РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы
рабочая программа по технологии на тему
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
² быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
² быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
в начальной школе
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
1-4 классы
Программу составила:
Степанова Елена Юрьевна
г. Волгоград, 2016 год
Пояснительная записка
Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю.
Данная программа кружка художественного творчества «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения учащихся 7 - 11 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткая характеристика процесса обучения:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
- предоставляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами;
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности;
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Должны знать и уметь:
- историю возникновения народной игрушки;
- подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Правила общения.
Правила безопасности труда.
Правила личной гигиены.
Формы контроля:
- рейтинг готового изделия;
- наблюдение;
- беседа, объяснения учащихся;
- практический контроль.
Условия реализации программы
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Календарно - тематическое планирование для 1 класса
№п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. | 1 | ||
Изделия из природного материала | 4 ч. | |||
2. | Экскурсия в парк. | 1 | ||
3. | Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. | 1 | ||
4. | Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов. | 1 | ||
5. | Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка. | 1 | ||
Панно, созданные в мозаичной технике с использованием салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. | 4 ч. | |||
6. | Панно – пейзаж из кусочков рваной бумаги. | 1 | ||
7. | Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | ||
8. | Мозаичная техника. Составление рисунка. | 1 | ||
9. | Панно – мозаика из пластилиновых шариков. | 1 | ||
Объемные игрушки из бумаги. | 3 ч. | |||
10. | История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». | 1 | ||
11. | Игрушка «Лягушонок». | 1 | ||
12. | Игрушка – стаканчик «Зебра». | 1 | ||
Игрушки из ниток. | 2 ч. | |||
13. | Какие бывают нитки? «Цыпленок» | 1 | ||
14. | «Цыпленок». Завершение работы. | 1 | ||
Игрушки из ваты. | 4 ч. | |||
15. | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты. | 1 | ||
16. | Зайчик из ватных шариков. | 1 | ||
17. | Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. | 1 | ||
18. | Экскурсия. Лепим из снега. | 1 | ||
Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. | 4 ч. | |||
19. | Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов. | 1 | ||
20. | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. | 1 | ||
21. | Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы. | 1 | ||
22. | Экскурсия «Учимся красоте природы» | 1 | ||
Общая коллективная работа для выставки | 4 ч. | |||
23. | Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. | 1 | ||
24. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. | 1 | ||
25. | Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия. | 1 | ||
Экскурсия «Красота, созданная руками человека» | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Работа с бумагой и картоном. | 6 ч. | |||
1. | Вводное занятие. «Из истории вырезывания» и «Как появилась бумага».
| 1 | ||
2. | Симметричное вырезывание. Гирлянда. | 1 | ||
3. | Круговая композиция. «Такие разные снежинки» | 1 | ||
4. | Объемная ёлочка. | 1 | ||
5 . | Объемные изделия. Елочные игрушки. | 1 | ||
6 . | Объёмная аппликация из полос «Букет». | 1 | ||
Работа с природным материалом. | 3 ч. | |||
7. | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | ||
8. | Панно из семян и крупы. | 1 | ||
9. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | ||
Работа с пластилином. | 4 ч. | |||
10 . | Лепка. Из истории глиняной игрушки. | 2 | ||
11. | Лепка. Из истории глиняной игрушки. | |||
12. | Лепка сложных форм различными способами. | 2 | ||
13. | Современные игрушки из пластилина. | |||
Работа с тканью и нитками. | 4 ч. | |||
14. | Введение в тему. Кукла из ниток. | 2 | ||
15. | ||||
16. | Знакомство и шитье мягкой игрушки «Мышка». | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 8 ч. | |||
18. | Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка». | 2 | ||
19. | ||||
20. | Мозаика из карандашных стружек. «Животные». | 1 | ||
21 | Работа с соленым тестом. | 2 | ||
22. | ||||
23 | Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик» | 1 | ||
24. | Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка» или «Весёлая гусеничка». | 1 | ||
25. | Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу. | 1 |
Календарно - тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Работа с бумагой и картоном. | 6 ч. | |||
1. | Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами. Бабочки. | 1 | ||
2. | Аппликация из деталей оригами. «Аквариумные рыбки». Составление композиции (коллективная работа) | 1 | ||
3. | Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Поросенок. | 2 | ||
4. | ||||
5. | Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Филин на ветке. | 2 | ||
6. | ||||
Работа с природным материалом. | 3 ч. | |||
7. | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 | ||
8. | Панно из семян. «Подсолнух» | 1 | ||
9. | Объемные композиции из природных материалов. | 1 | ||
Работа с пластилином. | 4 ч. | |||
10. | Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | 1 | ||
11. | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник». | 1 | ||
12. | Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса». | 1 | ||
13. | Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам. | 1 | ||
Работа с тканью и нитками. | 4ч. | |||
14. | Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. | 2 | ||
15. | ||||
16. | Изготовление куклы- оберега. | 2 | ||
17. | ||||
Работа с разными материалами. | 8 ч. | |||
18. | Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени». | 2 | ||
19. | ||||
20. | Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля. | 2 | ||
21. | ||||
22. | Мозаика из ватных шариков. «Гномик» | 1 | ||
23. | Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина». | 1 | ||
24. | Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу. | 2 | ||
25. |
Календарно - тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Работа с бумагой и картоном. | 6ч. | |||
1. | Вводное занятие. Техника квиллинга из бумаги. Презентация « Основные элементы квиллинга». Рябина. Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия | 2 | ||
2. | Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята». | 2 | ||
3. | ||||
4. | Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция». | 2 | ||
5. | ||||
Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм . | 3 ч. | |||
6. | Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. | 1 | ||
7. | Аппликация из геометрических фигур. | 1 | ||
8. | Портрет из геометрических фигур. | 1 | ||
Плетение. | 6ч. | |||
9. | Из истории плетения. | 1 | ||
10. | Косое плетение в 4 пряди. Закладка. Плетеный человечек. | 1 | ||
11. | Прямое плетение из полос бумаги. | 1 | ||
12-14 | Плетеные картинки. | 3 | ||
Работа с тканью и нитками. | 5ч. | |||
15. | Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. | 2 | ||
16. | ||||
17. | Декоративные узлы. «Узел счастья» | 2 | ||
18. | ||||
19. | «Дерево жизни», «Турецкий узел». | 1 | ||
Работа с разными материалами. | 5ч. | |||
20. | Из истории пуговиц. Способы пришивания. | 2 | ||
21. | ||||
22. | Портрет «Оля или Коля?» | |||
23. | Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей». | 1 | ||
24. | Аппликации в технике изонить. Фоторамка. | 1 | ||
25. | Итоговое занятие. | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Список литературы
- Агапова И., Давыдова М. «Аппликация», М., «Лада», 2008 г.
- «Необыкновенное рисование», М., «Мозаика-синтез», 2011 г.
- «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика-синтез», 2011 г.
- Чиоти Д. «Оригинальные поделки из бумаги», М., «Мир книги», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Конструирование Для 1-4 класса
Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, ра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них – разработка рабочих программ курсов вн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»
Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Функциональная грамотность»
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»
Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...