Внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юные краеведы» составлена на основе Федерального государственного стандарта второго поколения и авторской программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.
Цели и задачи изучения предмета
Цель: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.
Задачи:
- Формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Во 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно - географическими понятиями.
Место курса в учебном плане
Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю-34 часа в год.
Содержание курса
Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.
Моя школа
∙ осознание гордости за свою школу;
∙ освоение школьных традиций;
∙ знакомство с историей школы.
Мой город
∙ обогащение понятия "город" историко-культурным и экологическим содержанием;
∙ наполнение понятия "улица" культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.
Мой край
∙ пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
∙ осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.
Расхождение авторской и рабочей программы
Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
- бережное отношение к памятникам прошлого;
- любовь и бережливость к природе родного края.
Метапредметные результаты:
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
- развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.
Предметные результаты
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;
- историю возникновения письменности у наших предков;
- элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест культуры.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания;
- оперировать моделями и схемами, самостоятельно изготовлять определённые модели.
Календарно-тематическое планирование занятий
№п/п | Тема | Содержание | Дата проведения занятия, 1 группа | Дата проведения занятия, 2 группа |
Раздел «Мир культуры» | ||||
1 | Введение. Давайте познакомимся! | Чем занимается краеведение? | 03.09. | 07.09 |
2 | Жилища наших предков | с.6-2 | 10.09. | 14.09 |
3 - 5 | В смоленской избе | Экскурсия во Флёново | 17.09. | 21.09 |
6 - 8 | Предметы быта смолян | Экскурсия в музей «Русская кузница» Адрес: ул. Ленина, во дворе дома №8 | 08.10. | 12.10 |
9 | Во что одевались наши предки | С.18-24 | 29.10. | 02.11 |
10 | Головные уборы, обувь, украшения | С.26-34. | 12.11. | 16.11 |
11 | Как сделать пояс? | С.123-124 Пр. раб. | 19.11. | 23.11 |
12 | Что ели наши предки | С.35-41 | 26.11. | 30.11 |
13 | Правила поведения за столом | С.41-42, 129 | 03.12. | 07.12 |
14 | Праздник «Русская кухня» | Пр. занятие | 10.12. | 14.12 |
15 | Праздники: календарные, религиозные, семейные. | С.48-55 | 17.12. | 21.12 |
16 | Народные игры | С.58-65 | 24.12. | 28.12 |
17 | Разучивание детских игр | Пр. занятие | 14.01. | 11.01 |
18 | Русский хоровод | С.66-68 | 21.01. | 18.01 |
19 | В гости к танцевальному кружку | Экскурсия | 28.01. | 25.01 |
20 | Как возникла письменность? | С.69-75 | 04.02. | 01.02 |
21 | Берестяные грамоты. | С.76-82 | 11.02. | 08.02 |
22 | Создание рукописной книги пером и чернилами | Пр.раб. | 18.02. | 15.02 |
23 | Смоленские храмы | С.86-92 | 25.02. | 22.02 |
24 | Правила поведения в храме | С.137 | 04.03. | 01.03 |
25- 27 | Храмы и монастыри Смоленщины | Экскурсия в Успенский собор | 11.03. | 15.03 |
28 | Книжка – малышка «Главный храм Смоленска» | С. 101 Пр.Раб. | 08.04. | 12.04 |
29 | Культура Смоленщины сегодня | С.109-110 | 15.04. | 19.04 |
30- 32 | Какие библиотеки есть в нашем городе? | Экскурсия в областную детскую библиотеку им. Твардовского | 22.04. | 26.04 |
33 | Создание копилки знатока. (стихи, песни о Смоленске) | Пр. раб. | 13.05. | 24.05 |
34 | Скажем друг другу до свидания | Викторина о Смоленске | 20.05. | 31.05 |
Резерв | 27.05 |
Учебно-методические средства обучения
- С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть 3 - Мир культуры: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
- С. А. Болотова Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.
