Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной деятельности. Методические рекомендации полезны учителям начальной школы, родителям, педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 86.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15» Направление внеурочной деятельности «Духовно-нравственное»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юный краевед» для обучающихся 2 классов
Обсуждено на заседании
методического объединения
протокол №____
от ______________
Утверждено педагогическим
советом
Протокол №____
от ______________
Директор___________
Составитель:
Гребенюкова Лидия
Егоровна
учитель начальных
классов
Берёзовский
2012
Автор: Гребенюкова Лидия Егоровна
учитель начальных классов
Лицей № 15 г. Берёзовский
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники, викторины, КВНы, заседания клуба, экскурсии, походы. Любовь к родному краю – основа нравственности, поэтому программа актуальна.
Программа предназначена для учителей начальной школы, родителей, педагогов дополнительного образования.
Содержание
- Пояснительная записка..............................................................................23
- Планируемые результаты..........................................................................24
- Тематический план.....................................................................................26
- Содержание программы.............................................................................27
- Материально-техническое обеспечение……………………………….. .29
- Перечень ключевых слов...........................................................................30
- Список литературы.....................................................................................31
- Контрольные материалы...........................................................................32
Пояснительная записка
Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 2-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 34 часов.
Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром.
Поэтому основа этой программы – краеведение. Именно краеведение раз вивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами, рудоискателями, учёными, тружениками сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Кузбасса в России и за её пределами. Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, пытаются построить свою картину мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, решать, как вести себя в нём – главная задача курса «Юный краевед».
Вопросы изучения родного края в рамках данного курса всегда были актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю, в котором живёшь.
Программа представлена в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочное время.
Основные формы занятий: беседы, викторины, КВНы, экологические праздники.
Основные виды деятельности: экскурсии, исследовательские группы, кружки, заседание клуба, выставки, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
- Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
- определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
- выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения обучающихся:
- формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
- формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности, развивающихся у обучаемых:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
- выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | Контроль | ||
всего | теория | практика | |||
I | Мой дом, мой двор | 3 | 2 | 1 | Экскурсия |
II | Город, в котором я живу | 7 | 5 | 2 | Викторина, экскурсия |
III | Наш край родной | 14 | 12 | 2 | |
IV | Экологические проблемы Кузбасса и на шего города | 5 | 4 | 1 | Экологи ческий праздник, экскурсия к роднику |
V | Народы, традиции, быт и культура Куз басса | 5 | 4 | 1 | Походы |
Итого | 34 | 27 | 7 |
Содержание программы
Вопросы изучения края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь.
Программа имеет пять целенаправленных разделов:
I Раздел. «Мой дом, мой двор» (3 часа)
(«Мой город – капелька России», «Берёзовский вчера, сегодня, завтра», «Их именами названы улицы нашего города».)
Направлен на знакомство со своим домом, жителями своего дома, на развитие чувства гордости, заботы, любви к близким, к своему двору, друзьям.
II Раздел. «Город, в котором я живу» (7 часов)
(«Экскурсия по городу», «История возникновения нашего города», «Почётные жители нашего города», «Экскурсия по городу, в краеведческий музей», «Традиции нашего города», «Достопримечательности нашего города», Викторина: «Знаешь ли ты свой город?».)
Знакомит с историей нашего города, его достопримечательностями, традициями.
III Раздел. «Наш край родной» (14 часов)
(«Кемеровская область на карте Родины», «Климат нашего края», «Осень пришла», «Растения и животные осенью», «Труд людей», «Идёт зима», «Животные и растения зимой», «Народные приметы и народный календарь», «Что даёт область стране», «Памятники природы Кузбасса», «Растения и животные весной», и др.)
Этот раздел программы знакомит с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром.
IV Раздел. «Экологические проблемы Кузбасса и нашей местности» (5 ча сов)
(«Забота о чистой воде и воздухе», «Охрана животного мира», «Редкие растения Кузбасса», «Красная книга Кузбасса», «Заповедники и заказники Кемеровской области».)
