«Поглощаем знания с аппетитом!»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
«Поглощаем знания с аппетитом!»
Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.
Многие из современных педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и педагога, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по всем предметным областям. И одной из форм такой работы и являются клубные часы в группе продлённого дня.
Казалось бы, что нового может предложить сегодня старая добрая группа продленного дня. Обед, прогулка, домашние задания... На этом перечень услуг исчерпывается? Ничуть.
Цель
Основной целью работы является воспитание в ребёнке потребности самореализации, выявление и развитие интереса к учебным предметам и другим областям человеческой деятельности, воспитанию у них определенного отношения к изучаемому, стремления настойчиво овладевать этими знаниями в дальнейшем самостоятельно.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи
- Расширять кругозор школьников, развивать творческие способности, повышать общую культуру учащихся, развивать и совершенствовать психологические качества школьников.
- Выявлять одаренных учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.
- Определить систему методических приемов, влияющих на развитие любознательности, активности воспитанников и самостоятельности в приобретении знаний.
- Опытно-экспериментальным путем апробировать эффективность методов и приемов, способствующих развитию, углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний.
- Разработать рекомендации по работе клубных часов ГПД.
Сущность
Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать клубные занятия с детьми.
Интеллектуальному развитию ребенка в начальной школе уделяется особое внимание. Начиная с первого класса, мы стараемся вовлекать ребят в исследовательскую деятельность, учим работать в парах, группах, коллективно как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Совместная работа побуждает детей к развитию и проявлению таких личностных качеств, как самостоятельное целеполагание, осознанность, избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление. В данных условиях работы значительно повышается качество и оригинальность выполнения заданий, проявляется групповая сплоченность, чувство гордости за общий успех, взаимопомощь, дружелюбие.
Немаловажную роль в становлении личности играет общение. Ведь общение – это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен идеями, обмен опытом. Общение является важнейшим условием для гармоничного развития личности, для развития его познавательных и творческих способностей.
Главным условием такого развития является организация учебно-познавательной работы в группе продлённого дня.
Условия формирования
Своеобразие внеурочной деятельности в начальной школе определяется не только откликом на её содержание и формы, на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, заинтересованность какой-либо проблемой самого педагога, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеклассной деятельности с младшеклассниками.
Каждое занятие, каждый учебный день строится таким образом, чтобы ребенок решал какие-то проблемы, удовлетворял свои познавательные потребности, задачи путем свободного обсуждения, поиска, анализа этих проблем. Ребенка вовлекаем в коллективную познавательную деятельность, суть которой заключается в поиске новых знаний, в сопоставлении подходов и результатов, полученных в ходе совместной исследовательской работы. Только в этом случае воспитанники овладевают настоящими прочными знаниями. Такая работа позволяет воспитанникам общаться с гораздо более широким, чем на уроках, кругом явлений, стала источником многообразных впечатлений. А движущей силой выступает интерес. Если работа на уроках, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа в ГПД импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с изучаемым направлением, способов творческого самовыражения.
Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на "конечный результат" - будь то КВН, турнир знатоков предмета, выпуск газет, устных журналов, олимпиад.
Обычно работа клубных часов тесно связана с уроком, но она, тем не менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие - тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы - составляет одну из особенностей работы клубных часов, которая призвана, развивая познавательные интересы воспитанника, учитывать эти интересы и опираться на них. Таким образом, заседания в клубах ГПД – это своеобразная форма научной популяризации.
Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения, внеклассная работа чутко реагирует на изменение содержания и методов обучения и приводит свой "арсенал" в соответствие с современными требованиями.
Такие клубные часы создают непринужденную атмосферу, вызывают положительный эмоциональный настрой, способствующую релаксации, раскрепощению и, как следствие, сплочению коллектива, воспитываются чувства взаимовыручки, взаимопонимания, когда формируются и развиваются основы культурного и полезного отдыха. Одна из основных задач клубных часов в группе продлённого дня - пробудить интерес к изучаемому предмету у каждого школьника.
Эффективность работы клубных часов в значительной степени определяется тем, что занятия в них ведутся систематически, по определенному плану, при более или менее постоянном составе учащихся.
Опыт работы таких клубов показывает, что занятия можно строить как на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий и в наибольшей степени способствуют лучшему усвоению знаний), так и независимо от программного материала и времени его изучения.
С организационной стороны в работе клубов в начальной школе обычно выделяется 3 части:
1) игровая часть (решение проблемных задач (10-15 мин.);
2) теоретическая часть (обобщение учителя или учащихся (5 мин.);
3) практическая часть (подготовка материала для проведения игр, выпуска бюллетеней, плакатов и т.п. (10-15 мин.).
