Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_vezhlivyh_nauk_1_-_4_klassy.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Рабочей группы Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ №1
« »________2014г. _______Н.В. Ширяева ________И.Б.Виноградова _________А.П. Груздева
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Школа вежливых наук
2015 г.
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;
- программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- обучить навыкам общения и сотрудничества;
- сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
2. Общая характеристика курса
Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).
Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:
отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);
отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);
честность (честный – лживый);
смелость (смелый – трусливый).
В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтоб перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.
Методические приемы программы:
- чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;
- проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);
- проведение развивающих и словесных игр;
- рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;
- проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").
Программа построена с учетом возрастных особенностей, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, сюжетно - ролевые игры, просмотр мультфильмов, праздники и др.
Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.
При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания.
Формы организации внеурочной деятельности:
- Ролевые игры;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Тренинги общения;
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
3. Место кружка в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 135 часов - 33 часа в год для 1-х классов и 34 часа в год для 2-4-х классов.
4.Требования к результатам освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)
Личностные УУД
- самоопределение
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
- установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
- понимание и сохранение учебной задачи
- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
- осуществление пошагового и итогового контроля
- различие способа и результата действия
Познавательные УУД
- включение в творческую деятельность учащихся
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
- осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
- адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1.Отличие понятий «этика» и «этикет».
2.Правила вежливости и красивых манер.
3.Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1.Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2.Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3.Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4.Быть доброжелательными.
5.Соблюдать заповеди.
6.Сострадать животным, не обижать их.
7.Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8.Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9.Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1.Различать хорошие и плохие поступки.
2.Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос, наблюдение;
- Диагностика
- Анкетирование учащихся и родителей.
5.Содержание программы.
1 класс
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Правила поведения в школе. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Культура принятия пищи.
Раздел 2. Правила общения (10 часов)
Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. Какие бывают поступки? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Я и мои товарищи. Общение со сверстниками в играх. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Я среди людей.
Раздел 3. О трудолюбии (5 часов)
Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся в школе. Мои обязанности в классе. Как мы трудимся дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и школьные вещи).
Раздел 4. Культура внешнего вида (5 часов)
Основные правила Мойдодыра. Как я выгляжу. Домашняя одежда (викторина). Правила ухода за одеждой. Культура одежды. Язык красок.
Раздел 5. Внешкольный этикет (8 часов)
Простые правила этикета. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет. «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщение изученного за год. Итоговый тест.
2 класс
Раздел 1. Введение (1час)
Этика – наука о морали. (Дискуссия).
Раздел 2. Школьный этикет (9 часов)
Как я выгляжу. Школьный этикет. (Круглый стол). Зачем быть вежливым. (Дискуссия).
Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.) Роль жестов и мимики в приветствии. «Ты» и «вы» в обращении. Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа).
Раздел 3. Правила общения (5 часов)
Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). Что мешает общению. «Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность). Чем богат человек. (Практикум).
Раздел 4. О трудолюбии (4 часа)
«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка).
«История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. Обязанности ученика в школе и дома (Дискуссия).
Раздел 5. Культура внешнего вида (5 часов).
Да здравствует мыло душистое. Требования к внешнему виду человека. Повседневная одежда. Волосы и головной убор. Человек и его имя.
Раздел 6. Внешкольный этикет (10 часов)
Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета). День рождения. (Стенгазета). Учимся общаться. (Практикум). Двор, где я живу. «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей). (Ярмарка). Сказка в нашей жизни. (Наблюдения). Итоговый тест. «Мы любим свой город». (Презентация).
3 класс
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Азбука этики. Основные понятия этики. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь. Я – личность. Мои роли.
Раздел 2. Правила общения (11 часов)
Устав – основной закон школы. Библиотека – хранительница знаний. Экскурсия в библиотеку. «История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. Школьное имущество надо беречь. Слово лечит, слово ранит. Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Что такое конфликт.
Раздел 3. О трудолюбии (6 часов)
Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии (дискуссия). Уход за своими вещами.
Раздел 4. Культура внешнего вида (7 часов)
Красота внешняя и красота душевная. Парадная одежда. Покупка новых вещей. Одежда будничная и праздничная. Учимся общаться. Культура внешнего вида. Мода и школьная одежда.
Раздел 5. Внешкольный этикет (5 часов)
Этика в общественных местах. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Поведение на природе. Мой день рождения.
4 класс
Раздел 1. Введение (1 час)
Азбука этики. Культура поведения и такт. (Дискуссия)
Раздел 2. Школьный этикет (9 часов)
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Поступки человека и его характер. Культура общения. Отзывчивость и доброта.
Раздел 3. Правила общения (5 часов)
Доверие в общении. Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома? Приветствия и знакомства. Верность слову.
Раздел 4. О трудолюбии (5 часов)
Культура физического и умственного труда. Золотые руки. Герои труда.
Раздел 5. Культура внешнего вида (6 часов)
Что такое культура внешнего вида? Вежливость и внешний вид. Одежда и осанка. Этикет и мода. Чувство, настроение, характер человека. Роль позы во внешнем облике.
Раздел 6. Внешкольный этикет (8 часов)
«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. Осваиваем правило «так нельзя».
Цветы в жизни человека. Праздничный этикет. Готовимся к празднику. «Прощание с начальной школой!»
6.Тематическое планирование по курсу
1 класс
№ | Тема | Кол. часов | Теория | Практи-ческие занятия |
1 | Школьный этикет. | 5 | 2 | 5 |
2 | Правила общения. | 10 | 2 | 6 |
3 | О трудолюбии. | 5 | 2 | 7 |
4 | Культура внешнего вида. | 5 | 3 | 6 |
5 | Внешкольный этикет. | 8 | ||
Итого: | 33 | 9 | 24 |
2 класс
№ | Тема | Кол. часов | Теория | Практи-ческие занятия |
1 | Введение | 1 | 2 | 5 |
2 | Школьный этикет. | 9 | 1 | 8 |
3 | Правила общения. | 5 | 4 | 5 |
4 | О трудолюбии | 5 | 2 | 7 |
5 | Культура внешнего вида. | 7 | ||
6 | Внешкольный этикет. | 7 | ||
Итого: | 34 | 9 | 25 |
3 класс
№ | Тема | Кол. часов | Теория | Практи-ческие занятия |
1 | Школьный этикет. | 5 | 2 | 6 |
2 | Правила общения. | 11 | 2 | 7 |
3 | О трудолюбии | 6 | 4 | 7 |
4 | Культура внешнего вида. | 7 | 2 | 6 |
5 | Внешкольный этикет | 5 | ||
Итого: | 34 | 10 | 24 |
4 класс
№ | Тема | Кол. часов | Теория | Практи-ческие занятия |
1 | Введение | 1 | 2 | 5 |
2 | Школьный этикет. | 9 | 2 | 6 |
3 | Правила общения. | 5 | 2 | 7 |
4 | О трудолюбии | 5 | 3 | 6 |
5 | Культура внешнего вида. | 6 | ||
6 | Внешкольный этикет. | 8 | ||
Итого: | 34 | 9 | 24 |
7.Учебно методическое и материально – техническое
обеспечение внеурочной деятельности.
Программно - нормативное обеспечение:
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего утверждённый приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Методические пособия:
-Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1 – 2. - М.: Школа-Пресс,
-Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс. -Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”.
-Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
-Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
-Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Интернет – ресурсы:
http://window.edu.ru/ -Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http:// konstantinova.21416s15.edusite.ru›p33aa1.htm Интернет-ресурсы для учителей начальных классов
http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
http://www.prodlenka.org/novosti-obrazovaniia/blog.html - Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка»
Технические средства обучения:
-компьютер
-проектор
-интерактивная доска
-принтер
-сканер
-ксерокс
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение 2
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Приложение 3
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".
Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4, 3 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Приложение 4
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
Г) Позову на помощь взрослых.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Г) Помирюсь с ним.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Приложение 5
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Приложение 6
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Приложение 7
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Приложение 8
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Приложение 9
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Итоговое тестирование (в конце изучения всего курса)
Вариант № 1
1. За праздничным столом приборы лежат справа и слева от твоей тарелки и выше неё. Какими приборами ты воспользуешься сначала?
1) теми, что лежат справа от тарелки
2) теми, что лежат от тарелки справа и слева
3) теми, что лежат выше тарелки
2. Зачем придерживать тяжёлую дверь, выходя из здания?
1) чтобы она не стучала громко
2) чтобы дверь не разбилась
3) чтобы она не ударила человека, который идёт следом
3. Тебе позвонили по телефону, но связь прервалась, и разговор не был завершён. Как ты поступишь?
1) наберу номер телефона
2) буду ждать, пока мне позвонят
3) отключу телефон
4. Девушку, сидящую за столом, знакомят с мужчиной почтенного возраста. Как она должна поступить?
1) встать из-за стола и протянуть руку
2) протянуть руку, сидя за столом
3) на протянутую руку мужчины кивнуть головой
5. Зимой мужчина, здороваясь, протянул руку, не снимая перчаток. Знакомый, приветствуя его, снял перчатку только с правой руки. А как должно быть?
1) мужчины должны снять перчатки с правой руки
2) мужчины могут здороваться, не снимая перчаток
3) мужчины здороваются, сняв перчатки с обеих рук
6. Определи классические правила приглашения на танец.
1) мужчина подходил к женщине и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь
2) мужчина издалека показывал жестами женщине своё желание потанцевать с ней
3) мужчина подходил к женщине и, не спрашивая её согласия, брал за руку для танца
7. В аудиторию, в которой находилось несколько студентов, юношей и девушек, вошла женщина-профессор. Кто должен первым поздороваться?
1) студенты-юноши
2) женщина-профессор
3) все студенты
8. Как следует поступить с призом, если тебя при подведении итогов школьного конкурса наградили коробкой конфет?
1) съесть конфеты самому
2) предложить конфеты всем
3) съесть конфеты с лучшим другом
9. Как без слов сказать о том, что ты закончил кушать?
1) положить вилку и нож в тарелку параллельно друг другу
2) положить вилку и нож у тарелки на салфетку
3) положить вилку в тарелку, а нож у тарелки на салфетку
10. Кирилл представляет маме своих друзей Сашу и Максима: «Саша, это Анна Сергеевна!», «Мама, познакомься, это мой друг, его зовут Максим!», «Саша, Максим, это моя мама!» Какой из трёх вариантов знакомства является верным?
1) первый
2) второй
3) третий
11. Какой из перечисленных праздников православный?
1) день святого Валентина
2) Навруз
3) Покров
12. «Если собираешься в чужую страну, то одевайся в одежду того народа, в чью страну думаешь ехать». О чем эта адыгейская пословица?
1) об уважении культуры и обычаев других народов
2) о скромности поведения
3) о наличии у адыгов одежды других народов
13. Съедая на улице конфету, куда ты выбрасываешь фантик?
1) себе под ноги
2) подальше на газон
3) в урну или кладу в карман
14. Во время обеда в гостях ты уронил на скатерть кусок торта. Как ты себя поведёшь?
1) объясню, кто в этом виноват
2) извинюсь перед хозяйкой
3) сделаю вид, что ничего не произошло
15. У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл её вернуть. Твои действия?
1) вернуть книгу, извинившись
2) не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил
3) незаметно подложить книгу в ранец друга
16. Саша, Максим и Кирилл встречают гостей. Выбери свой вариант.
1) Саша после звонка в дверь осматривает себя в зеркало. Всё в порядке. Одежда нарядная, но и достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. С улыбкой открывает дверь.
2) На Максиме мятая рубашка и не глаженные брюки. «Нормально!» — думает он и, шаркая мамиными шлёпанцами, направляется в прихожую открыть дверь первому гостю.
3) Кирилл на звонок гостя кричит из кухни: «Входите! Дверь не заперта. Проходите в комнату, я сейчас освобожусь».
17. Если ты столкнёшься в степи с гадюкой, а в лесу — с ужом, что ты будешь делать?
1) возьму в руки ужа и не стану приближаться к гадюке
2) ударю гадюку, ведь она ядовита
3) не стану трогать змей, они часть природы
18. Определи строчку, в которой описана одежда женщины, посещающей православный храм.
1) в брюках или в короткой юбке
2) в кофте или блузе без рукавов, с открытыми руками и косметикой на лице
3) в юбке до колен и с покрытой платком головой
19. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой — вилку?
1) в правой руке вилка, в левой — нож
2) в правой руке нож, в левой — вилка
3) можно по очереди
20. Когда и где следует дарить артистам живые цветы?
1) бросить цветы с прохода во время спектакля
2) в антракте пойти за кулисы и вручить цветы
3) стоя в проходе между сценой и первым рядом, вручить цветы при финальных поклонах артистов
21. Девушка достала из сумочки зеркальце, помаду и расчёску. В каком месте она сможет воспользоваться этими предметами, не нарушая правил приличия?
1) в общественном транспорте
2) на оживлённой улице
3) в уединённом месте
22. Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая группа детей?
1) младшие школьники и девочки
2) старшеклассники
3) отличники школы
23. Что могут выражать жесты? Выбери верный ответ.
1) богатство, бедность, мечту
2) смелость, трусость, рассеянность
3) оскорбление, враждебность, дружелюбно
24. Какой из перечисленных музеев не является художественным?
1) Эрмитаж
2) Третьяковская галерея
3) Политехнический музей
25. В каком ряду названы верные действия пассажира при выходе из общественного транспорта?
1) выходить из транспорта быстро, обходить автобус сзади и переходить улицу по переходу
2) подготовиться к выходу заранее, выйдя из транспорта, не спешить, переходить; улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки
3) выходить из транспорта первым, быстро обойти автобус и перейти улицу, пропуская проходящий транспорт
Вариант № 2
1. Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий старик?
1) стоящий юноша
2) проходящий старик
3) не имеет значения
2. В гостях за столом ты нечаянно уронил на пол вилку. Как следует поступить?
1) поднять и продолжать есть
2) начать есть ложкой
3) извиниться и попросить подать другую вилку
3. Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?
1) остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения
2) дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения
3) свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану
4. Мужчина и женщина поднимаются вверх или спускаются вниз по лестнице. Кто идёт первым?
1) вверх по лестнице — женщина, а вниз — мужчина
2) вверх по лестнице — мужчина, а вниз — женщина
3) и вверх, и вниз мужчина и женщина идут рядом
5. Ты пришёл к товарищу в гости, а он вышел
в магазин. Тебя привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Твои действия?
1) буду ходить по комнате
2) открою шкаф с книгами и посмотрю картинки
3) стану у окна и буду смотреть, что происходит на улице
6. Куда ты положишь ложку, если уже поел?
1) положу на скатерть
2) положу в пустую миску
3) буду держать в руке
7. Кто предлагает своё место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
1) мужчина
2) женщина
3) мужчина и женщина
8. Ты очень торопишься, но тебя на улице останавливает прохожий и спрашивает, как пройти на незнакомую тебе улицу. Твои действия?
1) пожав плечами, пройти мимо
2) молча указать пальцем в любую сторону
3) ответить: «Извините, к сожалению, я ничем не могу помочь»
9. Ты спешил на урок и в коридоре столкнулся лбом с другим мальчиком. Тебе ужасно больно. Твои действия?
1) обругать мальчика
2) извиниться перед мальчиком
3) молча уйти
10. Саши, Максима и Кирилла спросили, как они приглашают друзей на свои дни рождения. Вот их ответы.
Кирилл: «За час до начала празднования своего дня рождения я по телефону начинаю звонить друзьям, приглашая их в гости».
Максим: »3а несколько дней до дня рождения я извещаю своих друзей, что хочу их видеть такого-то числа в такое-то время на своём дне рождения».
Саша: «За день до дня рождения я разношу в почтовые ящики друзей открытки с приглашением на свой день рождения».
А как поступаешь ты?
1) как Саша
2) как Максим
3) как Кирилл
11. Ты садишься за стол, берёшь салфетку и ...
