Формирующее оценивание - оценивание для обучения.
статья по теме

Дементьева Марина Николаевна

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. Помочь в этом призвано формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx629.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая мастерская»

Дементьева М.Н.

МБОУ Лежневская СОШ № 10

Формирующее оценивание – оценивание для учения.

        Не секрет, каждому учителю всегда хочется, чтобы ученик на уроке воскликнул: «Ух-ты! Как интересно!», но не  всегда бывает так. Что же делать учителю? Конечно же, искать мотивирующие методы, приемы, средства обучения, объединять и совмещать различные педагогические технологии, что находится в соответствии с основными позициями федерального государственного стандарта.

        То есть учить по – новому (понятно, что это необходимость!), а оценивать будем по-старому? Хотя очевидно, что инновационные подходы к обучению требуют качественно иного подхода к процедуре оценивания. Мы должны научится оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени.        

         Таким образом, учитель   современной школы, поставлена перед необходимостью  научиться  оценивать не конечный результат, а способы деятельности учащегося. И только представляя школьнику определенную степень свободы в выборе образовательной траектории, способов деятельности и формы конечного продукта, возможно оценить его регулятивные умения. А создавая ему условия работы в команде, мы можем оценить коммуникативные умения. И, конечно, познавательные универсальные учебные действия можно оценить только в ходе интеллектуальной продуктивной деятельности, ориентированной на поиск и конструирование нового знания...

        Изменились  и ориентиры в понимании учебного результата и соответственно подходов к оцениванию, когда учитель должен создать условия, в которых бы развивалась самостоятельность, умение оценивать себя и товарища. Умение брать ответственность за своё обучение. Каким образом производить оценивание и привлечь к контрольно-оценочной деятельности и ученика? Помочь в этом призвана новая система оценивания в классе – формирующее оценивание или оценивание для обучения.
        Система оценивания в классе, которую я   использую,   построена на следующих основаниях:
1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
2) оценивание   может быть только критериальным.  Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие  учебным  целям;
3) критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогу, и обучающимся и могут вырабатываться ими совместно;
4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
        В чём же различие между итоговым и формирующим  оцениванием?
Итоговое   оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата.
         Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее оценивание, диагностическое – это  «оценивание для обучения».
         Формирующее оценивание – это процесс обнаружения и интерпретации данных, которые позволяют и мне, и ученику понять в каком направлении он движется , насколько далеко он продвинулся и как ему помочь улучшить свои результаты. В то же время, это мне позволяет понять, достаточно ли удачные формы и методы обучения я  использую в работе с конкретными детьми или необходимо что-то менять в своей деятельности.
Данные международных научных исследований говорят о том, что использование методов формирующего оценивания в работе с учениками (особенно категории неуспешных, с низкой мотивацией к обучению), показывает высокую эффективность.
        В чём же отличие данного вида оценивания от традиционного? Оценивание для  обучения:
   - Центрировано на ученике.
 Это оценивание фокусирует   моё внимание и внимание ученика на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт мне    и ученику информацию, на основании которой мы принимаем решения,   как улучшать и развивать учение.
 - Направляется учителем.
Предполагает высокий профессионализм учителя, так как именно он решает, что оценивать и каким образом, как реагировать на полученную информацию.
Разносторонне результативно:
  - Благодаря тому, что оценивание сфокусировано на ученике и требует его глубокого погружения в изучаемый материал, создаются условия для развития навыков самооценивания, что приводит к повышению учебной мотивации. Дети видят заинтересованность учителя, который стремится им помочь стать успешными.