Содержит идею природоохранного воспитания.
V Раздел. «Народы, традиции, быт и культура Кузбасса» (5 часов)
(«Коренные народы области», «Народные традиции коренных жителей», «Народные промыслы».)
Знакомит с народными промыслами, традициями, культурой коренных народов области.
Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия, которые будут проводиться 1 раз в неделю.
Программа составлена на основе опыта работы, государственной программы курса второго поколения, окружающего мира с учётом психологи ческих особенностей детей младшего школьного возраста, требований го сударственных образовательных стандартов.
Материально-техническое обеспечение
Главной задачей курса «Юный краевед» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирования представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты, микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
- географические и исторические карты.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон).
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений;
Важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Юный краевед».
Перечень ключевых слов
Родословная.
Традиция.
Возникновение.
Почётные жители.
Климатические условия.
Краеведческий музей.
Экология.
Коренные жители.
Народные промыслы.
Рельеф.
Недра земли.
Месторождения.
Шорцы.
Телеуты.
Ремесло.
Товары народного потребления.
Заповедник.
Заказник.
Водоём.
Сельское хозяйство.
Томская писаница.
Шестаковские болота.
Памятники архитектуры.
Список литературы для учителя
1. Баранник, А.П. Природа - наш дом (Текст)/ Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984.-84с.
2. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области (Текст)/ Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-96-102с.
3. Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-132-136с.
4. Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-130с.
5. Наши города. Портрет родного края (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990г.-149с.
6. Матырёв, А.А. Наш родной край (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1977г.-143с.
Список литературы для обучающихся
1. Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во. 1972г.-3-27с.
2. Атлас для школьников. Кемеровская область (Атлас)/Красноярск: издательство «Просвещение», 2003г.-26с.
Контрольные материалы
Тест №1 по теме «Город, в котором я живу»
1. Рельеф г. Березовского:
- гористый;
- холмистый;
- равнинный.
2. Наш город расположен в пределах:
- Кузнецкого Алатау;
- Кузнецкой котловины;
- Кузнецкой степи.
3. Сколько жителей в нашем городе?
- Более 100.000;
- более 50.000;
- более 150.000.
4. Город Березовский находится:
- на юге области;
- северо-западе области;
- востоке области.
5. Куда впадает река Барзас?
- В реку Томь;
- в реку Яя;
- в реку Чулым.
6. В окрестностях нашего города преобладают почвы:
- чернозем;
- дерново - подземистые;
- каштановые.
7. В каком году был образован поселок Барзас?
- 1937г.;
- 1945г.;
- 1929г.
Ответы:
- – б;
- – б;
- – б;
- – б;
- – б;
- – б;
- – в.
Викторина о нашем городе. 2 класс
- Самое распространенное полезное ископаемое, добываемое в нашем городе.
(Уголь)
- Как называют предприятия, которые добывают уголь?
(Шахта, разрез)
- Назовите эти предприятия.
(ш. «Березовская», «Первомайская», р-з «Черниговский», «Ровер»)
- Возле какой реки расположены детские оздоровительные лагеря?
(Барзас)
- Какая река протекает по территории города?
(Шурап)
- Назовите кинотеатр, куда вы ходите смотреть фильмы?
(«Труд»)
- Где находится бассейн?
(п. Октябрьский)
- Как он называется?
(«Дельфин»)
- Как называется оздоровительный комплекс, расположенный недалеко от лицея №17?
(«Атлант»)
- Самый суровый месяц?
(Январь)
- Самый жаркий месяц?
(Июль)
- Самые крупные звери нашей тайги?
(Медведь, лось)
- Ранняя весенняя витаминная зелень.
(Колба)
- Каких грибов больше всего можно собрать в тайге?
(Опят)
- Цветок, занесенный в Красную книгу России?
(Кандык)
- Какое дерево «дрожит»?
(Осина)
- Какой первый весенний цветок мы называем подснежник?
(Ветренница)
- Какое дерево нашей тайги считается жемчужиной?
(Кедр)
- Назовите детские, летние лагеря?
(«Ласточка», «Юбилейный», «Орленок»)
- Главная улица города?
(пр. Ленина)
- На какой улице расположен наш лицей?
(пр. Ленина)
- Как называется городской музей?
(Краеведческий)
- Где в нашем городе можно увидеть танк Т-34.
(Городской музей)
- Какая улица в центральном микрорайоне самая маленькая?
(ул. Строителей)
Тест № 1
- Назовите дату образования города Березовского.
- Знаете ли вы улицы нашего города.
А сколько их?
А переулков?
- Назовите улицы города, названные в честь героев Отечественной войны.
- Что изучает наука геральдика? То, что изображено на гербе нашего города?
- Собери рассыпанные пословицы и поговорки
Труда рыбки не без вытащить и пруда из
Хвост всякий хвалит свой лисица
Свистнет на рак когда горе
Осени считают по цыплят
- Если такое бывает, поставь рядом с предложением (+), если нет (-) (ответьте устно):
а) заяц любит есть капусту
б) карась летает
в) муравей носит хвоинки
г) кукушка вьет гнездо
д) снегирь зимует в городе
е) клест птенцов выводит зимой
ж) моль - самая маленькая бабочка в мире
- Ближе всего территория родного края расположена к морям:
а) Японскому
б) Черному
в) Карскому
г) Балтийскому
- Ведущим видом транспорта в городе является:
а) речной
б) железнодорожный
в) авиационный
г) автомобильный
- Разница в поясном времени с Москвой:
а) четыре часа
б) пять часов
в) шесть часов
Тест № 2
- К бассейну какого океана относятся реки нашей области?
а) Северного Ледовитого океана
б) Тихого океана
в) Атлантического океана
- Название какой реки Кузбасса в переводе с тюркского означает «темная река»?
- Подчеркни названия рек, которые протекают на территории Кемеровской области:
а) Волга
б) Томь
в) Кия
г) Днепр
д) Иня
- Назови самую крупную и самую маленькую птицу нашей области.
- О каком редком звере говорит этот текст:
Крупная кошка весом до 30 кг и около метра в длину. Хвост у нее как бы обрублен, длинной до 15 см. Уши с кисточками черных волос на концах.
- Подчеркни города Кемеровской области:
а) Мариинск
б) Москва
в) Новосибирск
г) Новокузнецк
д) Белово
е) Белгород
- Назови признаки наступающей хорошей погоды.
а) Чуть свет вылетают из ульев пчелы.
б) Вечером сильно стрекочут кузнечики.
в) Дым от труб и костра стелется по низу, ближе к земле.
г) Ласточки и стрижи высоко летают в вечернем небе.
д) Соль становится влажной.
Тест №2 по теме: «Наш край - Кузбасс».
- К бассейну какого океана относятся реки нашей области?
а) Северного Ледовитого;
б) Тихого;
в) Атлантического.
- Самое крупное озеро нашей области:
а) озеро Большое Лебяжье;
б) озеро Большое Берчикуль;
в) озеро Большой Каным.
- Какой природный комплекс занимает значительную часть территории области:
а) тайги;
б) степей;
в) смешанных лесов.
- Определите действительных соседей нашей области:
а) Новосибирская и Омская области;
б) Алтайский и Красноярский края;
в) Томская и Самарская области.
- Какими полезными ископаемыми наиболее богата наша область?
а) нефть, газ, железная руда;
б) уголь, железная руда, золото;
в) золото, торф, алмазы.
- Горами в нашей области являются:
а) Горная Шория и Алтай;
б) Кузнецкий алатау и Салаирский кряж;
в) Саяны и Алтай;
- Самая высокая точка в пределах области:
а) Пустаг;
б) Верхний Зуб;
в) г. Баргук.
