Адаптированная программа по ритмике
рабочая программа (2 класс) на тему
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_ritmike_2_klass.docx | 103.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Лицей № 5»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» | ||
на заседании ЛМО ___________________________ | Заместитель директора по УВР | Директор | ||
Руководитель МО______/С.И.Данилова | ____________ / В.А.Швецова/ | __________ | /О.Н.Титова / | |
От « 30 » августа 2018 года | «31» августа 2018 года | |||
Приказ №_123_от «03» сентября 2018 года_____ |
Рабочая программа
коррекционный курс: ритмика 3класс
учитель: Миронова Елена Владимировна
2018 -2019учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3
- Общая характеристика учебного предмета «ритмика»…………………………………… 5
- Описание места учебного предмета «ритмика» в учебном плане………………………... 8
4. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «ритмика»……… 9
- Программа формирования базовых учебных действий…………………………………… 10
- Содержание учебного предмета «ритмика»……………………………………………….. 12
- Тематическое планирование………………………………………………………………... 13
8. | Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых | 17 |
результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего | ||
образования………………………………………………………………………………….. | ||
9. | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……….. | 18 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Преподавание предмета ритмики в 1-4 классах ведётся по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы. Автор: Воронкова И., М., «Владос», 2011 г. Рекомендована Министерством образования РФ.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья- М.: Просвещение, 2014г.
- Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук Воронковой И. Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г.
Преподавание ритмики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.
Цели и задачи курса ритмики.
Цель – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:
- развитие умения слушать музыку;
- выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением;
- развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки;
- привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности;
- овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
- усвоение основ специальных знаний из области сценического движения (пластический тренинг, музыкально-ритмические рисунки, импровизации);
- овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
- формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
- развитие мышления, творческого воображения и памяти;
- эстетическое, эмоциональное, физическое развитие школьника.
Обучение имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восстановление, формирование и развитие двигательных функций воспитанников. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов
и приемов обучения и воспитания. Специальные коррекционные задачи в значительной степени определяют содержание обучения.
Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:
- коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;
- развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
- развитие мелкой моторики;
- развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
- развитие внимания;
- формирование положительной мотивации.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «РИТМИКА»
"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по "Коррекционной ритмике" построены на сочетании музыки, движения, речи.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
- каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие
выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
- раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить детей с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног,
туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
Обучению детей с ОВЗ танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТМИКА»
Ритмика является частью, формируемой участниками образовательных отношений, коррекционо – развивающей области. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом (ФБГУП) на учебный предмет «Ритмика» отводится 33 часа в год (один час в неделю). Общий объем учебного времени предмета «Ритмика» составляет 33 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТМИКА»
Личностные результаты освоения предмета «Ритмика»
В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к двигательной деятельности.
Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические качества, осваивать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Ритика»
Обучающиеся должны уметь:
-готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; -ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
-ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; -ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; -соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; -выполнять игровые и плясовые движения; -выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Обучающиеся должны знать:
достаточный уровень | минимальный уровень |
-ребенок самостоятельно находит свое место в строю; | -выполняет несложные движения вместе с педагогом; |
-принимает правильное положение; | - не всегда находит место в строю; |
- умеет держать интервал; | -не всегда держит дистанцию; |
- четко выполняет инструкции педагога, выполнять несложные | - не соотносит свое положение по отношению к другим; |
движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой | - ребенок не ориентируется в пространстве; |
музыкального произведения; | -не понимает инструкции педагога; |
-ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью | - не успевает за темпом мелодии, ему требуется постоянная помощь. |
учителя. |
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
БУД в процессе освоения предмета «Ритмика»
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные
действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково - символические действия.
Личностные действия – обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность;
- нравственно – этическая обеспечивающего личностный моральный выбор.
Личностные учебные действия по предмету «Ритмика» выражается в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно – смысловых ориентаций и духовно – нравственных оснований, развития самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Регулятивные действия – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к определению препятствий.
В изучении предмета «Ритмика» важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкально – ритмические движения, представляющие танцевальное искусство, - это мысль, выраженная в виде движений, которые провозглашают духовно – нравственные ценности человечества.
Познавательные универсальные действия включает в себя:
- общеуниверсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективного способа решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);
- логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно - следственных связей, логическая цель рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
- постановка и решение проблемы (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Приобщение к шедеврам мирового танцевального искусства – классическому, народному бальному танцу – способствуют формированию целостной художественной культуры мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.