Что сделаешь дальше?
1) заправляю её за воротник
2) положу её на колени
3) положу её рядом с тарелкой
12. Как ты думаешь, что считалось у казаков большим преступлением, за которое строго наказывали?
1) убийство врага
2) пьянство во время похода
3) воровство у врага
13. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
1) самые большие
2) самые маленькие
3) те, что лежат ближе к тебе
14. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?
1) мужчина
2) женщина
3) не имеет значения
15. Петру Ивановичу представили Ивана Петровича. Пётр Иванович сказал: «Очень приятно, Сидоров Пётр Иванович!» Что должен сделать Иван Петрович?
1) ответить: «Рад познакомиться!»
2) с лёгким поклоном головы протянуть руку
3) похлопать Петра Ивановича по плечу
16. Мужчина наклонился к уху впереди сидящей женщины и попросил шёпотом снять с головы высокую шляпу. Подруга женщины ответила шёпотом мужчине, чтобы он вёл себя приличнее. Кто вёл себя в театре не совсем прилично?
1) мужчина
2) подруга женщины
3) женщина в шляпе
17. Кто выходит из общественного транспорта первым?
1) мужчина
2) женщина
3) не имеет значения
18. Танцы бывают народные, классические, спортивные. В каком ряду перечислены названия классических танцев?
1) хип-хоп, брейк-данс, джаз-модерн
2) вальс, танго, фокстрот
3) гопак, барыня, лезгинка
19. Зачем в школе существуют запретительные правила?
1) чтобы все ученики слушались учителей
2) чтобы родители не беспокоились о своих детях
3) чтобы сохранить жизнь и здоровье обучающихся
20. Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику.
1) подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку
2) махать рукой, показать язык, надуть губы
3) сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот
21. Какой музей ты должен посетить, чтобы ознакомиться с жизнью и творчеством писателя?
1) музей-квартиру
2) музей-мастерскую
3) картинную галерею
22. Ваш класс в походе должен сделать привал на одной из трёх полян. На первой поляне упавшие с деревьев сухие ветки, высокая трава. Вторая поляна с чистой газонной травой. А на третьей поляне — следы пребывания людей: кострище, пластиковый и бумажный мусор. Определи место привала вашего класса.
1) на первой поляне
2) на второй поляне
3) на третьей поляне
23. Как будет вести себя по кавказскому этикету юноша, если с ним говорит старший по возрасту?
1) будет слушать сидя, развалившись на стуле и сложив руки на груди
2) будет стоять сгорбившись и держать руки в карманах
3) будет стоять прямо, внимательно слушать, выражать готовность выполнить просьбу
24. Человек какой профессии занимается сервировкой стола?
1) бармен
2)официант
3)директор
25. Какой из перечисленных советов ты выберешь при беседе?
1) говори так, чтобы собеседник не понял тебя и постоянно переспрашивал, что ты сказал
2) говори так громко, чтобы тебя услышал не только твой собеседник
3) говори спокойным голосом, чётко и ясно проговаривая каждое слово.
Ответы
Вопросы | Вариант №1 | Вариант №2 | |||
1 | 2 | 1 | |||
2 | 3 | 3 | |||
3 | 2 | 2 | |||
4 | 1 | 1 | |||
5 | 3 | 3 | |||
6 | 1 | 2 | |||
7 | 2 | 3 | |||
8 | 2 | 3 | |||
9 | 1 | 2 | |||
10 | 2 | 2 | |||
11 | 3 | 2 | |||
12 | 1 | 2 | |||
13 | 3 | 3 | |||
14 | 2 | 2 | |||
15 | 1 | 2 | |||
16 | 1 | 3 | |||
17 | 3 | 1 | |||
18 | 3 | 2 | |||
19 | 2 | 3 | |||
20 | 3 | 3 | |||
21 | 3 | 1 | |||
22 | 1 | 3 | |||
23 | 3 | 3 | |||
24 | 3 | 2 | |||
25 | 2 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"
Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»
Программа для внеурочной деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.
Согласно новому ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Кружок "Оригами"
Программа кружка «Оригами» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа определяе...