Формирующее оценивание - оценивание для обучения.
статья по теме
Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. Помочь в этом призвано формирующее оценивание - оценивание для обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie.docx | 629.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методическая мастерская»
Дементьева М.Н.
МБОУ Лежневская СОШ № 10
Формирующее оценивание – оценивание для учения.
Не секрет, каждому учителю всегда хочется, чтобы ученик на уроке воскликнул: «Ух-ты! Как интересно!», но не всегда бывает так. Что же делать учителю? Конечно же, искать мотивирующие методы, приемы, средства обучения, объединять и совмещать различные педагогические технологии, что находится в соответствии с основными позициями федерального государственного стандарта.
То есть учить по – новому (понятно, что это необходимость!), а оценивать будем по-старому? Хотя очевидно, что инновационные подходы к обучению требуют качественно иного подхода к процедуре оценивания. Мы должны научится оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени.
Таким образом, учитель современной школы, поставлена перед необходимостью научиться оценивать не конечный результат, а способы деятельности учащегося. И только представляя школьнику определенную степень свободы в выборе образовательной траектории, способов деятельности и формы конечного продукта, возможно оценить его регулятивные умения. А создавая ему условия работы в команде, мы можем оценить коммуникативные умения. И, конечно, познавательные универсальные учебные действия можно оценить только в ходе интеллектуальной продуктивной деятельности, ориентированной на поиск и конструирование нового знания...
Изменились и ориентиры в понимании учебного результата и соответственно подходов к оцениванию, когда учитель должен создать условия, в которых бы развивалась самостоятельность, умение оценивать себя и товарища. Умение брать ответственность за своё обучение. Каким образом производить оценивание и привлечь к контрольно-оценочной деятельности и ученика? Помочь в этом призвана новая система оценивания в классе – формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Система оценивания в классе, которую я использую, построена на следующих основаниях:
1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
2) оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
3) критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогу, и обучающимся и могут вырабатываться ими совместно;
4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В чём же различие между итоговым и формирующим оцениванием?
Итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата.
Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее оценивание, диагностическое – это «оценивание для обучения».
Формирующее оценивание – это процесс обнаружения и интерпретации данных, которые позволяют и мне, и ученику понять в каком направлении он движется , насколько далеко он продвинулся и как ему помочь улучшить свои результаты. В то же время, это мне позволяет понять, достаточно ли удачные формы и методы обучения я использую в работе с конкретными детьми или необходимо что-то менять в своей деятельности.
Данные международных научных исследований говорят о том, что использование методов формирующего оценивания в работе с учениками (особенно категории неуспешных, с низкой мотивацией к обучению), показывает высокую эффективность.
В чём же отличие данного вида оценивания от традиционного? Оценивание для обучения:
- Центрировано на ученике.
Это оценивание фокусирует моё внимание и внимание ученика на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт мне и ученику информацию, на основании которой мы принимаем решения, как улучшать и развивать учение.
- Направляется учителем.
Предполагает высокий профессионализм учителя, так как именно он решает, что оценивать и каким образом, как реагировать на полученную информацию.
Разносторонне результативно:
- Благодаря тому, что оценивание сфокусировано на ученике и требует его глубокого погружения в изучаемый материал, создаются условия для развития навыков самооценивания, что приводит к повышению учебной мотивации. Дети видят заинтересованность учителя, который стремится им помочь стать успешными.
- Формирует и направляет учебный процесс.
В основе формирующего оценивания – механизм, обеспечивающий учителя информацией, которая нужна ему для совершенствования преподавания, для поиска наиболее эффективных методов обучения, а так же мотивирует учеников активней включиться в своё учение.
- Определено контекстом.
Оценивание осуществляется с учётом потребностей учителя и его учеников. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной учебной ситуации. Поэтому, что хорошо работает в одном классе, может не подойти для другого.
- Непрерывно.