Коммуникативные учебные действия предмета «Ритмика» - формируют умения слушать, способность встать на позицию другого человека, участвовать в обсуждении, значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИТМИКА»
№ | Раздел | Кол- | Содержание |
во | |||
часов | |||
1 | Упражнения на ориентировку в | 8 | Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с |
пространстве | отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из | ||
шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, | |||
налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время | |||
ходьбы. | |||
2 | Ритмико-гимнастические упражнения | 9 | Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые |
движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без | |||
предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты | |||
туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). | |||
Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). | |||
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее | |||
внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, | |||
вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. | |||
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание | |||
рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, | |||
левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги | |||
вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в | |||
сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими | |||
одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. | |||
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. | |||
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка | |||
наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; |
9. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол- | Содержание | БУД | Область развития | Дата | |||||
во | жизненных | план | факт | ||||||||
часов | компетенций | ||||||||||
1 | Вводный урок. | . | 2 | Приветствие, знакомство, | Осознание | себя как | Развитие | навыков | 8.09 | ||
Разнообразие движений под | построение, разминка | ученика | зрительного и | слухового | |||||||
музыку. | восприятия | ||||||||||
2 | Ритмические | движения в | 1 | Определение характера | Слушать и | понимать | Обучение | развитию | 15.09 | ||
соответствии | с характером | музыкальной фразы. | инструкцию учителя при | сравнения | характера | ||||||
музыки. | выполнении задания | музыкального | |||||||||
сопровождения |
25 | Урок – концерт « Делай как | 1 | Открытый | урок | для | Интегрирование | в | Формирование | навыков | |||
я!». | родителей | группу | сверстников | и | публичного выступления | |||||||
строить | продуктивное | |||||||||||
сотрудничество |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как известно, у первоклассников безотметочное оценивание. Систему оценивания выстраиваем таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оцениваем только результаты деятельности обучающегося и процесс их формирования, но не личные его качества. Оцениваем только то, чему учим.
При ведении безотметочной системы оценивания пользуемся советами Г.А.Цукермана:
- не скупимся на похвалу;
- хвалим исполнителя, критикуем только исполнение (давай в этом примере найдем две ошибки);
- ставим перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи
ОПИСАНИЕ МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Издательство «Дрофа», 2009.
- Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус»,
2009.
- Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО «Издательство Рекпол», 2008.
- Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..
- Видеодиски «Уроки хореографии». Авторы: Е. В. Васина, Е. Л. Савченко.
- Бекина, С.И.Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2 /С. И. Бекина, Т.П. Ломова, Е. Н. Соковнина. -М, 1999. -С. 34 – 37.
- Буренина, А.И. Ритмическая мозаика/ А. И. Буренина.- СПб, 2000. – 89 с.
- Власова, Т. М. Фонетическая ритмика / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт .-М.1997.– 128 с.
- Мухина,А.Я. Речедвигательная ритмика/ А.Я. Мухина, Изд-во Астрель, ВКТ. 2009. – 128 с
- Цвынтарный, В.И. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем/ В.И. Цвынтарный. СПб.1998. -98.
- Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика/ А.Е.Чибрико-Луговская.- М. Изд-во Дрофа. 1998.-146 с.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика./ М.И. Чистякова.-М. Изд-во Сфера. 2013.-76 с.
- Шашкина, Г.Р. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Методическое пособие для дефектологов/ Шашкина Г.Р.,Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Сергеева О.Л.,
2002.-224 с.
- Яхина, Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха/ Е.З. Яхина. Изд-во: Владос.2003.-271 с.
Для реализации программы необходимы:
- музыкальный центр;
- музыкальные накопители;
- народные музыкальные инструменты;
-реквизиты (обручи, гимнастические палки, коврики, платочки, флажки, мяч).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ритмике 1 класс
Программа разработана для работы по внеурочной деятельности 1 классе (2011-2012)...
рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида
рабочая программа и календарно-тематическое планирование...
Программа по ритмике 1-4 класс для детей с нарушением интеллекта
Рабочая программа по ритмике представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...
Адаптированная программа образования по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс
Данная программа составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс...
Рабочая адаптированная программа по ритмике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по ритмике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Адаптированная рабочая программа по Ритмике для обучающихся с ОВЗ
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Ритмика» составлена в соответствии с:- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственно...