Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа рассчитана на 1 год для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях связаны с краеведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znay_i_lyubi_svoy_kray.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Край родной»
4 класс
Направление: духовно - нравственное
Составитель: Широглазова Екатерина Борисовна,
учитель высшей категории
2017- 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательном учреждении в 4 классе и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 год 34 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятий 40 минут. Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в школе:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 29 декабря 2014 г. №1643, зарегистрированный Минюстом Российской Федерации 6 сентября 2015 г., регистрационный № 35916);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009. №373 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40936);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 83»
Актуальность данного курса заключается в том, во-первых, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Во-вторых, проводимые ВПР для обучающихся 4-х классов включают в себя вопросы на знание культурного и исторического наследия родного края.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Цель программы: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Томской области, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Задачи:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Томска и Северска в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- приобщить учеников к богатой культуре Томской области;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- способствовать пробуждению интереса и бережному отношению к историческим и культурным ценностям Томской области;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости своей «Малой родиной».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Томской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Регулятивные:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Томской области, города;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Томской области и атласом;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные :
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
географическое положение родного края;
символика Северска и Томска;
районы и населенные пункты Томской области;
фауна и флора родного края;
природные ресурсы Томской области;
достопримечательности Томска и Северска;
экономика родного края;
известные люди Томской области.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды родного края», «Люди нашего края».
Наш город (7ч)
Знакомство с историей города Северска, экономикой города (основные производства и профессии), достопримечательностями города, известными людьми города.
Наша область (14ч)
Географическое положение Томской области, водные ресурсы, природа родного края, представители фауны и флоры, Красная книга Томской области, полезные ископаемые области, административный центр – город Томск, достопримечательности города Томска: памятники историческим личностям, мемориалы участникам ВОВ, храмы; основные производства в городе Томске.
Мифы и легенды родного края (4ч)
Легенды о р.Томи, о Белом озере, о городе Томске.
Люди нашего края (9ч)
Губернатор Томской области, томичи-герои России (Волошина В.Д., Калашников М.Т., Масло С.В.) известные личности - Николай Рукавишников, известные томские спортсмены олимпийские чемпионы и призеры (Маргарита Алийчук, Антон Голоцуцков, Любовь Егорова, Сергей Белов, Наталья Баранова, Николай Борщевский, Александр Каун)
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата проведения |
Наш город (7ч) | ||||
1 | Город Северск. | История города. Прошлое, настоящее и будущее города. | Мультимедийная беседа | |
2,3 | Улицы города | Название улиц города, старые улицы и новые. | Создание проекта «Моя улица» | |
4,5 | Производственные и промышленные предприятия, компании и организации | СХК, северский стекольный завод, самусьский судостроительный- судоремонтный завод,ООО «Деревенское молочко» | Мультимедийная беседа, экскурсия | |
6 | Известные люди города | Мэр города, глава администрации | ЦГБ | |
7 | Любимый город | Экскурсия по городу | ||
Наша область (14ч) | ||||
8 | Томская область на карте России | Географическое положение томской области на карте России, соседи томской области | Практическая работа с атласом и контурной картой | |
9 | Природа родного края | Лесные ресурсы. Самые красивые места | Мультимедийная беседа | |
10, 11, | Водные ресурсы | Водные ресурсы Томской области: реки (Обь, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Чая, Парабель, Васюган), озёра, болота | Исследовательская деятельность, защита проекта | |
12,13 | Флора и фауна | Представители животного и растительного мира Томской области | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
14 | Красная книга Томской области | Представители животного и растительного мира Томской области, занесённые в «Красную книгу» | ЦГБ | |
15 | Полезные ископаемые | Месторождения нефти, газа, металлических руд | Практическая работа с атласом | |
16 | Город Томск – административный центр | |||
17,18, 19 | Достопримечательности города Томска | Памятники историческим личностям, мемориалы участникам ВОВ, храмы | Мультимедийная беседа, тематическая экскурсия по городу | |
20,21 | Основные производства | ТНХК, Сибкабель, Межениновская птицефабрика, ТЭЛЗ, ТЗРО | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
Мифы и легенды родного края (4ч) | ||||
22 | Легенды о реки Томи | Чтение легенд о реке Томи | Работа с текстом | |
23 | Легенды о Белом озере | Чтение легенд о Белом озере | ||
24,25 | Легенды о Томске | Чтение легенд о Томске | ||
Люди нашего края (9ч) | ||||
26 | Губернатор Томской области | Кто является губернатором томской области, чем занимается губернатор области | Мультимедийная беседа | |
27,28 | Томичи-герои России | Знакомство с биографиями и заслугами Волошиной В.Д., Калашникова М.Т., Масло С.В. | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
29 | Известные личности | Знакомство с биографией Николая Рукавишникова | Мультимедийная беседа | |
30,31, 32 | Известные томские спортсмены олимпийские чемпионы и призеры | Знакомство с биографией Маргариты Алийчук, Антона Голоцуцкова, Любовь Егоровы, Сергея Белова, Натальи Барановой, Николая Борщевского, Александра Кауна | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
33 | Знатоки родного края | Вопросы по изученным темам | Викторина | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов: что узнали, чему научились | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Край наш Смоленский"
Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои достижения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои достижения"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познава...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»...