Ответы:
- – а;
- – в;
- – б;
- – б;
- – б;
- – б;
- – б.
Березовский вчера, сегодня, завтра.
Звёздный час.
Вот здесь от края и до края
Тайга плескалась волной,
А нынче, небо подпирая,
Растёт шахтёрский город мой.
В. Гусев.
Наша с вами родина носит сразу несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасс... Мы здесь родились, учимся, трудимся и проживаем всю жизнь... Можно, конечно, уехать и в другой город или за границу, но Родину, как мать не выбирают, и заменить её ничем нельзя.
Наш родной город Березовский. На географической карте он появился не так давно. Прошло не более 40 лет со дня образования города. Но каждый проживший день оставляет свой след и в жизни человека, и любого поселения от маленькой деревни до большого города. Оставляет отпечаток своей судьбы город Березовский.
На этом месте, где сейчас наш город, долгими веками шумела тайга труднопроходимая. Привольные ветры, наполненные ароматом хвои, хрустально чистой воды из речки, обилие зверей и птиц.
Надо было осваивать этот таёжный край. И пришёл человек – сначала в поисках благополучного места для проживания, а затем для освоения природных богатств. Оказалось, что здесь, огромные залежи угля.
Начали строить шахты, разрезы, заводы и фабрики. Вместе с ними строился и наш город с красивым именем Березовский.
Для участия в игре необходимо 8 человек. Для этого проводится отборочный тур. Вопросы для отборочного тура:
- В сенокос горька, а в мороз сладка. Что это за ягода? /Рябина, калина/.
- В роще под берёзой крошка.
Он стоит на крепкой ножке.
Из одежды лишь беретик
Кто нагнётся, тот приметит. /Гриб/.
- Летом одевается,
Зимой раздевается./ Лес/.
- Пусть я птичка - невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда! /Снегирь/.
- Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос. /Медведь/.
- Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки,
С виду кроток, но не верь
Страшен в гневе этот зверь! /Рысь/.
- С ветки на ветку,
Быстрая как мячик,
Скачет по лесу рыжая циркачка.
Вот на лету она шишку сорвала,
Прыгнула на ствол
И в дупло убежала. /Белка/.
- Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький./ Подснежник/.
1тур
Драгоценные крупинки истории нашего сибирского края неотъемлемо связаны с историей нашей страны. Без прошлого нет будущего. И сегодня мы вспомним истории нашей строки.
1. В каком году образован город Березовский?
- 1905
- 1965
- 1964
- 1966
2. Как переводится слово « Барзас»?
- Лосинная река,
- Медвежья река,
- Волчья река,
- Лисья река.
3. Какое из этих животных можно назвать «хозяином» нашей тайги?
- Лось,
- Медведь,
- Рысь,
- Волк.
Героические страницы
Героические страницы истории, подвиг наших земляков. И никто не в праве из нас забывать имена, их подвиг...
1. В каком году были разгромлены белогвардейские войска в районе п. Латыши и п. Дмитриевка частями 35-ой стрелковой дивизии Пятой красной Армии?
- 1917г.
- 1919г.
- 1922г.
- 1930г.
2. Назовите дату когда крестьяне п. Крохолёвка /р-он ш. «Южная»/ обнаружили залежи «горючего» камня?
- 1920г.
- 1941г.
- 1800г.
- 1896г.
- В каком году был образован п. Барзас?
- 1937г.
- 1945г.
- 1929г.
- 1950г.
4. Сколько было призвано человек в армию из п. Барзас в 1941году?
- 5725
- 7000
- 1000
- 4000
Богата и прекрасна природа нашего края. И чем больше строят промышленных предприятий, тем дороже для нас становятся леса, реки, цветы, птицы, звери.
Природа. Животные
- Самая маленькая птичка наших мест.
- Воробей.
- Королёк.
- Чиж.
- Ласточка.
- Самое крупное животное нашего края.
- Медведь.
- Лось.
- Рысь.
- Носорог.
- Главная река нашего города.
- Шурап.
- Барзас.
- Берёзовка.
- Кельбес.
- Какая длина реки Барзас и в какую реку она впадает?
- 250 км, в реку Томь.
- 106 км, в реку Яя.
- 10 000 км, в реку Волга.
- 110 000 км в реку Шурап.
Климат, полезные ископаемые
- О каком ископаемом Пётр 1 сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим полезен будет»?
- Огнеупорная глина
- Каменный уголь
- Горный сланец
- Железная руда.
- Какой месяц года самый суровый?
- Ноябрь
- Декабрь
- Январь
- Февраль
- Высшая точка города.
- Красная гора.
- ш. Березовская
- п. Барзас
- п. Успенка
Промышленность города
- Какая профессия самая распространённая в нашем городе?
- Строитель
- Шахтёр 24%
- Медик
- Учитель.
- Назовите самую старую шахту города.
- «Березовская»
- «Первомайская»
- «Южная»
- «Бирюлинская»
3. В каком году было открыто движение по построенной железной дороге «Кемерово - Барзас»?
- 1930
- 1935
- 1939
- 1941
4. В каком году был открыт памятник трудовой славы в честь рекорда по добыче угля комбайном К - 52?
- 1965
- 1972
- 1975
- 1980
Литература и культура
- Кто из местных писателей и поэтов является членом Союза писателей России?
- Кто из местных писателей и поэтов является членом Союза писателей России?
- Алексей Сергеев
- Нина Едигарова
- Юрий Михайлов
- Леонид Гержидович.
- Кто был первым редактором газеты «Мой город»?
- Пелёва Ольга Владимировна
- Чворо Владимир Денисович
- Михайлов Юрий Михайлович
- Цыбо Валентина Семёновна
- В каком районе находится одна из старейших библиотек города?
- ш. Южная
- п. Барзас
- Центральная городская библиотека
- В каком году был открыт к/т «Труд»?
- 1950
- 1959
- 1960
- 1965
Для двух участников на супер тур предоставляется слово «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ» составить как можно больше слов.
Заключение
Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего.
Весь смысл жизни любого человека исчисляется от слов: «Мама, папа, мой дом, моя улица, мой город, до слов – моя страна, моя Родина, моя планета».
В грядущее взгляните ясным взором,
Сквозь годы, не сквозь тридевять веков:
Вон средь лесов лежит красавец - город,
Строителей, поэтов, горняков.
Пусть скептик улыбнётся тут.
Напрасно!
Нет, я не фальшивил не на грош,
Другие, может, древностью прекрасны.
А этот город юностью хорош!
Завьялов В.
Награждение победителя.
Викторина «Зеленое золото Кузбасса»
1. Какая часть территории Кемеровской области покрыта лесами?
(53% территории. На каждого кузбассовца приходится 1,7 га леса)
2. Какие горы Кузбасса носят названия растений?
(Брусничная в Яйском районе,
Пихтовая в Салаирском кряже,
Колба в Горной Шории,
Малиновая в Беловском, Тисульском районах)
3. Из каких растений нашего края можно получить черную, зеленую, желтую, фиолетовую, бурую краски?
(Черную - из корневища горца, лапчатки лесной,
зеленую - из коры березы, листьев крапивы, ягод можжевельника,
желтую - из почек тополя, листьев березы, коры крушины,
фиолетовую - из плодов ежевики,
бурую - из коры черемухи.)
4. Какие растения первыми зацветают весной?
(Ива, осина, клен, мать-и-мачеха, кандык, ветреница, хохлатка,
сон-трава, гусиный лук, медуница)
5. Какое символическое значение в прошлом приписывалось фиалке, колокольчику, тростнику, вереску, подорожнику, незабудке, а также окраске цветов: голубой, красной, зеленой, желтой?
