Коррекционно-развивающая программа для детей с ДЦП
рабочая программа (1 класс) на тему

Пргорамма занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dtsp.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

для детей с ДЦП

Педагог-психолог: Потапова Т.Г.

Южно-Сахалинск

2017

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

 ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

 ограничена предметно-практическая деятельность;

 недостаточное развитие предметного восприятия;

 затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

 Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

Задачи программы:

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных

операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных

представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение навыкам произвольного поведения.

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие

коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью

профилактики дезадаптации к условиям ОУ.

Содержание программы.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,

развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале

учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Тематическое планирование

(1 класс)

Название темы

Кол-во часов

1

Диагностика сенсорных и моторных функций

1

2

Диагностика памяти и внимания, мышления  и речи

1

3-4

Развитие мелкой моторики.  Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (тренировка объёма, концентрации внимания, умения действовать по инструкции).

5-6

Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления.

7-8

Моторика. Вырезание из бумаги и

склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», работа с Лабиринтами, «Выложи верно», «Заполни трафарет»).

9-10

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание

(раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках», рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков).

11-12

Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов.  Развитие логического мышления «Кто лишний», «Сравни предметы», « Что забыл дорисовать автор?»

13

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Повторение. Ориентировка по основным пространственным

направлениям.

14

Ориентировка по основным пространственным направлениям

15

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты.

16

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. Развитие мышление игра «Последовательность», «Колпачки»

17

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции.

18

Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки».  Работа с мелкой моторикой «Лабиринт»

19

Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль)

20

Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска.

21

Развитие внимания « Найди последовательность», «Вычеркни», «Чем отличаются картинки», « Перепиши правильно»

22-23

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Графические упражнения. Прямые линии («Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»)

24

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

25-26

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

27

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых

количеством элементов. Графические диктанты.

28-29

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

30

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти,

внимания, общей осведомленности)

31

Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти.

32-33

Итоговое занятие создание коллажа «Моя школа» развитие моторики, внимания и воображения.

Список используемой литературы:

1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для

младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.

4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.

6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как

хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.

7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.

8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".

laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....