Ученический проект "Счастье-это...."
проект
Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Мы не понимали значения этих выражений, но они нам очень нравились, чувствовалась какая-то загадочность в слове «счастье». Сами мы рассуждали так: счастье – это когда в семье или друзей происходит что-нибудь хорошее. Мы задумались о слове «счастье»: что означает это слово? Как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье». Маме, папе, братьям и сестрам, а также своим одноклассникам мы задавали вопрос: «Что такое счастье?» и выслушали очень интересные ответы. Затем мы спросили у друзей, живущих в наших дворов, у ровесников и у взрослых. Все отвечали по-разному, но встречались и очень похожие трактовки понимания слова «счастье». В своей исследовательской работе мы решили выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schaste-eto.docx | 429.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА
на участие МАОУ СОШ № 22 в муниципальном Фестивале ученических проектов
(ФУП) «Эврика-2022»
№ | Наименование | Информация |
Ф.И. обучающегося(-ихся) | Семенова Полина, Пурыгин Степан, Цветков Роман, Грунина Кира | |
Номер телефона | 9372591469 | |
Класс | 4 Б класс | |
Название проекта | «Счастье –это…» | |
Направление работы, предполагаемая секция | Социальный проект | |
Ф.И.О. руководителя (полностью) | Логинова Лариса Александровна | |
Номер телефона | 9372591469 | |
Адрес электронной почты для приглашения на конференцию в Zoom | lar.loginova2018@yandex.ru | |
Необходимое техническое оборудование | Компьютер, колонки,экран |
Межмуниципальный конкурс проектных работ
обучающихся общеобразовательных организаций
Социальный проект
«Счастье-это….»
Авторы работы: Семенова Полина, Цветков Роман,
Пурыгин Степан, Грунина Кира
Ученики 4«Б» класса МАОУ СОШ №22
Руководитель: Логинова Л.А.
Балаково 2022
1
Оглавление
I. Краткая аннотация…………………………………………………………3
II. Эпиграф………………………………………………………………………4
III. Введение…………………………………………………………………….5-6
IV. Основная часть………………………………………………………………7-11
V. Заключение……………………………………………………………………11
VI. Список использованных источников………………………………………..12
2
I.Аннотация
Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Мы не понимали значения этих выражений, но они нам очень нравились, чувствовалась какая-то загадочность в слове «счастье». Сами мы рассуждали так: счастье – это когда в семье или друзей происходит что-нибудь хорошее. Мы задумались о слове «счастье»: что означает это слово? Как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье». Маме, папе, братьям и сестрам, а также своим одноклассникам мы задавали вопрос: «Что такое счастье?» и выслушали очень интересные ответы. Затем мы спросили у друзей, живущих в наших дворов, у ровесников и у взрослых. Все отвечали по-разному, но встречались и очень похожие трактовки понимания слова «счастье». В своей исследовательской работе мы решили выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье».
Комментарии взрослых:
Ребята внимательны, общительны, дружелюбны.
Пользуются заслуженным уважением одноклассников. Они всегда серьёзно относятся к
выполняемой работе. Любят участвовать в общественных делах. В процессе работы над
проектом проявили трудолюбие, аналитические и творческие способности, большую
самостоятельность в принятии проектных решений.
Об особенностях проекта (исследования)
Данный проект рассчитан на детей младшего школьного возраста и привлекает их
внимание к принятию и освоению социальной роли обучающегося.
Проект призван формировать у учащихся умение понимать дуг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым, повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно.
Сведения о руководителе проекта
ФИО руководителя проекта Логинова Лариса Александровна
Контактный телефон89372591469
Адрес электронной почты: lar.loginova2018@yandex.ru
3
II.Эпиграф.
4
III .Введение
Тема работы «Счастье это….».
Цель проекта – изучение понимания и значения слова «счастье».
Объект исследования – смысл и значение слова «счастье».
Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у учащихся 4 б класса и у взрослых.
Задачи проекта:
• провести опрос;
• проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся 4 б класса;
• проанализировать понимание слова «счастье» у взрослых;
• рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»;
• рассмотреть слово «счастье» в орфоэпическом словаре;
• рассмотреть значение и употребление слова «счастье» в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля;
Найти у писателей , поэтов и композиторов произведения о счастье;
• сделать выводы.
Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов.