(Фиалка – символ недоброжелательности,
колокольчик – болтливости,
тростник – нерешительности,
вереск – одиночества,
подорожник – выносливости,
незабудка – постоянства;
желтый – измена,
голубой – верность,
зеленый – надежда,
красный – любовь)
6. У какого дерева самое длинное детство?
(У пихты. Это дерево впервые цветет и дает семена в возрасте 50-70 лет)
Земля — наш дом родной
(Утренник на экологическую тему)
На стенах зала висят плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися. Стена украшена цветами, ветками. Сбоку сухое дерево, на нем пластилином прикреплены веточки. Они нужны для сценки.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,—
Здравствуй, улица моя!
Я пою — и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,—
Здравствуй, Родина моя!
К. Ибряев
* * *
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской.
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...
Евгений Карасев
Сценка
Девочка-ромашка (сидит с букетом лекар ственных трав в руках).
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок. (Протягивает пучок дурмана.)
Ромашка.
Разгадала твой обман! Посмотрите, вот дурман —
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его! (Травяная ведьма убегает.)
Ромашка.
Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(Крадучись, возвращается травяная ведьма.)
Травяная ведьма.
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.
Ромашка.
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и убегает.)
Ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
Один из ребят.
Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.
* * *
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Расул Гамзатов
* * *
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых —
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство —
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички...
Где запомнишь все клички,
Просто птички — и только!
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Все травой называем.
А подкошены — сеном.
И с деревьями то же:
Роща в общем и целом...
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, Не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
А. Яшин
* * *
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы —
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Т. Собакина
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Вадим Шефнер
Сценка «Белая черемуха» (по 3. Александровой)
Девочка (идет по сцене и читает стихотворе ние, показывая на дерево).
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки. Одна другой говорит:
— Это чья черемуха?
— Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.
Прибежали девочки,
А снегурки нет,
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
ДОБРОЕ ДЕРЕВО
Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.
Владимир Орлов
* * *
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы,
И пчелы не знают, чего говорят.
Попробуйте в роще уединиться,
Укрыться под хвойный густой наряд
Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг,
Предупрежденность на время откинув,—
И в сердце не будет место гордыне,
Вас трепет и робость охватят вдруг.
Александр Яшин
* * *
Себя не видят синие просторы,
И в вечном холоде, светлы, чисты,
Себя не видят снеговые горы,
Цветок своей не видит красоты.
Им сладко знать: идешь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой,
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается собой.
Степан Щипачев
СЦЕНКА «НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ»
Исполняют девочки в пестрых сарафанах с лукошками в руках.
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася — лесник.
Приходите к нему на опушку —
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он — богатство Советской страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать — не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Bс. Рождественский
СЦЕНКА «РЕБЕНОК И МОТЫЛЕК»
Мальчик.
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье — ароматы цветов.
Но живу я недолго — не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Габдулла Тукай
ПРОСЬБА
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится —
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
А земля без зверей — не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце.
Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
Н. А. Заболоцкий
МОЙ ЩЕНОК
В нашем доме знают взрослые и дети
То, что я теперь счастливей всех на свете:
У меня на зависть всем собаководам
Есть собака удивительной породы.
Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку-водолаза
И на всех овчарок сразу.
Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,
А когда сажусь я дома за задачки,
Мой щенок без дела тоже не скучает —
Туфли мамины по комнате гоняет.
Мы ходили с ним на выставку собачью,
Но обратно возвращались чуть не плача,
Потому что нам в комиссии сказали,
Что дворняжкам не положены медали.
Не дают щенку медали — и не надо!
Я куплю ему медаль из шоколада,
Я для друга ничего не пожалею,
Лишь бы хвостик завертелся веселее.
П. Синявский
ЖУК
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был —
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука-своего,
Как славно, что я не обидел его!
Сергей Махотин
* * *
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу — прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.
Станислав Куняев
МОНОЛОГ ПРИРОДЫ
Я — Природа. Я — великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить —
в моей все это власти!—
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой...
