Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе.
материал на тему
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Притча.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Действительно, в наших руках развитие личности:
• любознательной, интересующейся, активно познающей мир;
• умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;
• уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
• доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;
• готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности — ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная и исследовательская творческая деятельность.
Многие учёные пришли к выводу, что на сегодняшний день использование проектной деятельности на уроке – это та технология, которая дает нам тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать технологию проектной деятельности.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В ФГОС второго поколения включена Программа исследовательской и проектной деятельности, которая «направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий».
Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности.
Какие же учебные действия формируются у учащихся в процессе работы над проектом:
Аналитические: выдвижение идеи, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Поисковые: находить информацию по каталогам, энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Работа над проектами способствует формированию общих учебных умений (универсальных учебных действий):
• личностные (формирование интереса);
• регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
• познавательные (наблюдение, выводы, работа с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта);
• коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи других).
Виды проектов
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций,сказки.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Технология организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности.
1. Использование на уроке педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения и метода проекта.
2. Проведение нетрадиционных уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов.
3.Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.
4.Домашнее задание творческого и исследовательского характера
5.Проектная деятельность в 1-х классах, как одно из направлений внеурочной деятельности
6.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
7.Внеклассная работа: походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
8.Результатом проектов могут быть праздники, спектакли, книгоиздательская деятельность, презентации.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий.
Основной единицей является учебно-исследовательская задача, которая предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее предполагает определенные действия.
В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Двухкомпонентная организация проектной деятельности
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования, сообщения), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Презентация проекта
Предполагаемые результаты в процессе создания и реализации проекта:
Для ребенка:
• раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений;
• наличие условий для самоутверждения, самореализации.
Для учителя:
• использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурс;
• диагностика, стимулирование детей младшего школьного возраста к познанию;
• помощь в общении друг с другом;
• развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников;
• увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником.
Ученики работают над проектом и выполняют задания
• Поиск информации в словарях, энциклопедиях, Интернете
• Беседа с родителями по вопросу проекта
• Технологический компонент (перфокарты, сигнальные карточки, книжки-малышки)
• Изобразительная деятельность (рисунки, плакаты)
• Творческий компонент (стихи, сказки, игры, устный рассказ, мини-проекты, инсценирование)
• Взаимное обучение
• Контроль
После завершения работы над проектом
• Презентация группового проекта
Каждая группа выступает с презентацией результатов, демонстрируя свои работы.
• Итоговое обсуждение
В завершении обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления одноклассников. Подводятся итоги, определяется победитель мини-проекта.
• Оформление результатов работы
• Составление плана урока
• Защита проекта (коллективная работа)
Дифференцированная работа над проектом
В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя задания. Они имеют возможность воспользоваться помощью одноклассников, получить консультацию от учителя. Работая над проектом, слабые ученики могут почувствовать свою значимость в общем деле. У них появляется уверенность, что они могут быть тоже успешными. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении предмета, могут выйти за рамки выполняемых учебных упражнений.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта можно оценивать:
• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
• степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
• практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
• количество новой информации использованной для выполнения проекта;
• степень осмысления использованной информации;
• оригинальность идеи, способа решения проблемы;
• уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.
Проектно – исследовательская работа во внеурочной деятельности.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.
Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
-Что мне интересно больше всего?
-Чем я хочу заниматься в первую очередь?
-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
-О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Темы детских исследований
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ - тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
План работы над проектом
Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Что можно исследовать в этом направлении дальше.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».
Данная работа демонстрирует продукт проектно - исследовательской деятельности третьеклассника, способствуя развитию метапредметных результатов, формируя первые исследовательски...
статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов
Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...