Дополнительная литература
1.Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия.- М.: Русская книга, 1996г.
2.Миловский А. Песнь Жар-птицы. Рассказы о народных праздниках -М.:Дет.лит.,1986г.
3. Терещенко А. Быт русского народа. - М.: Русская книга,1997г.
4.Детская энциклопедия.
Предварительный просмотр:
Кружок «Юные краеведы»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юные краеведы» составлена на основе Федерального государственного стандарта второго поколения и авторской программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.
Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
- формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
- воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно - географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».
Место курса в учебном плане
Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю-34 часа в год.
Расхождение авторской и рабочей программы
Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
- бережное отношение к памятникам прошлого;
- любовь и бережливость к природе родного края.
Метапредметные результаты:
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
- развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.
Предметные результаты
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
- особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
- названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
- названия некоторых рек, озёр и водохранилищ Смоленской области;
- названия некоторых растений, грибов, животных Смоленской области;
- меры по охране природы;
- нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий;
- правила поведения в природе;
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать распространённые в Смоленском крае растения и животных;
- различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения;
- подготовить рассказ, сообщение, природо-краеведческого и культурно-исторического содержания;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе
Календарно - тематическое планирование занятий
2 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Дата |
Раздел «Мир культуры» | |||
1 | Введение. Давайте познакомимся! | Чем занимается краеведение? | 03.09. |
2 | Жилища наших предков | с.2-6 | 10.09. |
3 - 7 | В смоленской избе | Экскурсия во Флёново | 17.09. |
8 | Предметы быта смолян | 15.10. | |
9 | Во что одевались наши предки | С.18-24 | 29.10. |
10 | Головные уборы, обувь, украшения | С.26-34. | 12.11. |
11 | Как сделать пояс? | С.123-124 Пр. раб. | 19.11. |
12 | Что ели наши предки | С.35-41 | 26.11. |
13 | Правила поведения за столом | С.41-42, 129 | 03.12. |
14 | Праздник «Русская кухня» | Пр. занятие | 10.12. |
15 | Праздники: календарные, религиозные, семейные. | С.48-55 | 17.12. |
16 | Народные игры | С.58-65 | 24.12. |
17 | Разучивание детских игр | Пр. занятие | 14.01. |
18 | Русский хоровод | С.66-68 | 21.01. |
19 | В гости к танцевальному кружку | Экскурсия | 28.01. |
20 | Как возникла письменность? | С.69-75 | 04.02. |
21 | Берестяные грамоты. | С.76-82 | 11.02. |
22 | Создание рукописной книги пером и чернилами | Пр.раб. | 18.02. |
23 | Смоленские храмы | С.86-92 | 25.02. |
24 | Правила поведения в храме | С.137 | 04.03. |
25- 27 | Храмы и монастыри Смоленщины | Экскурсия в Успенский собор | 11.03. |
28 | Книжка – малышка «Главный храм Смоленска» | С. 101 Пр.Раб. | 08.04. |
29 | Культура Смоленщины сегодня | С.109-110 | 15.04. |
30- 32 | Какие библиотеки есть в нашем городе? | Экскурсия в областную детскую библиотеку им. Твардовского | 22.04. |
33 | Создание копилки знатока. (стихи, песни о Смоленске) | Пр. раб. | 13.05. |
34 | Скажем друг другу до свидания | Викторина о Смоленске | 20.05. |
3 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Дата |
Раздел «Мир природы» | |||
1 | Вводное занятие | Знакомство с учебником | 08.09. |
2 | Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь | 15.09. | |
3 | Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат | Экскурсия в овраг | 22.09. |
4 | Почвы Смоленской области | 29.09. | |
5 | Конкурс рисунка «Берегите почву!» | Творческая работа | 06.10. |
6 | Полезные ископаемые | 13.10. | |
7 | О чём рассказывают камни? | Пр. занятие | 20.10. |
8 | Водоёмы Смоленщины | 27.10. | |