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
хлебный колос! Как всему венец...
Только ты мой дар, мое ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам — мое творенье!
И у нас с гобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги...
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний...
Уничтожить (зверь не карандаш) —
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших — не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
катимся — ни часу врозь, ни дня...
И не можешь быть ты надо мною,
как не можешь быть и вне меня.
Сергей Викулов
Здравствуй, лето!
(Материал к проведению праздника)
- Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
2. Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты,
Это в мире сто дорог
Для ребячьих ног.
- Вот и лето подоспело —
Земляника покраснела;
Повернется к солнцу боком —
Вся нальется алым соком.
В поле — красная гвоздика,
Красный клевер...
...Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом...
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!
М. Ивенсен
4. Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко,
Что вода в пруду нагрета,
Как парное молоко.
Хорошо, что рожь густая
Голубую пьет росу,
Что встречают птичьи стаи
Нас и в поле и в лесу.
Хорошо, что нынче много
Разных ягод и грибов,
Что и в дальнюю дорогу
Пионер всегда готов!
Г. Ладонщиков
5. Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето,
Пусть подольше будет лето!
- До чего же хорошо кругом!
Мы друзей веселых в лагере найдем,
Мы подружимся за лето,
Много песен будет спето
Тихим летним вечерком.
До чего же хорошо кругом!
Л. Некрасова
7. В школе кончены уроки,
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепеке
Приглашает речка нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка,
Здравствуй, поле,
Здравствуй, солнечный денек!
- По дорожке полевой
От реки спешу домой.
А из тучки-невелички
Льется дождик проливной.
Будто кто-то в высоте
Носит воду в решете.
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь!
Г. Ладонщиков
9. Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки,
Тронешь березку — она встрепенется
И засмеется,
До слез засмеется.
Дождь прошуршал по зеленому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку,
По серебринке.
А. Яшин
ЗАГАДКА О ЛЕТЕ
Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой —
Скинет с плеч ее долой? (Лес)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без нее — беда:
Она их главная еда. (Трава)
Я — капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной.
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной...
Побывал везде на свете
Озорной, веселый… (ветер).
Как это скучно —
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветви с обрыва
Тихая, грустная... (ива).
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину —
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех.
Называется... (орех).
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке — горошки.
А люди говорят,
Что в нем опасный яд. (Мухомор)
Только дождик удалился,
В небе мостик появился,
Ярко выгнулся дугой,
Будто пояс золотой. (Радуга)
Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь. (Корзина)
Список литературы
1. Баранник, А.П. Природа - наш дом (Текст)/ Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984.-84с.
2. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области (Текст)/ Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-96-102с.
3. Зыков, И.В. Календарь природы (Атлас)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-132-136с.
4. Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1986г.-130с.
5. Наши города. Портрет родного края (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990г.-149с.
6. Матырёв, А.А. Наш родной край (Текст)/Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1977г.-143с.
Заключение
Человек постоянно познаёт окружающий мир. В результате накапливается огромное количество разнообразной информации, которая сохраняется в печатных изданиях, на электронных носителях, в произведениях искусства. Эта информация и созданные на её основе материальные и духовные ценности составляют культуру народа, края, страны, мира.
В результате проведения занятий по внеурочной деятельности обучающиеся могут собрать иллюстрации о своём крае, вместе с родителями будут составлять небольшие слайды, вести тетрадки, наблюдения, научатся рисовать контурные карты по шаблону, а затем по ним проведут свои исследования.
Методические рекомендации по работе с младшими школьниками дадут ориентиры, предлагают определённую систему в изучении своего края, может быть использована в работе краеведческих кружков в школе и во внешкольных учреждениях, окажется полезной при изучении курсов «Краеведение» и «Методика краеведения».
- Алексей Сергеев
- Нина Едигарова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »
Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности младших школьников
Подробные рекомендации по организации младших школьников внеурочной деятельности...