Готовясь к проведению занятия, воспитатель планирует его, определяет тему и цель работы, отбирает дидактический материал, наглядные пособия, находит наиболее приемлемую, с его точки зрения, форму, ориентировочно устанавливает продолжительность.
Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, во внеурочной работе быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе.
Организация таких внеклассных занятий с младшими школьниками имеет свои особенности:
- Во-первых, при работе с учениками I-III(IV) классов на одну и ту же тему необходимо ответить не менее двух занятий.
- Во-вторых, не должно быть большого разрыва между занятиями по одной и той же теме.
- В-третьих, важно и то, сколько времени затрачивается на одно занятие. Оно может быть различным.
- В-четвертых, занятие должно быть хорошо оборудовано наглядными пособиями.
- В-пятых, немаловажной на внеклассных занятиях с учениками начальных классов является оценка их ответов.
Вариативность в проведении занятий достигается разнообразием форм преподнесения материала. В I классе занятия обычно проводятся в виде игры - соревнования (здесь используются также рассказ-беседа, занимательный час и др.), во II классе ведущей становится беседа, а в III классе к беседе добавляются рассказ, устный журнал.
На внеклассных занятиях нередко предлагаются письменные работы, поэтому школьники ведут специальные тетради, альбомы в которых не только выполняются задания воспитателя, но и выполняются записи, схемы, чертежи по теме занятия.
Желательно иметь также классный журнал. В нем для каждой темы отводится несколько страниц, куда ученики записывают свои впечатления, вопросы, викторины, стихотворения, помещают лучшие рисунки, самостоятельно найденный материал и т.п. Копилка, как и другие материалы должна быть доступна каждому ученику.
Результаты классной и внеклассной работы учащихся могут быть обобщены и подытожены путем массовой проверки-соревнования, олимпиад, тематических праздников и конкурсов.
На мой взгляд, продленка должна быть продолжением учебно-воспитательного процесса. Недостаточно того, что ребенок выгулян, накормлен, с выполненным домашним заданием. Продленка — это целый комплекс занятий, в центре которых — ребенок и его интересы. Другими словами, продленка выступает как одна из составляющих школы развития. Благодаря ей ребёнок может сформировать свои интересы, которые впоследствии, вероятно, могут перейти в его будущую профессию.
Теоретическая база
Иначе говоря, «Зона свободного поиска» (по Б.М. Неменскому):
-возможностью делать то, что хочешь и можешь;
-пробовать себя в разных ролях: корреспондентов, ораторов, исследователей и т.п.
При планировании своей деятельности активно использую подходы, разработанные О. С. Газманом. По его мнению, механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенка в решении проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей, в создании условий для жизненного самоопределения. Для целенаправленной работы по организации поддержки процессов самоопределения и самопостроения личности воспитанников мною было выбрано четыре направления деятельности:
- «Этикет».
- «Расти здоровым!».
- «Учение с увлечением».
- «Охрана жизнедеятельности».
- «Спорт! Спорт! Спорт!»
При планировании работы использовался и деятельностный подход в воспитании Н. Е. Щурковой, когда должны быть учтены различные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая,физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
При подборе содержания многих клубных часов использовалась детская периодическая печать и справочная литература, видеофильмы, присутствует также компьютерное тематическое сопровождение в виде презентаций PowerPoint.
Продуктивность
Состоит в том, что у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребенка и саморазвитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День знаний. "Урок-путешествие в галактику Знаний".
Конспект мероприятия, проведённого в 1 классе....
Дополнительная образовательная программа "Приятного аппетита!"
Данная программа предназначена проведения внеурочной деятельности в 1 - 2 классах для детей в возрасте 7 - 8 лет, срок реализации - 1 год...
Сценарий праздника "Приятного аппетита!"
Целью мероприятия является пропаганда здорового образа жизни. В увлекательной форме детям сообщаются знания правилах здорового питания....
Приятного аппетита.
Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Приятного аппетита или Почему нужно есть много фруктов и овощей" проводится в форме игры-путешествия, где дети знакомятся с органами пищеварения, правилами пи...
Образовательная программа внеурочной деятельности "Учеба с аппетитом"
Данный материал является авторской разработкой, может использоваться в процессе внеурочной деятельности, внеклассной работы, воспитательной работы классного руководителя....
Учебнгая встреча "Приятного аппетита!"
Игровая программа предназначена для учащихся второго года обучения. Она предназначена для расширения кругозора детей, активизации воображения, развития эмоционального восприятия и эстетического вкуса,...
классный час "Приятного аппетита"
Цель: Формирование знаний подростков о питании, привитие культуры питания....