Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_prazdniki_tradicii_remyosla.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
приказом по школе № от «___»__________ 2012г.
Директор ГОУ ЦО №491_____________
ПРИНЯТА
решением педагогического совета
протокол № __
от «___» __________ 2012 года
ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности младших школьников
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
для учащихся 3 классов
на 2012/2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика факультатива
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Организация данной деятельности направлена на:
- Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
- Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
- Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
- Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
- Формирование интереса к народному творчеству.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
- Развитие эстетического вкуса.
Место факультатива в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания факультатива
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
- Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
- Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
- Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
- Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
- Русские народные игры.
- Русские народные песни для детей.
- Народные танцы.
Примерное планирование тем по классам
1 класс
Русские народные праздники.
2класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
3 класс
Старинный русский быт.
4 класс
Новый русский быт (со времён Петра I).
Тематическое планирование курса «Старинный русский быт»
№ п/п | Тема занятия | Коли-чество часов | Универсальные учебные действия | Дата прове-дения |
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр | ||||
1 | Знакомство с общим содержанием курса | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации | |
2 | Функциональный характер одежды в старину. | 1 | - познакомить с особенностями крестьянской одежды; - сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; - ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | |
3 | Рубашка, сарафан у женщин. | 1 | ||
4 | Роль орнамента-оберега (вышивка) | 1 | ||
5 | Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. | 1 | ||
6 | Особое значение пояса (кушака). | 1 | ||
7 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 | ||
8 | Мужская одежда у крестьян. | 1 | ||
9 | Крестьянская обувь. | 1 | ||
10 | Одежда и обувь у бояр. | 1 | ||
11 | Одежда боярынь и боярышень. | 1 | ||
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | ||||
12-13 | Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. | 2 | - продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки); - показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. | |
14 | Элементы избы. | 1 | ||
15 | Особая роль печки. Курная изба. | 1 | ||
16 | Освещение в крестьянских избах. | 1 | ||
17-18 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. | 2 | ||
19 | Красный угол | 1 | ||
20 | Иконы | 1 | ||
21 | Боярский терем и боярские палаты. | 1 | ||
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | ||||
22 | Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий» | 1 | - оценить достоинства традиционной русской кухни; - познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков. | |
23 | Пословицы и поговорки о хлебе. | 1 | ||
24 | Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. | 1 | ||
25 | Что такое блины? Пироги. | 1 | ||
26 | Взвары. Варенья. Соленья. Мёд. | 1 | ||
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. | ||||
27 | Быт крестьянской семьи. | 1 | - разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) | |
28 | Быт городской семьи | 1 | ||
29 | Зимние забавы | 1 | ||
30 | Летние забавы | 1 | ||
31 | Именины | 1 | ||
Учёба. Школа. | ||||
32 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. | 1 | - сравнить учёбу детей в старину с современной школой; - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. | |
33 | Школы при церквях и монастырях. | 1 | ||
34 | Учебные предметы и учебные книги. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обуч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Ключ и Заря". 1-4 класс. ПНШ. 2017
Рабочая программа составлена с учетом изменений ФГОС 2015г....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровейка» (спортивно-оздоровительное направление) 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Здоровейка»(спортивно-оздоровительное направление)1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....