статья "Формирующее оценивание "
статья на тему
Статья о способах осуществления контроля учебных достижений школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samuel_.formiruyushchee_obuchenie.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №332 Невского района Санкт-Петербурга
Тема:
«Формирующее оценивание»
подготовила
учитель Изобразительного искусства и черчения
Самуэль Анастасия Анатольевна.
2018 г.
Формирующее оценивание.
В отечественной практике оценивание в классе традиционно рассматривается как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьника. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов
ученика. Для большинства учителей основной целью оценивания в классе является собственно выставление отметок и информирование родителей об успехах ученика. Значительно реже эта информация используется учителем для корректировки преподавания или определения индивидуальных потребностей учеников, организации учебных групп и разделения учебных задач.
С новой инициативой реформирования системы оценивания в
классе выступила Российская академия образования и эксперты, разработавшие Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС).Принятый стандарт для начальной школы предполагает расширение задач и инструментов оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Оцениваться должны не
только предметные, но и метапредметные результаты обучения.
При этом должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны являться содержательной и критериальной основой для системы оценки учебных результатов, в том числе, проводящейся в классе.
Близкие требования к системе оценивания сформулированы и в Проекте ФГОС для основной школы. Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
На данный момент выделяются два подхода к оцениванию образовательных результатов учащихся: итоговое и формирующее. В данной статье мы подробнее остановимся на втором подходе.
Формирующее (мотивирующее, стимулирующее) оценивание – это
процесс формирования результата обучения, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи, совершенствование учебных достижений в условиях системно-деятельностного подхода в обучении на основе алгоритмизации и эргономизации учебного процесса и предметного содержания, критериально-ориентированного и критериально-
уровневого обучения и оценивания.
Ключевые характеристики формирующего оценивания:
- встроено в процесс преподавания и учения;
- предполагает обсуждение учебных целей с учениками;
- вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское
оценивание; - обеспечивает обратную связь: помогает ученикам наметить
следующие шаги в учении; - укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может
добиться улучшений; - стимулирует рефлексию и коммуникацию на уроке.
Формирующее оценивание – существенный элемент образовательных реформ, направленных на повышение учебных достижение учащихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образования, цель которого «научить учиться». Она определяет стимулирующее оценивание как интерактивное оценивание состояния и прогресса учащихся, нацеленное на выявление учебных потребностей и формирование отвечающего им преподавания. Формирующее оценивание собирает информацию, на основании которой осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса. Это принципиально отличает его от итогового оценивания, цель которого определить и представить итоговые показатели достижений учеников.
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и – если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения. Его цель состоит в совершенствовании качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения. Оно нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает сравнения результатов разных учащихся или административных выводов.
Инструменты для проведения формирующего оценивания:
- Недельный отчет, календарь учебных событий, летопись в продвижении в науках, книги тайн и открытий, книги связей и отношений, книги таблиц и графиков, книги рабочих определений и рабочего словаря понятий и пр.
- Критериальное оценивание результатов учебного занятия, выполнения учебной задачи.
- Шкалы самооценивания, взамооценивания.
- Оценочные рубрики.
- Карта понятий (кластеры, схемы, модели).
- «Уроки года».
Технология формирующего оценивания позволяет делать выводы о продвижении ученика по личной учебной траектории; обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях, стимулируя самооценку ребенка; формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению обучающегося в субъект оценивания; оценивать ученика не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок он исправил».
Библиографический список:
- Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова.–Донецк: ДОУ, 2002. –503 с
- Михайлова Е.К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения / «Magister Dixit» - научно - педагогический журнал Восточной Сибири №1 (03). Март 2012
- Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода / [Электронный ресурс]
- Рогозина Т.В.Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС / [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание устных ответов и письменных контрольных работ учащихся начальной школы
Оценивание устных ответов и контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе....
Формирующее оценивание - оценивание для обучения.
Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...
«Оценивание ученика и какова важность оценивания для обучения».
Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. ...
Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития
Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....