Внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа на тему

Фадеева Ольга Алексеевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 класс26.41 КБ
Файл 3 класс571.98 КБ
Файл 4 класс44.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа кружка «Юные краеведы» составлена на основе Федерального государственного стандарта второго поколения и авторской  программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.

Цели и задачи изучения предмета

    Цель: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

   Задачи:

  • Формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край;  об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Во 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно -  географическими понятиями.

Место  курса в  учебном   плане

        Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю-34 часа в год.

Содержание курса

     Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.

Моя школа

∙ осознание гордости за свою школу;

 ∙ освоение школьных традиций;

∙ знакомство с историей школы.

Мой город

∙ обогащение понятия "город" историко-культурным и экологическим содержанием;

∙ наполнение понятия "улица" культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.

Мой край

∙ пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;

∙ осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.

                      Расхождение авторской и рабочей программы

       Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

  • бережное отношение к памятникам прошлого;
  •  любовь и бережливость к природе родного края.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.

     Предметные результаты

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;
  • историю возникновения письменности у наших предков;
  • элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест культуры.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания;
  • оперировать моделями и схемами, самостоятельно изготовлять определённые модели.

Календарно-тематическое планирование занятий

№п/п

                     Тема

Содержание

Дата проведения занятия,

1 группа

Дата проведения занятия,

2 группа

       Раздел «Мир культуры»

1

Введение. Давайте познакомимся!

Чем занимается краеведение?  

03.09.

07.09

2

Жилища наших предков

с.6-2

10.09.

14.09

3 - 5

В смоленской избе

Экскурсия во Флёново

17.09.

21.09

6 - 8

Предметы быта смолян

Экскурсия в музей «Русская кузница» Адрес: ул. Ленина, во дворе дома №8

08.10.

12.10

9

Во что одевались наши предки

С.18-24

29.10.

02.11

10

Головные уборы, обувь, украшения

С.26-34.

12.11.

16.11

11

Как сделать пояс?

С.123-124 Пр. раб.

19.11.

23.11

12

Что ели наши предки

С.35-41

26.11.

30.11

13

Правила поведения за столом

С.41-42, 129

03.12.

07.12

14

Праздник «Русская кухня»

Пр. занятие

10.12.

14.12

15

Праздники: календарные, религиозные, семейные.

С.48-55

17.12.

21.12

16

Народные игры

С.58-65

24.12.

28.12

17

Разучивание детских игр

Пр. занятие

14.01.

11.01

18

Русский хоровод

С.66-68

21.01.

18.01

19

В гости к танцевальному кружку

Экскурсия

28.01.

25.01

20

Как возникла письменность?

С.69-75

04.02.

01.02

21

Берестяные грамоты.

С.76-82

11.02.

08.02

22

Создание рукописной книги пером и чернилами

 Пр.раб.

18.02.

15.02

23

Смоленские храмы

С.86-92

25.02.

22.02

24

Правила поведения в храме

С.137

04.03.

01.03

25- 27

Храмы и монастыри Смоленщины

Экскурсия в Успенский собор

11.03.

15.03

28

Книжка – малышка «Главный храм Смоленска»

С. 101        

 Пр.Раб. 

08.04.

12.04

29

Культура Смоленщины сегодня

С.109-110

15.04.

19.04

30- 32

Какие библиотеки есть в нашем городе?

Экскурсия в областную детскую библиотеку им. Твардовского

22.04.

26.04

33

Создание копилки знатока.

(стихи, песни о Смоленске)

Пр. раб.

13.05.

24.05

 34

Скажем друг другу до свидания

Викторина о Смоленске

20.05.

31.05

Резерв

27.05

                                           Учебно-методические средства обучения

  • С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть 3 - Мир культуры: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
  • С. А. Болотова Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.

Дополнительная литература

1.Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия.- М.: Русская книга, 1996г.

2.Миловский А. Песнь Жар-птицы. Рассказы о народных праздниках -М.:Дет.лит.,1986г.

3. Терещенко А. Быт русского народа. - М.: Русская книга,1997г.

4.Детская энциклопедия.



                             



Предварительный просмотр:

C:\Users\ASUS\Pictures\MP Navigator EX\2016_01_12\IMG_0010.jpgКружок «Юные краеведы»

                                     Пояснительная записка

 

     Рабочая программа кружка «Юные краеведы» составлена на основе Федерального государственного стандарта второго поколения и авторской  программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.

    Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

   Задачи курса:

  • формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край;  об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно -  географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».

Место  курса в  учебном   плане

        Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю-34 часа в год.

                      Расхождение авторской и рабочей программы

       Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.

                    Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

  • бережное отношение к памятникам прошлого;
  •  любовь и бережливость к природе родного края.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.

Предметные результаты

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
  • названия некоторых рек, озёр и водохранилищ Смоленской области;
  • названия некоторых растений, грибов, животных Смоленской области;
  • меры по охране природы;
  • нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий;
  • правила поведения в природе;

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • определять, находить и показывать на географических картах  или картах-схемах изученные географические объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • различать распространённые в Смоленском крае растения и животных;
  • различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения;
  • подготовить рассказ, сообщение, природо-краеведческого и культурно-исторического содержания;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе

              Календарно - тематическое планирование занятий

                                                          2 класс

№ п/п

                     Тема

         Содержание

Дата

       Раздел «Мир культуры»

1

Введение. Давайте познакомимся!

Чем занимается краеведение?  

03.09.

2

Жилища наших предков

с.2-6

10.09.

3 - 7

В смоленской избе

Экскурсия во Флёново

17.09.

 8

Предметы быта смолян

15.10.

9

Во что одевались наши предки

С.18-24

29.10.

10

Головные уборы, обувь, украшения

С.26-34.

12.11.

11

Как сделать пояс?

С.123-124 Пр. раб.

19.11.

12

Что ели наши предки

С.35-41

26.11.

13

Правила поведения за столом

С.41-42, 129

03.12.

14

Праздник «Русская кухня»

Пр. занятие

10.12.

15

Праздники: календарные, религиозные, семейные.

С.48-55

17.12.

16

Народные игры

С.58-65

24.12.

17

Разучивание детских игр

Пр. занятие

14.01.

18

Русский хоровод

С.66-68

21.01.

19

В гости к танцевальному кружку

Экскурсия

28.01.

20

Как возникла письменность?

С.69-75

04.02.

21

Берестяные грамоты.

С.76-82

11.02.

22

Создание рукописной книги пером и чернилами

 Пр.раб.

18.02.

23

Смоленские храмы

С.86-92

25.02.

24

Правила поведения в храме

С.137

04.03.

25- 27

Храмы и монастыри Смоленщины

Экскурсия в Успенский собор

11.03.

28

Книжка – малышка «Главный храм Смоленска»

С. 101        

 Пр.Раб. 

08.04.

29

Культура Смоленщины сегодня

С.109-110

15.04.

30- 32

Какие библиотеки есть в нашем городе?

Экскурсия в областную детскую библиотеку им. Твардовского

22.04.

33

Создание копилки знатока.

(стихи, песни о Смоленске)

Пр. раб.

13.05.

 34

Скажем друг другу до свидания

Викторина о Смоленске

20.05.

                                                3 класс

№ п/п

                     Тема

         Содержание

Дата

       Раздел «Мир природы»

1

Вводное занятие

Знакомство с учебником

08.09.

2

Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь

15.09.

3

Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат

Экскурсия в овраг

22.09.

 4

Почвы Смоленской области

29.09.

 5

Конкурс рисунка «Берегите почву!»

Творческая работа

06.10.

 6

Полезные ископаемые

13.10.

 7

О чём рассказывают камни?

Пр. занятие

20.10.

 8

Водоёмы Смоленщины

27.10.

 9

Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре»

Заочная экскурсия

10.11.

10

Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины

Творческая работа

17.11.

11

Растения леса нашего края

24.11.

12

Викторина «Угадай, что в лесу растёт?»

Пр. занятие

01.12.

13

Растения луга нашего края

08.12.

14-16

Экскурсия в музей «Смоленский лён»

Экскурсия

15, 22.12.

17

Работа с гербарием

Пр. занятие

14.01.

18

Растения болота нашего края

21.01.

19

Конкурс рисунка «В гостях у Водяного»

Творческая работа

28.01.

20

Грибы

 

04.02.

21

Игра «Съедобный или несъедобный»

Пр. занятие

11.02.

22

Растения из Красной книги Смоленской области

18.02.

23

Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся

03.03.

24

Насекомые нашего края

 

10.03.

25

Работа с коллекцией насекомых

Пр. занятие

17.03.

26

Птицы нашего края

07.04.

