Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа рассчитана на 1 год для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях связаны с краеведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Край родной»
4 класс
Направление: духовно - нравственное
Составитель: Широглазова Екатерина Борисовна,
учитель высшей категории
2017- 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательном учреждении в 4 классе и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 год 34 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятий 40 минут. Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в школе:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 29 декабря 2014 г. №1643, зарегистрированный Минюстом Российской Федерации 6 сентября 2015 г., регистрационный № 35916);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009. №373 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40936);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 83»
Актуальность данного курса заключается в том, во-первых, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Во-вторых, проводимые ВПР для обучающихся 4-х классов включают в себя вопросы на знание культурного и исторического наследия родного края.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Цель программы: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Томской области, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Задачи:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Томска и Северска в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- приобщить учеников к богатой культуре Томской области;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- способствовать пробуждению интереса и бережному отношению к историческим и культурным ценностям Томской области;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости своей «Малой родиной».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Томской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Регулятивные:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Томской области, города;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Томской области и атласом;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные :
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
географическое положение родного края;
символика Северска и Томска;
районы и населенные пункты Томской области;
фауна и флора родного края;
природные ресурсы Томской области;
достопримечательности Томска и Северска;
экономика родного края;
известные люди Томской области.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды родного края», «Люди нашего края».
Наш город (7ч)
Знакомство с историей города Северска, экономикой города (основные производства и профессии), достопримечательностями города, известными людьми города.
Наша область (14ч)
Географическое положение Томской области, водные ресурсы, природа родного края, представители фауны и флоры, Красная книга Томской области, полезные ископаемые области, административный центр – город Томск, достопримечательности города Томска: памятники историческим личностям, мемориалы участникам ВОВ, храмы; основные производства в городе Томске.
Мифы и легенды родного края (4ч)
Легенды о р.Томи, о Белом озере, о городе Томске.
Люди нашего края (9ч)
Губернатор Томской области, томичи-герои России (Волошина В.Д., Калашников М.Т., Масло С.В.) известные личности - Николай Рукавишников, известные томские спортсмены олимпийские чемпионы и призеры (Маргарита Алийчук, Антон Голоцуцков, Любовь Егорова, Сергей Белов, Наталья Баранова, Николай Борщевский, Александр Каун)
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата проведения |
Наш город (7ч) | ||||
1 | Город Северск. | История города. Прошлое, настоящее и будущее города. | Мультимедийная беседа | |
2,3 | Улицы города | Название улиц города, старые улицы и новые. | Создание проекта «Моя улица» | |
4,5 | Производственные и промышленные предприятия, компании и организации | СХК, северский стекольный завод, самусьский судостроительный- судоремонтный завод,ООО «Деревенское молочко» | Мультимедийная беседа, экскурсия | |
6 | Известные люди города | Мэр города, глава администрации | ЦГБ | |
7 | Любимый город | Экскурсия по городу | ||
Наша область (14ч) | ||||
8 | Томская область на карте России | Географическое положение томской области на карте России, соседи томской области | Практическая работа с атласом и контурной картой | |
9 | Природа родного края | Лесные ресурсы. Самые красивые места | Мультимедийная беседа | |
10, 11, | Водные ресурсы | Водные ресурсы Томской области: реки (Обь, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Чая, Парабель, Васюган), озёра, болота | Исследовательская деятельность, защита проекта | |
12,13 | Флора и фауна | Представители животного и растительного мира Томской области | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
14 | Красная книга Томской области | Представители животного и растительного мира Томской области, занесённые в «Красную книгу» | ЦГБ | |
15 | Полезные ископаемые | Месторождения нефти, газа, металлических руд | Практическая работа с атласом | |
16 | Город Томск – административный центр | |||
17,18, 19 | Достопримечательности города Томска | Памятники историческим личностям, мемориалы участникам ВОВ, храмы | Мультимедийная беседа, тематическая экскурсия по городу | |
20,21 | Основные производства | ТНХК, Сибкабель, Межениновская птицефабрика, ТЭЛЗ, ТЗРО | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
Мифы и легенды родного края (4ч) | ||||
22 | Легенды о реки Томи | Чтение легенд о реке Томи | Работа с текстом | |
23 | Легенды о Белом озере | Чтение легенд о Белом озере | ||
24,25 | Легенды о Томске | Чтение легенд о Томске | ||
Люди нашего края (9ч) | ||||
26 | Губернатор Томской области | Кто является губернатором томской области, чем занимается губернатор области | Мультимедийная беседа | |
27,28 | Томичи-герои России | Знакомство с биографиями и заслугами Волошиной В.Д., Калашникова М.Т., Масло С.В. | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
29 | Известные личности | Знакомство с биографией Николая Рукавишникова | Мультимедийная беседа | |
30,31, 32 | Известные томские спортсмены олимпийские чемпионы и призеры | Знакомство с биографией Маргариты Алийчук, Антона Голоцуцкова, Любовь Егоровы, Сергея Белова, Натальи Барановой, Николая Борщевского, Александра Кауна | Мультимедийная беседа, поиск информации, подготовка сообщений | |
33 | Знатоки родного края | Вопросы по изученным темам | Викторина | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов: что узнали, чему научились | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/08/picture-484775-1694191009.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Край наш Смоленский"
Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-909728-1490625614.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-962034-1508524382.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои достижения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои достижения"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-962034-1508524382.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/23/picture-1431171-1669205240.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познава...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1091337-1544353727.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»...