9 | Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре» | Заочная экскурсия | 10.11. |
10 | Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины | Творческая работа | 17.11. |
11 | Растения леса нашего края | 24.11. | |
12 | Викторина «Угадай, что в лесу растёт?» | Пр. занятие | 01.12. |
13 | Растения луга нашего края | 08.12. | |
14-16 | Экскурсия в музей «Смоленский лён» | Экскурсия | 15, 22.12. |
17 | Работа с гербарием | Пр. занятие | 14.01. |
18 | Растения болота нашего края | 21.01. | |
19 | Конкурс рисунка «В гостях у Водяного» | Творческая работа | 28.01. |
20 | Грибы |
| 04.02. |
21 | Игра «Съедобный или несъедобный» | Пр. занятие | 11.02. |
22 | Растения из Красной книги Смоленской области | 18.02. | |
23 | Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся | 03.03. | |
24 | Насекомые нашего края |
| 10.03. |
25 | Работа с коллекцией насекомых | Пр. занятие | 17.03. |
26 | Птицы нашего края | 07.04. | |
27 | Изготовление макетов домиков для птиц | Пр. занятие | 14.04. |
28 | Млекопитающие нашего края | 21.04. | |
29 | Викторина «Теремок» | Пр. занятие | 28.04. |
30 | Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области | 05.05. | |
31-33 | Экскурсия в музей природы | Экскурсия | 12,19,26.05 |
34 | Сбережём природу родного края! | Итоговое занятие | 31.05. |
Учебно-методические средства обучения
- С. А. Болотова . Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
- С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.
Мониторинговая карта достижения обучающимися планируемых результатов внеурочной деятельности
Название программы внеурочной деятельности «Юные краеведы»
Направление внеурочной деятельности общекультурное
Возраст обучающихся 9 – 10 лет
Содержание мониторинговой карты
Критерии | Показатели | Инструментарий | |
Личностные результаты (блок, формируемая ценность): - бережное отношение к памятникам прошлого; - любовь и бережливость к природе родного края. | Воспитательные результаты 1 уровня Развитие интереса к природе родного края. Воспитательные результаты 2 уровня Стремление к бережному отношению к природе родного края. Воспитательные результаты 3 уровня Участие в мероприятиях по пропаганде и сохранению природы родного края. | Методика «Таинственное письмо» Методика «Незавершённая сказка» Методика «Кто я?»(модификация методики М.Куна) | |
Воспитательный эффект | Обучающиеся будут осознанно выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения, проводить самостоятельные наблюдения в природе. | ||
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; | Методика «Полоска» (Л.И.Аршавина) | |
Прогнозируемый эффект | Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности. | ||
Регулятивные УУД: - развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. | Методика «Методика на внимание»(Я.Гальперин, С.Л.Кобыльницкая» | ||
Прогнозируемый эффект | В процессе занятий у обучающихся формируется умение проводить самостоятельные наблюдения (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность своих действий, анализировать их и управлять ими). | ||
Коммуникативные УУД: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности. | Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»
| ||
Прогнозируемый эффект | В процессе занятий у обучающихся формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности. |
Корректировка программы
№ п/п | Тема | Содержание | Дата |
18 | Растения болота нашего края | 11.02. | |
19 | Конкурс рисунка «В гостях у Водяного» | Творческая работа | 18.02. |
20 | Грибы. Игра «Съедобный или несъедобный» | Пр. занятие | 25.02. |
21 | Растения из Красной книги Смоленской области | 03.03. | |
22 | Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся | 10.03. | |
23 | Насекомые нашего края. Работа с коллекцией насекомых | Пр. занятие | 17.03. |
24 | Птицы нашего края | 07.04. | |
25 | Изготовление макетов домиков для птиц | Пр. занятие | 14.04. |
26 | Млекопитающие нашего края. Викторина «Теремок» | Пр. занятие | 21.04. |
27 | Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области | 28.04. | |
28-30 | Экскурсия в музей природы | Экскурсия | 05,12,19.05 |
31 | Сбережём природу родного края! | Итоговое занятие | 26.05. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юные краеведы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.
