Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Сотрудничество семьи и школы.
Проект «Моя семья».
Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убеждена, что учитель- профессия дальнего действия, главная на Земле. Ведь в наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы имеем возможность направлять семейные кораблики по реке с названием Жизнь. А для этого нам необходимо крепко держать штурвал, четко знать маршрут, чтобы каждому на этом корабле вовремя помочь обогнуть подводные камни, миновать бурю, пройти все пороги горной реки и просто уверенно направиться к цели.
Год ребёнка, окончившийся победами и успехами, закономерно сменился Годом семьи, а настоящий год логически обозначен Годом учителя, определяя важность двух социальных институтов — Семьи и Школы, чьи интересы направлены на благо Ребёнка.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Она - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Мы понимаем, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Успеха можно достичь только тогда, когда и учителя, и родители станут союзниками, их совместные действия будут направлены в интересах личности ребенка.
В своей деятельности для себя выделяю следующие ключевые моменты:
- Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей
- Родителя надо сделать если не игроком, то хотя бы болельщиком своей команды
- Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей
- Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой, но есть и те, которые практически равнодушны не только к школе, но и к своим детям.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика помогает мне определить уровень воспитанности учащихся, определить обратную связь с родителями, установить западающие вопросы.
Проведенные исследования: анкетирование, дискуссии, консультации показали, что надо искать новые формы взаимодействия с родительской общественностью, используя все имеющиеся ресурсы общественности, социума.
Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляю через внедрение различных форм и методов.
Но сегодня хочу остановиться на тех формах работы, которые приносят заметный результат.
В прошлом учебном году я являлась классным руководителем
4 класса. Это был последний год нашей совместной работы – время подведения итогов.
В течение 2-х лет я работала над реализацией проекта «Моя семья», проанализировала и систематизировала эту работу.
Проект «Моя семья» - особый с точки зрения совместности. Он индивидуален – ведь речь идет о семье каждого.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов.
1 этап – подготовительный
- рассмотрение методических рекомендаций;
- определение основных направлений работы;
- постановка целей и задач;
- сроки проведения работы и подведение итогов
Цели проекта:
- повысить качество отношений семья – школа и создать систему сотрудничества семьи и школы с целью осуществления благоприятных условий для формирования личности ребёнка;
Задачи:
1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;
2. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
3. Развитие общих интересов взрослых и детей;
4. Воспитание сплочённости семьи.
- этап – родительское собрание, где была определена мотивация родителей на исследовательскую работу с ребёнком по изучению пословиц и поговорок, герба и родословной семьи, семейных реликвий, традиций, на создание портфолио ученика, помощь в систематизации материала.
- Этап – работа над проектом.
- Этап – итоги совместной работы
Работа над проектом велась в тесном содружестве семья – класс – школа.
В рамках проекта проведены конкурсы сочинений и рисунков на тему «Моя семья». К празднику, посвящённому Дню 8 Марта, ребята подготовили выставку рисунков «Портрет моей мамы».
В классе оформлен стенд «Мой город» - «Моя семья».
Итог нашей работы – музей семейной истории, реликвий, где каждый уголок класса превращается в чей-то мир. Здесь появилась возможность привлечь родителей к совместной работе со своим ребенком. Особенность темы такова, что взрослый может найти в ней свой интерес рядом с интересом ребенка, а не просто помогать выполнить задание. Далеко не всегда родители идут на неформальный контакт. Но тут лед тронулся. Один порылся в семейных архивах или попробовал припомнить и рассказать ребенку семейные истории, другой вместе с ребенком составил семейное древо, третий написал свой текст, а некоторые прислали творения своих рук: салфетку, этюд, семейные фотографии. Для детей это замечательная возможность почувствовать общность с родителями, выступить в роли связующего звена между школой, где проект задумывается, и домом, где он во многом исполняется.
В прошлом учебном году мы обобщили опыт семей по созданию семейного герба, на котором дети изобразили посредством рисунков, род занятий, увлечения, мечты всех членов семьи.
Содержательными и увлекательными оказались работы о семейных реликвиях.
Огромный интерес со стороны ребят и родителей вызвала работа над созданием семейного «Генеалогического древа». Было очень приятно, когда к этой работе подключились бабушки моих воспитанников. Один из учеников оформил «Генеалогическое древо» с фотографиями. Эта работа настолько увлекла всех членов этой семьи, что имеет продолжение и сегодня. В скором времени состоится встреча многочисленных родственников с целью продолжения составления своей родословной.
С большой радостью мы создавали своё школьное семейное древо.
В каждой семье есть традиция собирать и хранить семейные фотографии разных лет. Дети принесли много снимков, а я подготовила слайд-шоу «С улыбкой о семье».
Совместная деятельность помогает родителям понять, что происходит в школе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижение. Для детей такие задания – возможность ощутить, что их школьная жизнь важна и интересна мамам и папам, что их новая роль – школьник – вызывает уважение взрослых.
Результатом индивидуальных и коллективных достижений стало создание портфолио ученика.
Портфолио, на мой взгляд - важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «учитель-ученик-родители», а работа над его составлением – интересное духовное обогащение.
Исследовательские работы на темы «Моё имя», «Моя родословная», «Мой город», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Моя школа», «Схема безопасного маршрута от школы до дома» выполненные совместно с заинтересованными родителями, занимают достойное место в портфолио учащихся. Очень важно точно донести смысл такой работы. Родители не контролеры здесь, а равноправные соратники, сотрудники в выполнении домашнего задания. Они вместе с детьми разбираются в том, что требуется сделать, вместе подыскивается нужный материал, вместе оформляют задания. Все ученики моего класса имеют портфолио индивидуальных достижений.
Подводя итог нашей работы над проектом «Моя семья», с уверенностью могу сказать, что учащиеся получили возможность творческого контакта с родителями, изучили историю своей семьи, что позволило им почувствовать себя значимой единицей семьи и общества.
Мне, как классному руководителю очень важно понимать и видеть результаты своей деятельности. Всё ли я делаю методически грамотно, достаточно ли у меня опыта, успеваю ли я за своими воспитанниками – детьми 21 века.
Поэтому в своей работе много внимания уделяю диагностике и мониторингу.
Какова же результативность этой работы?
- 100% охват родителей во внеклассной работе
- их позитивное отношение к школе
Активная деятельность родительского комитета
А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает мнение родителей о совместно проделанной работе.
35% отметили сплоченность коллектива
15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей
35% старались оказать поддержку детям
15% старались оказать помощь классному руководителю
Результаты проекта «Моя семья» показали, что мы двигались в правильном направлении, что поставленные цели и задачи в основном выполнены, а совместная деятельность детей и родителей – лучшее тому подтверждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Сотрудничество семьи и школы - залог успешного учения"
Статья на тему "Сотрудничество семьи и школы - залог успешного учения"...
Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...
Презентация родительского собрания на тему: "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка"
Презентация...
Родительское собрание "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка."
Тематическое родительское собрание...
Статья на тему "Сотрудничество детского сада и начальной школы"
Статья на тему"Сотрудничество детского сада и начальной школы" опубликованна в сборнике "Профессионально-образовательный кластер организации практики по сетевому признаку"...
Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....
Родительское собрание на тему: «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни...