Статья "Коррекционно-развивающее сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости"
статья
Предварительный просмотр:
Статья "Коррекционно-развивающее сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости"
Учитель Епифанова С.В.
2021
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников, их социальную адаптацию. Коррекционно – развивающее обучение в условиях школы является системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей на основе индивидуально – дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных адаптированной общеобразовательной программой. Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы. Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности учащегося. Коррекционное воздействие более эффективно в младшем возрасте, в старшем возрасте адаптация в социуме во многом определяется способностью компенсировать недостающие способности. В связи с этим в начальной школе приоритет отдается коррекции недостатков психофизического развития. Установка на педагогическую коррекцию и компенсацию нарушенных функций не исключает необходимости проведения лечебно-оздоровительных мероприятий. Лечебно-оздоровительные мероприятия создают благоприятный фон для мобилизации резервов растущего и развивающегося организма. Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности умственно отсталых школьников посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Принципы формирования программы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные речевые нарушения. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.
2.5.2 Цели, задачи и принципы коррекционной работы с обучающимися
Цель программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачами коррекционной области являются:
- определение особых образовательных потребностей детей с легкой степенью умственной отсталости;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с легкой степенью умственной отсталости АОП и их интеграции в социуме;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с легкой степенью умственной отсталости с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и ИПР у детей-инвалидов);
- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с легкой степенью умственной отсталости;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
2.5.3 Направления коррекционной работы
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится:
― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптировано общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
―развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
―развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
―определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
―психолого-педагогический эксперимент,
―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
―беседы с учащимися, учителями и родителями,
―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
―составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами),
―формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее социально-личностное развитие,
―разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
―организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся,
―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
―социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
―занятия индивидуальные и групповые,
―игры, упражнения, этюды,
―психокоррекционные методики,
―беседы с учащимися,
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся,
―консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация,
- анкетирование педагогов, родителей,
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью , взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
―проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
―оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
―психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
―психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
― разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения обучающихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах обучающегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
―индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
―лекции для родителей,
―анкетирование педагогов, родителей,
―разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения
Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третьего года обучения ведется по адаптированной программе для экспериментальных классов для глуб...
Конспект открытого урока по ручному труду для детей с умеренной степенью умственной отсталости. Лепка "Улитка"
На уроке использованы различные виды коррекционных заданий и игровых упражнений. На протяжении всего урока ведётся работа по развитию речи учащихся....
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 2 класс
Адаптированные основные общеобразоательные программы для детей с умеренной умственной отсталостью...
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс...
Конспект урока по развитию речи «В гости к нам пришла зима» для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, РАС и ТМНР
Конспект по развитию речи в коррекционной школе....
Коррекционная работа с детьми с умеренной степенью умственной отсталости
Работа педагога-психолога с детьми 1-3 класса...
Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...