Цели и задачи курса
Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
- формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
- воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно - географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».
Место курса в учебном плане
Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю - 34 часа в год.
Содержание курса
В 4 классе изучается II раздел курса «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой «Мир истории», т.к. четвероклассники уже обладают достаточными познаниями, которые они получают в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Наши предки
Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленск – древний город кривичей.
«Из варяг в греки»
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города: Смоленск, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Велиж, Поречье (Демидов).
Смоленская крепостная стена
Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, её неприступность. Башни крепости. Зодчий Фёдор Конь.
Военное прошлое
Сущность понятия «город – воин». Причины, по которым земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Битвы с монголо – татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.
Война с Польшей 1609 – 1611гг. Героическая оборона Смоленска 1609 – 1611гг. Главное значение Смоленского сражение.
Война с Германией 1941 – 1945гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Освобождение Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков.
Награды Смоленщины
Восстановление Смоленщины. Трудовые подвиги смолян. Награды города – героя Смоленска и области.
Места боевой славы
Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.
Наши земляки
Люди, прославившие наш край: М. Глинка, Н. Пржевальский, П. Нахимов, М. Исаковский, Н. Рыленков, Ю. Гагарин.
Расхождение авторской и рабочей программы
Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
- бережное отношение к памятникам прошлого;
- любовь и бережливость к истории родного края.
Метапредметные результаты:
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
- развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
- развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.
Предметные результаты
К концу 4 класса учащиеся получат возможность узнать:
- как называли предков – смолян, их основные занятия;
- торговые связи смолян в древности;
- название древних городов Смоленщины;
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- названия некоторых башен Смоленской крепостной стены;
- героические страницы смоленской земли;
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
- имена некоторых земляков, прославивших родной край
К концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах - схемах изученные исторические объекты;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать модели культурно – исторических объектов;
- подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания.
Календарно - тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Раздел «Мир культуры» | 34 | |||
1 | Введение. Давайте познакомимся! | 1 | 05.09. | Чем занимается краеведение? |
2 | Жилища наших предков | 1 | 12.09. | с.2-6 |
3 - 7 | В смоленской избе | 5 | 19.09.-17.10 | Экскурсия во Флёново |
8 | Предметы быта смолян | 1 | 24.10. | |
9 | Во что одевались наши предки | 1 | 07.11. | С.18-24 |
10 | Головные уборы, обувь, украшения | 1 | 14.11. | С.26-34. |
11 | Как сделать пояс? | 1 | 21.11. | С.123-124 Пр. раб. |
12 | Что ели наши предки | 1 | 28.11. | С.35-41 |
13 | Правила поведения за столом | 1 | 05.12. | С.41-42, 129 |
14 | Праздник «Русская кухня» | 1 | 12.12. | Пр. занятие |
15 | Праздники: календарные, религиозные, семейные. | 1 | 19.12. | С.48-55 |
16 | Народные игры | 1 | 09.01. | С.58-65 |
17 | Разучивание детских игр | 1 | 16.01. | Пр. занятие |
18 | Русский хоровод | 1 | 23.01. | С.66-68 |
19 | В гости к танцевальному кружку | 1 | 30.01. | Экскурсия |
20 | Как возникла письменность? | 1 | 06.02. | С.69-75 |
21 | Берестяные грамоты. | 1 | 13.02. | С.76-82 |
22 | Создание рукописной книги пером и чернилами | 1 | 20.02. | Пр.раб. |
23 | Смоленские храмы | 1 | 27.02. | С.86-92 |
24 | Правила поведения в храме | 1 | 06.03. | С.137 |
25- 27 | Храмы и монастыри Смоленщины | 3 | 13.03.-03.04 | Экскурсия в Успенский собор |
28 | Книжка – малышка «Главный храм Смоленска» | 1 | 10.04. | С. 101 Пр.Раб.
|
29 | Культура Смоленщины сегодня | 1 | 17.04. | С.109-110 |
30- 32 | Какие библиотеки есть в нашем городе? | 3 | 24.04.-08.05 | Экскурсия в детскую библиотеку |
33 | Создание копилки знатока (стихи, песни о Смоленске) | 1 | 19.05. | Пр. раб. |
34 | Скажем друг другу до свидания | 1 | 26.05. | Викторина |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Раздел «Мир природы» | 34 | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 08.09. | Знакомство с учебником | |
2 | Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь | 1 | 15.09. | ||
3 | Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат | 1 | 22.09. | Экскурсия в овраг | |
4 | Почвы Смоленской области | 1 | 29.09. | ||
5 | Конкурс рисунка «Берегите почву!» | 1 | 06.10. | Творческая работа | |
6 | Полезные ископаемые | 1 | 13.10. | ||
7 | О чём рассказывают камни? | 1 | 20.10. | Пр. занятие | |
8 | Водоёмы Смоленщины | 1 | 27.10. | ||
9 | Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре» | 1 | 10.11. | Заочная экскурсия | |
10 | Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины | 1 | 17.11. | Творческая работа | |
11 | Растения леса нашего края | 1 | 24.11. | ||
12 | Викторина «Угадай, что в лесу растёт?» | 1 | 01.12. | Пр. занятие | |
13 | Растения луга нашего края | 1 | 08.12. | ||
14-16 | Экскурсия в музей «Смоленский лён» | 3 | 15.12.- 12.01. | Экскурсия | |
17 | Работа с гербарием | 1 | 19.01. | Пр. занятие | |
18 | Растения болота нашего края | 1 | 26.01. | ||
19 | Конкурс рисунка «В гостях у Водяного» | 1 | 02.02. | Творческая работа | |
20 | Грибы | 1 | 09.02. |
| |
21 | Игра «Съедобный или несъедобный» | 1 | 16.02. | Пр. занятие | |
22 | Растения из Красной книги Смоленской области | 1 | 23.02. | ||
23 | Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся | 1 | 01.03. | ||
24 | Насекомые нашего края | 1 | 08.03 |
| |
25 | Работа с коллекцией насекомых | 1 | 15.03. | Пр. занятие | |
26 | Птицы нашего края | 1 | 05.04. | ||
27 | Изготовление макетов домиков для птиц | 1 | 12.04. | Пр. занятие | |
28 | Млекопитающие нашего края | 1 | 19.04. | ||
29 | Викторина «Теремок» | 1 | 26.04 | Пр. занятие | |
30 | Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области | 1 | 03.05. | ||
31-33 | Экскурсия в музей природы | 3 | 10.05.-24.05 | Экскурсия | |
34 | Сбережём природу родного края! | 1 | 31.05. | Итоговое занятие |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Раздел «Мир истории» | 34 | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 05.09. | Знакомство с учебником | |
2 | Наши предки | 1 | 12.09. | ||
3-9 | Города Смоленщины | 7 | 19.09. -07.11. | Экскурсия в п. Пржевальское в музей партизанской славы | |
10 | «Из варяг в греки» | 1 | 14.11. | ||
11 | Смоленская крепостная стена | 1 | 21.11. | ||
12-13 | Изготовление макета крепостной стены | 2 | 28.11. 05.12. | Творческая работа | |
14 | Война с монголо – татарами под Смоленском | 1 | 12.12. | ||
15 | Война с Польшей 1609 – 1611гг. | 1 | 19.12. | ||
16 | Заочная экскурсия в Успенский собор | 1 | 09.01. | Заочная экскурсия | |
17 | Война с Германией 1941 – 1945 гг. | 1 | 16.01. | ||
18-20 | Экскурсия в музей Великой Отечественной войны | 3 | 23.01.-06.02. | Экскурсия | |
21 | Награды Смоленщины | 1 | 13.02 | ||
22-24 | Экскурсия на Катынский мемориал | 3 | 20.03.-06.03 | Экскурсия | |
25 | Викторина «Мой Смоленск» | 1 | 13.03. | ||
26 | Наши земляки | 1 | 20.03. | Творческая работа | |
27-34 | Экскурсия в Новоспасское | 8 | 03.04.-29.05. | Экскурсия в Новоспасское |
Учебно-методические средства обучения
- С. А. Болотова. Программа Регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». - Смоленск, , 2006.