Гипотеза. Смысл слова «счастья» учащиеся 4 б класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
Исследование
Свое исследование мы начали после классного часа по теме «Что такое счастье?» На этом занятии мы посмотрели мультфильм «Как ослик счастье искал». Мы разделились на группы, отвечали на вопросы: (слайд1)
Что было непонятно ослику? (Счастье).
Что же такое счастье? Поможем ему ответить на этот вопрос?
5
На классном часе учитель нам предлагала обсудить различные ситуации, чтобы выяснить из чего складывается счастье. Мы составляли цветы счастья. У каждой группы получился свой цветок и в конце классного часа мы подводили итоги.
Но нам захотелось продолжить изучить: что же такое счастье?
6
IV. Основная часть (слайд 2)
Для понимания смысла и значения слова «счастье» мы изучили словари. В школьной библиотеке есть «Универсальный словарь по русскому языку». В универсальный словарь входят толковый словарь, этимологический словарь, орфоэпический и другие.В толковом словаре о слове «счастье» говорится: «Счастье - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь». Объяснение толкового словаря помогло нам разобраться в ответах учащихся 4 б класса и взрослых. Счастье – это чувство, к которому стремится человек. Не случайно некоторые взрослые отметили, что без счастья человек не может жить. Каждый человек стремится к счастью. Радостное событие в жизни человека – это тоже счастье. Несколько ребят из 4б класса подчеркнули: счастье – это когда хорошо складываются дела, все получается. Второе значение слова «счастье» в словаре толкуется как успех, удача.
Таким образом, смысл слова «счастья» учащиеся 4б класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его.
Для того, чтобы узнать происхождение слова «счастье» мы обратилась за помощью к этимологическому словарю. На странице данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть» доля, участь».
Благодаря этимологическому словарю мы узнали происхождение слова «счастье». Нам было особенно радостно сделать еще один вывод: наши одноклассники, отвечая на вопрос «Что такое счастье?» не знали о том, что приставка –с в русском языке имеет значение - хороший. Но 4 человека из 10 написали: счастье – это «когда все хорошо», «человек радуется, когда у него все хорошо», «когда у человека все хорошо», «когда дела складываются хорошо». Эти ребята интуитивно ухватили значение слова «хороший».
В орфоэпическом словаре мы узнали, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье». Написание и произношение данного слова не совпадает.
7
В школьной библиотеке не было словаря В.И. Даля, поэтому мы обратились к Интернету. Ввела в поисковик «Словарь В. Даля». В электронной версии словаря мы нашли объяснение значения и употребление слова «счастье»: «СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай), судьба, часть и участь, доля».
Помимо этого у Владимира Ивановича мы нашли интересные пословицы с этим словом. Особенно нам понравились следующие:
• Счастье дороже ума и богатства;
• Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив;
• Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь;
• Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь;
• Счастье в нас, а не вкруг да около. (слайд 3)
Мы также проанализировали произведения поэтов и писателей и поняли ,что в каждом рассказе,сказке, стихотворении можно найти поступки героев, которые по своему понимают слово «счастье». Нам особенно понравилось стихотворение
«А счастья на базаре не купить». Ирина Самарина (слайд4)
Пойду, схожу за счастьем на базар,
А после в супермаркет, за удачей…
И что с того, что это не товар…
Я попрошу ещё любви - на сдачу…
И взвесьте мне, пожалуйста, грамм сто,
Той совести, что с краю, полкой ниже…
Просрочена? Ну, ладно я потом,
Куплю в другом ларьке… А, вижу-вижу:
По акции есть скидка для меня.
Давайте доброты, насколько хватит…
А есть у вас от злых людей броня?
Что-что? На это деньги жалко тратить?
8
А средство есть от жалости у вас?
Микстура от тоски, сироп от скуки?
Продайте мне ещё вот этот шанс…
И крепкую настойку от разлуки…
Уюта мне семейного - мешок,
Чтоб высший сорт, другого, мне не надо…
И красоты вон той, с пометкой «ШОК»,
Таблетки от неискреннего взгляда…
А дружбу как, поштучно иль на вес,
Сегодня вы, любезно, продаёте?
Нет, не куплю, а просто – интерес,
Зачем так жить, и есть ли смысл в расчёте?
Ещё здоровья близким прикуплю
И буду им дарить на Дни Рожденья…
В продаже – зависть? Зависть не люблю.