Формирующее оценивание запускает механизм непрерывной обратной связи. Используя различные техники, я получаю от учеников обратную связь, относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Это ежедневная учебная работа, которая происходит в классе, которая позволяет мне работать систематично, подвижно и эффективно.
Формирующее оценивание нацелено на решение двух задач:
1. Осознание учеником, чего он хочет достичь (в знаниях, понимании, умениях) и тем, где он находится в данный момент.
2. Планирование того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить.
Методы, приёмы и техники формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разных классов.
В начале урока я выясняю потребности учеников и их стартовые позиции, чтобы учитывать их в ходе обучения. Это может быть беседа с детьми, в ходе которой я наблюдаю и оцениваю, как происходит учение или таблицы «ЗИУ»(Знаю, Интересуюсь, Узнал) или «ЗХУ»(Знаю, Хочу узнать, Узнал)- один из приемов ТРКМЧП.
Задачи, которые позволяет решать данная стратегия:
1. Формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения материала и восполнения пробелов в знаниях.
2. Создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.
3. Формирование умения соотносить полученную информацию с собственными представлениями по изучаемой теме.
Во время урока я могу проводить краткие импровизированные обсуждения наиболее интересных ответов. Письменные работы детей обсуждаются и оцениваются вместе с детьми, т.е. проводится анализ работ. Работу можно начинать с 1 класса, используя документ-камеру. Данный вид работы очень мотивирует и стимулирует детей. Когда в классе доброжелательная обстановка и анализ работы проходит по точным, заранее всем известным критериям, дети не зажимаются и не боятся, что у них вдруг кто-то обнаружит ошибку.
Проведение экспресс-опроса или опроса по заготовленным вопросам, позволяет сразу же оценить вместе с детьми их знания, получить мгновенную обратную связь, которая является основой формирующего оценивания. В этом помогает онлайн-сервис Plickers.
Дети, анализируя диаграммы результатов, могут самостоятельно оценивать качество и результативность своей работы на уроке и поставить перед собой цель: улучшитиь (если он оказался не достаточно высоким) этот результат на следующем уроке. Именно так ученики вырабатывают в себе привычку к самоконтролю.
Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.
В своей педагогической практике я использую различные инструменты оценивания:
- карта самоотчёта;
- самодиагностика (навыка сотрудничества, работы с партнёром);
-кластер (карта ума);
-диагностика читательских умений;
-cервис Learning Apps.org и др.
Лист самооценки навыков сотрудничества
Фамилия, имя ______________________________________
Нарисуй синий кружок напротив того утвержения, которое считаешь верным.
Работая в группе… | Всегда | Иногда | Никода |
Я выслушиваю мнение своих товарищей | |||
Я высказываю свою точку зрения | |||
Я был полезен своей группе | |||
Я с удовольсвием работал в своей группе |
Самодиагностика учебных умений
Фамилия, Имя______________________________
Утверждение | Очень уверенно | Уверенно | Неуверенно |
Я могу решать задачу на нахождение остатка | |||
Я могу построить схему к задаче данного вида | |||
Я могу свам придумать задачу на нихождение остатка |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | |||
МАТЕМАТИКА | |||
ПИСЬМО |
-кластер (карта ума);
-диагностика читательских умений;
-cервис Learning Apps.org и др.
Оценивание занимает важное место среди других элементов педагогического процесса. Без оценивания нет и обратной связи, то есть ни учитель, ни ученик не получают достоверных данных о результатах своего труда, которые могли бы использовать для корректировки и улучшения как ученика, так и преподавания.
Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Формирующее оценивание, как способ повышения мотивации к обучению младших школьников.
Эта статья раскрывает понятие формирующие оценивание....
Формирующее оценивание – как фактор успешности обучения младших школьников.
Новая система оценивания, которая: позволяет получать информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, отс...
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...
Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития
Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...
Технология формирующего оценивания в начальной школе как инструмент повышения мотивации к обучению
Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...
Современный подход к оцениванию формирующее оценивание учебных действий.
Презентация на тему оценивания учебных действий обучающихся в условиях современного образовательного процесса....