27

Изготовление макетов домиков для птиц

Пр. занятие

14.04.

28

Млекопитающие нашего края

21.04.

29

Викторина «Теремок»

Пр. занятие

28.04.

30

Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области

05.05.

31-33

Экскурсия в музей природы

Экскурсия

12,19,26.05

34

Сбережём природу родного края!

Итоговое занятие

31.05.

Учебно-методические средства обучения

  • С. А. Болотова .  Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
  • С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.

Мониторинговая карта достижения обучающимися планируемых результатов внеурочной деятельности

Название программы внеурочной деятельности  «Юные краеведы»

Направление внеурочной деятельности  общекультурное

Возраст обучающихся 9 – 10 лет

Содержание мониторинговой карты

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты (блок, формируемая ценность):

- бережное отношение к памятникам прошлого;

- любовь и бережливость к природе родного края.

Воспитательные результаты                  

 1 уровня

Развитие интереса к природе родного края.

Воспитательные результаты                

  2 уровня

Стремление к бережному отношению к природе родного края.

Воспитательные результаты                      

3 уровня

 Участие в мероприятиях по пропаганде и сохранению природы родного края.

Методика «Таинственное письмо»

Методика «Незавершённая сказка»

Методика

«Кто я?»(модификация методики М.Куна)

Воспитательный эффект

Обучающиеся будут осознанно выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения, проводить самостоятельные наблюдения в природе.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

Методика «Полоска» (Л.И.Аршавина)

Прогнозируемый эффект

Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.

Регулятивные УУД:

- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

Методика

«Методика на внимание»(Я.Гальперин, С.Л.Кобыльницкая»

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируется умение проводить самостоятельные наблюдения                   (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность своих действий, анализировать их  и управлять ими).

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.

Методика

«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» 

   

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.


Корректировка программы

№ п/п

                     Тема

         Содержание

Дата

18

Растения болота нашего края

11.02.

19

Конкурс рисунка «В гостях у Водяного»

Творческая работа

18.02.

20

Грибы. Игра «Съедобный или несъедобный»

Пр. занятие

25.02.

21

Растения из Красной книги Смоленской области

03.03.

22

Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся

10.03.

23

Насекомые нашего края. Работа с коллекцией насекомых

Пр. занятие

17.03.

24

Птицы нашего края

07.04.

25

Изготовление макетов домиков для птиц

Пр. занятие

14.04.

26

Млекопитающие нашего края. Викторина «Теремок»

Пр. занятие

21.04.

27

Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области

28.04.

28-30

Экскурсия в музей природы

Экскурсия

05,12,19.05

31

Сбережём природу родного края!

Итоговое занятие

26.05.



Предварительный просмотр:

                                         

                                     Пояснительная записка

 

     Рабочая программа курса  «Юные краеведы»   составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской  программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.

                                               Цели и задачи курса

    Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

   Задачи курса:

  • формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край;  об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно -  географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».

Место  курса в  учебном   плане

        Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю - 34 часа в год.

                                      Содержание  курса

      В 4 классе изучается II раздел курса «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой «Мир истории», т.к. четвероклассники уже обладают достаточными познаниями, которые они получают в процессе изучения предмета «Окружающий мир».

                                      Наши предки

        Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленск – древний город кривичей.

                                      «Из варяг в греки»

     Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

                                         Города Смоленщины

   Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города: Смоленск, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Велиж, Поречье (Демидов).

                                     Смоленская крепостная стена

    Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, её неприступность. Башни крепости. Зодчий Фёдор Конь.

                                    Военное прошлое

    Сущность понятия «город – воин». Причины, по которым земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины  с судьбами всего русского государства.

     Битвы с монголо – татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

     Война с Польшей 1609 – 1611гг. Героическая оборона Смоленска 1609 – 1611гг. Главное значение Смоленского сражение.

     Война с Германией 1941 – 1945гг.  Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Освобождение Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков.

                                     Награды Смоленщины

       Восстановление Смоленщины. Трудовые подвиги смолян. Награды города – героя Смоленска  и области.

                                     Места боевой славы

         Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

                                    Наши земляки

       Люди, прославившие наш край: М. Глинка, Н. Пржевальский, П. Нахимов,            М. Исаковский, Н. Рыленков, Ю. Гагарин.

     

                      Расхождение авторской и рабочей программы

       Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.

                    Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

  • бережное отношение к памятникам прошлого;
  •  любовь и бережливость к истории родного края.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.

