «ПроШколу.ру»
на личной страничке педагога.
Перспективы распространения Проекта
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города в целях организации эффективного социального взаимодействия всех участников воспитательного проекта
по семейному воспитанию.
Данный Проект относится к социальным, нравственно-ориентированным педагогическим проектам и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.
Проект реализуется в рамках внеурочной деятельности младших школьников, взаимодействия классного руководителя с родительской общественностью.
Используемые ресурсы:
- Конвенция о правах ребёнка. 1989 г.
- Конституция Российской Федерации. 1993 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. 1994-1995 г.
- Решение коллегии Минобразования России «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребёнка». 1995 г.
- Семейный кодекс Российской Федерации. 1996 г.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями. 1996 г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». 1998 г.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о попечительских советах». 1999 г
- Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. 2007 г.
- Амонашвили Ш.А. Школа Жизни 2000
- Амонашвили Ш.А «Искусство семейного воспитания» Школа жизни том 8, М., Дрофа, 2000
- Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью. М., 1998.
- Богат Е. Избранное. М., 1989.
- Борисова Е. Мудрость народной педагогики: О традициях воспитания детей в русской крестьянской семье/ Народное образование., 1998, № 9-10.
- Ван Пелт Н. Найти и убеждать. М., 1994.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Работа социального педагога с семьёй/ Социальная педагогика. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей: по докладу НИИ семьи «О положении семей в Российской Федерации»/ Педагогика, 1999, № 4.
- Вульфсон Б.Л., Микаберидзе Г.В. Международный год семьи/ Педагогика, 1994, № 4.
- Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей/ Социологический журнал, 1996, № 3-4.
- Лопатина А. Скребцова М. «Начала мудрости» /«Амрита-Русь», 2004.
- Лопатина А. Скребцова М. «Ступени мудрости» /«Амрита-Русь», 2004.
- Лопатина А. Скребцова М. «Вершины мудрости» /«Амрита-Русь», 2004.
- Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. Избранные педагогические сочинения в 3 т. М., 1987, Т.3.
- Макаренко А.С. Книга для родителей/ Педагогические сочинения в 8 т., Т. 5, М., 1985.
- Маркова Л.Н. проблемы семьи — проблемы школы/ Классный руководитель. 1998, № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...
Внеклассное занятие по светской этике "Счастье семьи"
Цель: формирование у детей отношения к семье, как к ценности.Задачи: способствовать улучшению взаимоотношений в семье;формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение ста...
Внеклассное занятие по светской этике "Счастье семьи"
Цель: формирование у детей отношения к семье, как к ценности.Задачи: способствовать улучшению взаимоотношений в семье;формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение ста...
"Где живет семья? Проект "Моя семья"
Урок окружающего мира. Который поможет учителю...
Планирование курса "Счастье семьи"
Планирование...
Ученический проект "Счастье-это...."
Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Мы не понимали значения этих выражений, но ...