Коррекционно-развивающая программа для детей с ДЦП
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
для детей с ДЦП
Педагог-психолог: Потапова Т.Г.
Южно-Сахалинск
2017
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).
ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.
Двигательные нарушения:
ограничена предметно-практическая деятельность;
недостаточное развитие предметного восприятия;
затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).
Задачи программы:
Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных
операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных
представлений, общей и мелкой моторики.
Обучение навыкам произвольного поведения.
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие
коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью
профилактики дезадаптации к условиям ОУ.
Содержание программы.
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.
Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,
развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале
учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Тематическое планирование
(1 класс)
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Диагностика сенсорных и моторных функций | 1 |
2 | Диагностика памяти и внимания, мышления и речи | 1 |
3-4 | Развитие мелкой моторики. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (тренировка объёма, концентрации внимания, умения действовать по инструкции). | 2ч |
5-6 | Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления. | 2ч |
7-8 | Моторика. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», работа с Лабиринтами, «Выложи верно», «Заполни трафарет»). | 2ч |
9-10 | Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание (раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках», рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков). | 2ч |
11-12 | Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов. Развитие логического мышления «Кто лишний», «Сравни предметы», « Что забыл дорисовать автор?» | 2ч |
13 | Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг». Повторение. Ориентировка по основным пространственным направлениям. | 1ч |
14 | Ориентировка по основным пространственным направлениям | 1ч |
15 | Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты. | 1ч |
16 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. Развитие мышление игра «Последовательность», «Колпачки» | 1ч |
17 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции. | 1ч |
18 | Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки». Работа с мелкой моторикой «Лабиринт» | 1ч |
19 | Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль) | 1ч |
20 | Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска. | 1ч |
21 | Развитие внимания « Найди последовательность», «Вычеркни», «Чем отличаются картинки», « Перепиши правильно» | 1ч |
22-23 | Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг». Графические упражнения. Прямые линии («Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты») | 2ч |
24 | Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями). | 1ч |
25-26 | Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против). | 2ч |
27 | Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов. Графические диктанты. | 1ч |
28-29 | Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения) | 2ч |
30 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности) | 1ч |
31 | Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти. | 1ч |
32-33 | Итоговое занятие создание коллажа «Моя школа» развитие моторики, внимания и воображения. | 2ч |
Список используемой литературы:
1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для
младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.
4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995
5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.
6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как
хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.
7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.
8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"
Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...
Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа Павловский Посад Московской области Конспект открытого коррекционно...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".
laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....