Предметные результаты

К концу 4 класса учащиеся получат возможность узнать:

  • как называли предков – смолян, их основные занятия;
  • торговые связи смолян в древности;
  • название древних городов Смоленщины;
  • причины возведения в Смоленске крепостной стены;
  • названия некоторых башен Смоленской крепостной стены;
  • героические страницы смоленской земли;
  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
  • награды Смоленска и области;
  • имена некоторых земляков, прославивших родной край

К концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах - схемах изученные исторические объекты;
  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать модели культурно – исторических объектов;
  • подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания.

               Календарно - тематическое планирование занятий                                                      

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир культуры»

    34

1

Введение. Давайте познакомимся!

    1

05.09.

Чем занимается краеведение?  

2

Жилища наших предков

    1

12.09.

с.2-6

3 - 7

В смоленской избе

    5

19.09.-17.10

Экскурсия во Флёново

 8

Предметы быта смолян

    1

24.10.

9

Во что одевались наши предки

    1

07.11.

С.18-24

10

Головные уборы, обувь, украшения

    1

14.11.

С.26-34.

11

Как сделать пояс?

    1

21.11.

С.123-124           Пр. раб.

12

Что ели наши предки

    1

28.11.

С.35-41

13

Правила поведения за столом

    1

05.12.

С.41-42, 129

14

Праздник «Русская кухня»

    1

12.12.

Пр. занятие

15

Праздники: календарные, религиозные, семейные.

    1

19.12.

С.48-55

16

Народные игры

    1

09.01.

С.58-65

17

Разучивание детских игр

    1

16.01.

Пр. занятие

18

Русский хоровод

    1

23.01.

С.66-68

19

В гости к танцевальному кружку

    1

30.01.

Экскурсия

20

Как возникла письменность?

    1

06.02.

С.69-75

21

Берестяные грамоты.

    1

13.02.

С.76-82

22

Создание рукописной книги пером и чернилами

    1

20.02.

 Пр.раб.

23

Смоленские храмы

    1

27.02.

С.86-92

24

Правила поведения в храме

    1

06.03.

С.137

25- 27

Храмы и монастыри Смоленщины

    3

13.03.-03.04

Экскурсия в Успенский собор

28

Книжка – малышка «Главный храм Смоленска»

    1

10.04.

С. 101        Пр.Раб.

 

29

Культура Смоленщины сегодня

    1

17.04.

С.109-110

30- 32

Какие библиотеки есть в нашем городе?

    3

24.04.-08.05

Экскурсия в  детскую библиотеку

33

Создание копилки знатока

(стихи, песни о Смоленске)

   1

19.05.

Пр. раб.

 34

Скажем друг другу до свидания

    1

26.05.

Викторина 

                       

                 Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир природы»

    34

1

Вводное занятие

     1

08.09.

Знакомство с учебником

2

Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь

     1

15.09.

3

Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат

     1

22.09.

Экскурсия в овраг

 4

Почвы Смоленской области

     1

29.09.

 5

Конкурс рисунка «Берегите почву!»

     1

06.10.

Творческая работа

 6

Полезные ископаемые

     1

13.10.

 7

О чём рассказывают камни?

     1

20.10.

Пр. занятие

 8

Водоёмы Смоленщины

     1

27.10.

 9

Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре»

     1

10.11.

Заочная экскурсия

10

Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины

     1

17.11.

Творческая работа

11

Растения леса нашего края

     1

24.11.

12

Викторина «Угадай, что в лесу растёт?»

     1

01.12.

Пр. занятие

13

Растения луга нашего края

     1

08.12.

14-16

Экскурсия в музей «Смоленский лён»

     3

15.12.- 12.01.

Экскурсия

17

Работа с гербарием

    1  

19.01.

Пр. занятие

18

Растения болота нашего края

    1

26.01.

19

Конкурс рисунка «В гостях у Водяного»

    1

02.02.

Творческая работа

20

Грибы

    1

09.02.

 

21

Игра «Съедобный или несъедобный»

    1

16.02.

Пр. занятие

22

Растения из Красной книги Смоленской области

    1

23.02.

23

Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся

    1

01.03.

24

Насекомые нашего края

    1

08.03

 

25

Работа с коллекцией насекомых

    1

15.03.

Пр. занятие

26

Птицы нашего края

    1

05.04.

27

Изготовление макетов домиков для птиц

    1

12.04.