- С. А. Болотова . Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010.
Мониторинговая карта достижения обучающимися планируемых результатов внеурочной деятельности
Название программы внеурочной деятельности «Юные краеведы»
Направление внеурочной деятельности общекультурное
Возраст обучающихся 9 – 10 лет
Содержание мониторинговой карты
Критерии | Показатели | Инструментарий | |
Личностные результаты (блок, формируемая ценность): - бережное отношение к памятникам прошлого; - любовь и бережливость к природе родного края. | Воспитательные результаты 1 уровня Развитие интереса к природе родного края. Воспитательные результаты 2 уровня Стремление к бережному отношению к природе родного края. Воспитательные результаты 3 уровня Участие в мероприятиях по пропаганде и сохранению природы родного края. | Методика «Таинственное письмо» Методика «Незавершённая сказка» Методика «Кто я?»(модификация методики М.Куна) | |
Воспитательный эффект | Обучающиеся будут осознанно выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения, проводить самостоятельные наблюдения в природе. | ||
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; | Методика «Полоска» (Л.И.Аршавина) | |
Прогнозируемый эффект | Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности. | ||
Регулятивные УУД: - развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. | Методика «Методика на внимание»(Я.Гальперин, С.Л.Кобыльницкая» | ||
Прогнозируемый эффект | В процессе занятий у обучающихся формируется умение проводить самостоятельные наблюдения (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность своих действий, анализировать их и управлять ими). | ||
Коммуникативные УУД: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности. | Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»
| ||
Прогнозируемый эффект | В процессе занятий у обучающихся формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности. |
«Юные краеведы»
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Раздел «Мир истории» | 34 | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 05.09. | Знакомство с учебником | |
2 | Наши предки | 1 | 12.09. | ||
3-9 | Города Смоленщины | 7 | 19.09. -07.11. | Экскурсия в п. Пржевальское в музей партизанской славы | |
10 | «Из варяг в греки» | 1 | 14.11. | ||
11 | Смоленская крепостная стена | 1 | 21.11. | ||
12-13 | Изготовление макета крепостной стены | 2 | 28.11. 05.12. | Творческая работа | |
14 | Война с монголо – татарами под Смоленском | 1 | 12.12. | ||
15 | Война с Польшей 1609 – 1611гг. | 1 | 19.12. | ||
16 | Заочная экскурсия в Успенский собор | 1 | 09.01. | Заочная экскурсия | |
17 | Война с Германией 1941 – 1945 гг. | 1 | 16.01. | ||
18-20 | Экскурсия в музей Великой Отечественной войны | 3 | 23.01.-06.02. | Экскурсия | |
21 | Награды Смоленщины | 1 | 13.02 | ||
22-24 | Экскурсия на Катынский мемориал | 3 | 20.03.-06.03 | Экскурсия | |
25 | Викторина «Мой Смоленск» | 1 | 13.03. | ||
26 | Наши земляки | 1 | 20.03. | Творческая работа | |
27-34 | Экскурсия в Новоспасское | 8 | 03.04.-29.05. | Экскурсия в Новоспасское |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Программа внеурочной деятельности "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...