  - Формирует и направляет учебный процесс.
        В основе формирующего оценивания – механизм, обеспечивающий учителя информацией, которая нужна ему для совершенствования преподавания, для поиска наиболее эффективных методов обучения, а так же мотивирует учеников активней включиться в своё учение.
  - Определено контекстом.
 Оценивание осуществляется с учётом потребностей учителя и его учеников. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной учебной ситуации. Поэтому, что хорошо работает в одном классе, может не подойти для другого.
 - Непрерывно.
        Формирующее оценивание запускает механизм непрерывной обратной связи. Используя различные техники, я получаю от учеников обратную связь, относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Это ежедневная учебная работа, которая происходит в классе, которая позволяет мне работать систематично, подвижно и эффективно.
        Формирующее оценивание нацелено на решение двух задач:
1. Осознание учеником, чего он хочет достичь (в знаниях, понимании, умениях) и тем, где он находится в данный момент.
2. Планирование того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить.
Методы, приёмы и техники формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разных классов.
        В начале урока я выясняю потребности учеников и  их стартовые позиции, чтобы учитывать их в ходе обучения. Это может быть беседа с детьми, в ходе которой я  наблюдаю  и оцениваю, как происходит учение или таблицы «ЗИУ»(Знаю, Интересуюсь, Узнал) или «ЗХУ»(Знаю, Хочу узнать, Узнал)- один из приемов ТРКМЧП.

C:\Users\Марина\Desktop\ИРО\2015-09-09 08.54.26.jpg C:\Users\Марина\Desktop\ИРО\2015-09-09 08.56.43.jpg C:\Users\Марина\Desktop\ИРО\2015-09-09 12.39.23.jpg
Задачи, которые позволяет решать данная стратегия:

1. Формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения материала и восполнения пробелов в знаниях.

2. Создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.

3. Формирование умения соотносить полученную информацию с собственными  представлениями по изучаемой теме.

        

        Во время урока  я могу проводить краткие импровизированные обсуждения наиболее интересных ответов. Письменные работы детей обсуждаются и оцениваются вместе с детьми, т.е. проводится анализ работ. Работу можно начинать с 1 класса, используя документ-камеру. Данный вид работы очень мотивирует и стимулирует детей. Когда в классе доброжелательная обстановка и анализ работы проходит по точным, заранее всем известным критериям, дети не зажимаются и не боятся, что у них вдруг кто-то обнаружит ошибку.


        Проведение экспресс-опроса или опроса по заготовленным вопросам, позволяет сразу же оценить вместе с детьми их знания, получить мгновенную обратную связь, которая является основой формирующего оценивания. В этом  помогает   онлайн-сервис Plickers.

https://i.gyazo.com/a96239cf6bc1d62ff851d40cc5c3b713.png C:\Users\Марина\Desktop\ИРО\Слайд19.JPG C:\Users\Марина\Desktop\ИРО\Слайд20.JPG

         Дети, анализируя диаграммы результатов, могут самостоятельно оценивать качество и результативность своей работы на уроке и поставить перед собой цель: улучшитиь (если он оказался не достаточно высоким) этот результат на следующем уроке. Именно так ученики вырабатывают в себе привычку к самоконтролю.

        Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания  и  взаимооценивания.

В своей педагогической практике я использую  различные инструменты оценивания:

- карта самоотчёта;

- самодиагностика (навыка   сотрудничества, работы с партнёром);

-кластер (карта ума);

-диагностика читательских умений;

-cервис  Learning Apps.org и др.

3.png

                                       Лист самооценки навыков сотрудничества

Фамилия, имя ______________________________________

Нарисуй синий кружок напротив того утвержения, которое считаешь верным.

Работая в группе…

Всегда

Иногда

Никода

Я выслушиваю мнение своих товарищей

Я высказываю свою точку зрения

Я был полезен своей группе

Я с удовольсвием работал в своей группе

                     Самодиагностика учебных умений

Фамилия, Имя______________________________

Утверждение

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Я могу решать задачу на нахождение остатка

Я могу построить схему к задаче данного вида

Я могу свам придумать задачу на нихождение остатка

                ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

          МАТЕМАТИКА

        ПИСЬМО

        

-кластер (карта ума);

-диагностика читательских умений;

-cервис  Learning Apps.org и др.


        Оценивание занимает важное место среди других элементов педагогического процесса. Без оценивания нет и обратной связи, то есть ни учитель, ни ученик не получают достоверных данных о результатах своего труда, которые могли бы использовать для корректировки и улучшения как ученика, так и преподавания.

Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание – как фактор успешности обучения младших школьников.

Новая система оценивания, которая: позволяет получать  информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, отс...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...

Технология формирующего оценивания в начальной школе как инструмент повышения мотивации к обучению

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...

Современный подход к оцениванию формирующее оценивание учебных действий.

Презентация на тему оценивания учебных действий обучающихся в условиях современного образовательного процесса....