Пр. занятие

28

Млекопитающие нашего края

    1

19.04.

29

Викторина «Теремок»

    1

26.04

Пр. занятие

30

Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области

    1

03.05.

31-33

Экскурсия в музей природы

    3

10.05.-24.05

Экскурсия

34

Сбережём природу родного края!

    1

31.05.

Итоговое занятие

                 Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир истории»

    34

1

Вводное занятие

     1

05.09.

Знакомство с учебником

2

Наши предки

     1

12.09.

3-9

Города Смоленщины

     7

19.09. -07.11.

Экскурсия  в                  п. Пржевальское в музей партизанской славы

10

«Из варяг в греки»

     1

14.11.

11

Смоленская крепостная стена

     1

21.11.

12-13

Изготовление макета крепостной стены

     2

28.11. 05.12.

Творческая работа

14

Война с монголо – татарами под Смоленском

     1

12.12.

15

Война с Польшей 1609 – 1611гг.

     1

19.12.

16

Заочная экскурсия в Успенский собор

     1

09.01.

Заочная экскурсия

17

Война с Германией 1941 – 1945 гг.

     1

16.01.

18-20

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

     3

23.01.-06.02.

Экскурсия

21

Награды Смоленщины

     1

13.02

22-24

Экскурсия на Катынский мемориал

     3

20.03.-06.03

Экскурсия

25

Викторина «Мой Смоленск»

    1  

13.03.

26

Наши земляки

    1

20.03.

Творческая работа

27-34

Экскурсия в Новоспасское

    8

03.04.-29.05.

 Экскурсия в Новоспасское

Учебно-методические средства обучения

  • С. А. Болотова. Программа Регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». -  Смоленск, , 2006.
  • С. А. Болотова .  Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010.


Мониторинговая карта достижения обучающимися планируемых результатов внеурочной деятельности

Название программы внеурочной деятельности  «Юные краеведы»

Направление внеурочной деятельности  общекультурное

Возраст обучающихся 9 – 10 лет

Содержание мониторинговой карты

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты (блок, формируемая ценность):

- бережное отношение к памятникам прошлого;

- любовь и бережливость к природе родного края.

Воспитательные результаты                  

 1 уровня

Развитие интереса к природе родного края.

Воспитательные результаты                

  2 уровня

Стремление к бережному отношению к природе родного края.

Воспитательные результаты                      

3 уровня

 Участие в мероприятиях по пропаганде и сохранению природы родного края.

Методика «Таинственное письмо»

Методика «Незавершённая сказка»

Методика

«Кто я?»(модификация методики М.Куна)

Воспитательный эффект

Обучающиеся будут осознанно выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения, проводить самостоятельные наблюдения в природе.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

Методика «Полоска» (Л.И.Аршавина)

Прогнозируемый эффект

Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.

Регулятивные УУД:

- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

Методика

«Методика на внимание»(Я.Гальперин, С.Л.Кобыльницкая»

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируется умение проводить самостоятельные наблюдения                   (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность своих действий, анализировать их  и управлять ими).

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.

Методика

«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» 

   

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.


                             

«Юные краеведы»

Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир истории»

    34

1

Вводное занятие

     1

05.09.

Знакомство с учебником

2

Наши предки

     1

12.09.

3-9

Города Смоленщины

     7

19.09. -07.11.

Экскурсия  в                  п. Пржевальское в музей партизанской славы

10

«Из варяг в греки»

     1

14.11.

11

Смоленская крепостная стена

     1

21.11.

12-13

Изготовление макета крепостной стены

     2

28.11. 05.12.

Творческая работа

14

Война с монголо – татарами под Смоленском

     1

12.12.

15

Война с Польшей 1609 – 1611гг.

     1

19.12.

16

Заочная экскурсия в Успенский собор

     1

09.01.

Заочная экскурсия

17

Война с Германией 1941 – 1945 гг.

     1

16.01.

18-20

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

     3

23.01.-06.02.

Экскурсия

21

Награды Смоленщины

     1

13.02

22-24

Экскурсия на Катынский мемориал

     3

20.03.-06.03

Экскурсия

25

Викторина «Мой Смоленск»

    1  

13.03.

26

Наши земляки

    1

20.03.

Творческая работа

27-34

Экскурсия в Новоспасское

    8

03.04.-29.05.

 Экскурсия в Новоспасское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Программа внеурочной деятельности "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...