Продайте лучше пол кило терпенья…
Доверия не нужно… В прошлый раз
Купила оптом, мне надолго хватит…
Продайте все запасы слёз из глаз,
Моя судьба вам, с радостью, заплатит…
Зачем? А чтоб не плакала душа
У тех людей, в которых много света…
Ведь жизнь тогда добра и хороша,
Когда у вас в продаже боли нету…
Нет, счастья на базаре не купить…
Но если мы научимся делиться
Тем самым счастьем и любовь дарить,
То всё плохое просто испарится…
9
А вот что об этом думают наши друзья и семья.Начали с опроса всех членов семьи. Им был задан вопрос вопрос: «Что такое счастье?». Родители ответили «Счастье – это когда есть солнце, небо, кустарники, деревья, цветы, когда вокруг поют птицы, рядом радостные дети». Бабушки говорили: «Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят». Мы опросили своих друзей и одноклассников. У нас в классе 31 человек. Подводя итоги опроса мы составили таблицу: (слайд5)
№/п | Кто отвечал | Ответы на вопрос | Кол-во |
1 | Мамы | Счастье –это радость, улыбка,жизнерадостность. Без счастье человек не может жить. | 12чел. |
2 | Папы | Счастье –это то, чему человек радуется,то без чего ему трудно жить. | 9чел. |
3 | Бабушки и дедушки | Счастье –это когда ты любишь и тебя любят | 13чел. |
4 | Одноклассники | Счастье-это когда все хорошо. Счастье-это когда человек радуется. Счастье-это когда рядом близкие люди. | 9чел. 17чел 5чел |
5 | Друзья | Счастье –это радость. Счастье-это когда все получается. Счастье-это когда твои близкие здоровы. | 6чел 4чел. 7чел |
Анализируя ответы своих одноклассников, друзей и близких родственников, мы сделали вывод, что счастье у большинства ассоциируется со словом «радость». Остальные счастье связывают с успешностью (когда все получается, все хорошо складывается).
Сопоставляя результаты опроса ребят и взрослых, можно сделать вывод: слово «счастье» дети и взрослые в основном ассоциируют со словом «радость».
Не только у писателей и поэтов есть произведения о счастье, но и у музыкантов. Есть замечательная песня, которая ,по нашему мнению, подводит итог нашего расследования.
10
Виталий и Наталья Соколовы Песня о Душе (слайд 6)
Смотри, какая красота ей невозможно наглядеться ты не целуй её в уста ты прикоснись к ней только сердцем
Смотри, такая чистота её ничто не очерняет наивность белого листа от пустословия спасает
Смотри, какая доброта она надежду бережет что без раздоров и хлыста прозренье сердце обретет
Смотри, какая высота что невозможно дотянуться с самых высоких в мире скал луна и солнце будто блюдца
Смотри, какая полнота не донести не расплескав
Но не коснется пустота . Того кто любит все отдав!
V . Заключение
Выводы.1. Анализ понимания слова «счастье» у учащихся 4б класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах.
2. Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; указывают о невозможности человеку жить без счастья.
3. Большинство учащихся 4 б класса и взрослые слово «счастье» понимают как радость.
4. Исследование подтвердило гипотезу о том, что смысл слова «счастья» учащиеся 4б класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
11
Практические результаты.
1. В процессе исследования мы выяснили понимание слова «счастье» у учащихся 4б класса и взрослых.
2. Узнали токование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье».
3. Рассмотрели значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля.
4. Познакомились с произведениями поэтов, писателей и музыкантов в употреблении и понимании слова «счастье» в современной творчестве.
5. Результаты исследования были представлены одноклассникам на классном часе.
6. Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение».
VI.Список литературы
Универсальный словарь по русскому языку. – Спб.: Весь, 2009.
Интернет-ресурсы Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (он-лайн) // http://slovardalja.net/
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система ученического самоуправления
Система ученического самоуправления в отдельно взятой школе....
РАБОТА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПЛАН РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 2 КЛАССА НА ГОД...
Положение об ученическом самоуправлении
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...
Статья "О родительско-ученических собраниях"
В статье представлена форма проведения родительско-ученических собраний, их значение в воспитании подрастающего поколения....
Положение об ученическом самоуправлении.
Орган классного самоуправления «Совет Дела» - является добровольно-независимой, самостоятельной организацией детей в возрасте 6-10 лет на основе общих интересов и взаимно согл...
Ученическое самоуправление.
Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является пер...
Программа развития ученического коллектива
Программа развития ученического коллектива...